Это и есть палаццо Путина?

Возможно, речь опять идет о злокозненных сплетнях. И, может быть, Владимир Путин на самом деле не имеет к этому никакого отношения. Тем не менее должен быть какой-то князь, король или премьер-министр, который строит для себя этот чрезвычайно помпезный и пышный замок, этот дворец с колоссальными колоннами и украшенными фресками сводами, с мраморными ванными и зеркалами в витиеватых, покрытых золотом рамах, с несколькими бассейнами, вертолетной площадкой, театральным залом, казино и собственным виноградником.

Со всем этим можно познакомиться в интернете, посмотрев многочисленные и не всегда очень убедительные фото, опубликованные российским порталом Ruleaks, специализирующимся на публикации сенсационных материалов. Российский бизнесмен Сергей Колесников из Санкт-Петербурга утверждает, что это лично Путин приказал возвести для себя на побережье Черного моря, на сочинских холмах, этот обширный памятник стоимостью в один миллиард американских долларов, и все это деньги от взяток и подкупа. Тем самым подтверждается старое предвзятое мнение: немецкие политики уютно устраиваются в обычных таунхаусах (Ганновер) или в одноэтажных бунгало (Оггерсхайм). В отличие от этого в душе каждого влиятельного русского человека еще живет царь, и поэтому он готов без конца наслаждаться старым добрым блеском золота и славы.

Вместе с тем размещенные в интернете фотографии свидетельствуют о том, что при всем бахвальстве должен существовать и небольшой дух таунхаузов в том, кто воздвиг это кричащее архитектурное сооружение. Само здание по мере знакомства с ним поражает прежде всего тем, насколько бедным может быть большое богатство и как дорого может обходиться владельцу его собственный плохой вкус. Хотя этот дворец и напоминает снаружи Версаль, внутри он больше похож на итальянское палаццо. Однако какой-нибудь Лоренцо ди Медичи или Людовик XIV вряд ли были бы довольны, взглянув на это творение. Они не демонстрировали миру свои деньги, они искали свою собственную неповторимую эстетику, они хотели быть великими в великом искусстве. Стилизованные изыски в районе города Сочи вызвали бы у них отвращение.

Странным образом именно этот вид дорогого малодушия (можно было бы также говорить о изысканной форме идентификационной слабости) не только в России, но и во всем мире для многих богатых и прекрасных становится идеалом. В Пекине может преобладать вульгарное удовольствие от ювелирных украшений, в Потсдаме скорее господствует идея подлинности, а в Сочи к этому добавляется еще барочный восторг от триумфальных арок и постелей с балдахином – и всегда это объясняется неоисторизмом — стремлением показать себя, исходящим от хозяина дома.

Этот неоисторизм является настоящим интернациональным стилем современности. Даже в мусульманских странах, опасающихся проникновения западного влияния, в первой попавшейся дорогой вилле не придется долго искать украшений с колоннами. Идеалы греческой архитектуры стали общепринятым символом глобализации. По крайней мере на этом культурном поле Европа, судя по всему, вновь одержит победу. Путь китайцы и арабы из Персидского залива экономически очень сильно давят – когда речь заходит о зажиточной жизни, то и они не редко превращаются в старых европейцев. Нужно ли этому радоваться? Фотографии из Сочи свидетельствуют еще и о том, что исторические формы никого не защищают от удручающей действительности.