Турция обещает Украине транзитные перспективы

Турция обещает Украине транзитные перспективы, инвестиции и доступ на свой рынок вооружений. Главный вопрос — какую цену придется заплатить Виктору Януковичу за эти предложения.

При Януковиче журналистам стало проще писать о целях встреч и визитов главы государства: проблема отсутствия денег в бюджете заслонила проблему отсутствия стратегии развития и смысла существования страны. Теперь с кем бы из первых лиц президент ни встречался — есть основания предположить, что Украина банально просит денег.

25 декабря в Киеве Янукович встречался с премьером Турции Реджепом Эрдоганом. Чего хочет Украина от Турции, понятно. Сиквел грабительских реформ 90-х не наполнит бюджет страны в той мере, в которой это нужно элите — а значит, «фандрайзинг» продолжается. Необходимые Киеву в 2011 году $12 млрд кто-то должен дать. И потому куда интереснее другой вопрос — что попросит Анкара в обмен на свои инвестиции.

Черноморский регион не случайно называют одной из ключевых транспортно-транзитных зон. Запад упорно пытается отгородить Россию от ключевых регионов мира дугой из лояльных режимов между Балтикой и Каспием, где Черное море — не менее важное звено, чем Белоруссия. Однако неудачи ГУАМ показали, что лояльность буферных режимов Западу зависит от экономики, а та все еще слишком сильно связана с РФ. И будущее геополитического проекта зависит от развития альтернативных коммуникаций.

Турция не первый год грезит идеей двух коридоров, один из которых должен соединить Балтику с Красным морем, а другой — Украину, Турцию и Египет. У Киева, в плане долгосрочных инициатив — железнодорожный проект «Викинг», который должен стать центром контейнерных перевозок стран-участников (в их число кроме Украины уже входят Литва и Белоруссия). Если же вспомнить о планах создания автодороги, которая бы «закольцевала» Черное море, то договариваться есть о чём.

В коммюнике встречи всего этого, правда, не было. Турция хочет, чтобы её строительные компании возводили объекты для Евро-2012. Как заявил Эрдоган, турецкий строительный сектор по мощности стоит на втором месте после китайского. «Мы желаем, чтобы наши строительные компании принимали участие в тендерах и выигрывали их», — более, чем недвусмысленный намек.

Цель Украины — пробиться на рынок вооружений для турецкой армии. Как подчеркнул Виктор Янукович, «украинские компании готовы к участию в тендерах для обеспечения потребностей турецкой армии, а турецкая сторона готова рассматривать наши предложения по данному вопросу».

Стороны заявили, что в ближайшие пять лет хотят увеличить товарооборот до уровня $10 млрд, а за десять — до $20 млрд. Если учесть, что в 2008 году товарооборот между Украиной и Турцией составлял $8 млрд, в 2009 году — $4 млрд, а в 2010 году еле-еле достиг $5 млрд, то планы двух стран и впрямь кажутся наполеоновскими. Экономическому блицкригу, по-видимому, должны сопутствовать договоренности о создании в 2011 году зоны свободной торговли.

Однако приземленные задачи не отменяют возвышенных целей. В итоговом коммюнике упоминается, что «достигнуто соглашение между Кабинетом министров Украины и правительством Турции об организации международного прямого грузового железнодорожно-паромного сообщения». «Мы согласились с необходимостью создания трансрегиональных транспортных коридоров, которые соединяют Восточную и Северную Европу с Ближним Востоком и Средней Азией», — скромно отметил украинский президент.

Нет в коммюнике и упоминания о российском проекте газопровода «Южный поток», в прокладке которого Киев и Анкара одинаково не заинтересованы. Однако обойти эту тему Янукович и Эрдоган не м огли никак. Для Киева это прямая угроза доходам от транзита по национальной ГТС. Анкара поддерживает конкурента «Южного потока» — «Набукко».

Ещё один факт, связанный с визитом турецкого лидера в украинскую столицу — внезапное потепление в отношениях команды Януковича и крымских татар. Позиция лидера меджлиса крымских татар Мустафы Джемилева играет не последнюю роль в том, с какой интонацией станет Анкара говорить с Киевом. За какие-то считанные недели татарский меджлис перестал восприниматься регионалами как бывший союзник Тимошенко. Попытки нынешнего главы МВД Украины Могилева снести БТРами татарские самозахваты и агрессивную риторику крымских «випов» в отношении татар сменили осторожные обещания узаконить часть самовольных построек.

Мало того, теперь украинские власти пытаются переложить вопросы обустройства крымскотатарских репатриантов на Турцию. Спикер парламента Украины Литвин заявил, что было бы неплохо, если бы Анкара взялась строить квартиры для крымских татар в Крыму. Эту идею поддержал и Джемилев, который, помимо жилья, хочет выпросить у Турции татарские школы и новый корпус для университета. Если турецко-украинские отношения не остановятся на этапе взаимных деклараций, то не исключено, что татары, как и при Ющенко, станут объектом хотя бы декларативной заботы властей.

Так или иначе, Турция и Украина объявили о новом этапе двустороннего сотрудничества. Скептики сравнивают сближение двух стран со сближением России и Китая. По их мнению, амбиции регионального лидера, которыми обладает Анкара, могут рано или поздно превысить аппетиты Киева. И если Украина не озаботится вопросом сдерживания экономической и гуманитарной экспансии своего черноморского соседа, то даже безобидная, на первый взгляд, отмена визового режима может, в конечном счете, оказаться игрой лишь в одни ворота — турецкие.