Рогозин: ЕвроПРО должна быть единым механизмом

Российская сторона считает, что территориальная система противоракетной обороны в Европе (ЕвроПРО) должна быть единым механизмом, при котором Россия «будет равноправным участником и одним из наиболее важных узлов этой системы», сказал постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин.

Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил ранее, что Североатлантический альянс видит ЕвроПРО как две независимые системы — натовскую и российскую, но которые скоординированы друг с другом.

По мнению Рогозина, обе системы должны быть взаимосвязаны, «только тогда Российская Федерация получит гарантию того, что эта система ЕвроПРО в принципе не может быть заточена против наших стратегических интересов».

«Мы считаем, что данная система должна быть единой, что должен быть и центр принятия решений, центр обнаружения. Безусловно, «железо», как мы говорим, будет находиться под национальным контролем сторон», — сказал постпред.

Он сообщил, что эксперты высокого уровня уже приступили к определению рамок сотрудничества по ПРО между Россией и НАТО, «отчет по которому должен появиться к июню этого года и будет представлен министрам обороны».

Рогозин подчеркнул, что вопрос взаимодействия между РФ и НАТО по ПРО «не является темой сугубо военно-технической».

«Это вопрос политический и он будет решаться на политическом уровне, поскольку этот вопрос затрагивает всех участников евроатлантического региона», — сказал посол.

Он напомнил, что российский подход, изложенный президентом Дмитрием Медведевым на саммите РФ-НАТО в ноябре прошлого года, «обозначал так называемую «секторальность», которую мы понимаем как свою зону ответственности — функциональную и географическую».

Рогозин сообщил, что дискуссия по ПРО ведется сразу на двух направлениях: собственно на треке НАТО и на треке Совета Россия-НАТО (СРН).

«Фактически это два самостоятельных процесса», — сказал дипломат, заметив, что российская сторона опасается, что «трек НАТО будет работать с опережением дискуссии, которая ведется с участием России в СРН, поскольку нам известно, что уже в марте этого года министры обороны стран-членов НАТО должны будут обсуждать архитектуру боевого управления системы».

По словам Рогозина, с российской стороной такой дискуссии пока не ведется, и «поэтому мы в праве рассчитывать, что наши партнеры и коллеги не поставят нас перед фактом и не предложат нам присоединяться к уже готовому, изобретенному без нас продукту».

«Мы считаем, что без России ЕвроПРО не будет, будет блоковая система, которая лишь подстегнет гонку вооружений в Европе», — заявил постпред.

Он ожидает, что в ближайшее время вопрос ПРО станет главной темой консультаций между Россией и ее партнерами со стороны НАТО.

Говоря о сотрудничестве между РФ и НАТО в области противоракетной обороны театра военных действий, Рогозин указал, что она является «неотъемлемой частью общего решения и первым этапом на пути выхода на более серьезное понимание, чем мы можем быть полезны друг другу в рамках проекта ЕвроПРО.

При этом дипломат отметил, «что в самой НАТО еще не все глубоко убеждены в необходимости ЕвроПРО: разные участники альянса по-разному смотрят на то, каким образом создавать более глубокую безопасность и для своих народов, и для партнеров и союзников».

«Мы не позволим использовать Россию в рамках процесса вовлечения в то, что мы не понимаем в плане конечной цели, и мы, тем более, не позволим использовать нас в пропагандистских целях, результатом которых потом станет появление элементов стратегической ПРО в северных морях, что категорически для нас неприемлемо», — указал Рогозин.