Осколки СССР под сетью дяди Сэма: о WikiLeaks

Тотальный слив WikiLeaks затронул человечество, задел за живое. Оставим вне этой публикации мотивы и цели массированного обнародования секретов и данных для служебного пользования. В данный момент важнее другое – появление материалов, касающихся России и других республик бывшего Союза, однозначно подтверждает – США опутали плотной сетью все постсоветское пространство, внимательно отслеживая и мониторя ситуацию, реализуя свои установки, влияя на политическую ситуацию, непосредственно вмешиваясь во внутренние дела государств.

Штаты активно сотрудничают с той самой «пятой колонной» — предателями, которые на американские деньги реализуют американские же программы через многочисленные НПО и фонды. На виду – все те же оппозиционеры, старые и не очень, побывавшие во власти в лихие 90-е, так и не вкусившие сладкого властного пирога, превратившись в профессиональных ненавистников. Свора периодически, в перерывах между митингами, на которые приходит больше журналистов, чем участников, собирается частями у дома хозяина на Садовом кольце в Москве в ожидании сосиски, эмоционально брызгая слюной, поскуливая и повизгивая. На фоне их злобы ко всему российскому и русскому хозяин дома – дипломат из США – выглядит чуть ли не адвокатом российских властей.

Цепная свора Вашингтонского обкома

В любопытном материале Галины Сапожниковой и Исраэля Шамира (http://kp.ru/daily/25623/790207/) «Комсомольская правда» поведала о том, как США так или иначе пытаются руководить тем, что происходит в России. По крайней мере, это в полной мере демонстрируют обнародованные WikiLeaks шифрограммы американских разведчиков, отправленные из посольства США в Москве около года назад.

Касаются эти документы как раз тех самых деятелей, которые, по одному меткому выражению «шакалят у посольств». Вопреки утверждениям скептиков и всезнаек, донесения в Вашингтон подтверждают, что заокеанские кураторы дают, чуть ли не прямые указания нашим политикам, правозащитникам и журналистам. По крайней мере, имеют такую возможность и не считают это зазорным. Хотя если взглянуть на паноптикум, который трется в посольстве США, то нужно смело выдавать американским легальным резидентам молоко и усиленный рацион питания за вредность. Ведь злоба их подопечных испускает такие флюиды, что можно серьезно подорвать здоровье и повредить психику.

… В начале 2010 года Россию посетила одна из ключевых фигур разведсообщества США директор департамента России в Совете национальной безопасности (СНБ) Майкл Макфол. 14 января этот человек встретился в посольстве США с российскими правозащитниками, о чем американский посол Джон Байерли исправно доложил в Вашингтон в телеграмме MOSCOW 000304 .

Профессиональные седовласые правозащитники, промышляющие в РФ, узрев в импозантном американце «царя-батюшку», с ходу кинулись к нему в ноги с жалобами на
…перезагрузку! Гости с ходу заявили, что «разочарованы заметным отступлением США от поддержки прав человека в России».

Посол телеграфировал в Вашингтон: «Светлана Ганнушкина из НПО «Гражданское содействие» настаивает, что «перезагрузка» в отношениях России и США подорвала способность активистов выступать против нарушений. Она утверждает, что после убийства чеченской активистки Натальи Эстемировой Рамзан Кадыров «получил карт-бланш» и на другие убийства».

Когда Макфол прямо спросил Ганнушкину, считает ли та, что «перезагрузка» означает отсутствие понимания ситуации с правами человека со стороны США, Ганнушкина ответила: «Мы не видим реакции на эти нарушения». Макфол эту точку зрения опроверг, напомнив про частые официальные заявления со стороны США.

Засыпающая на ходу «снегурочка» Людмила Алексеева из Московской Хельсинкской группы, видимо, знакомая с азами дипломатического этикета, сначала поблагодарила Макфола за то, что СНБ США выразил протест по поводу ее недавнего задержания милицией на 4 часа (на несанкционированной акции оппозиции в Москве 31 декабря – прим. Авт.), но посетовала Вашингтону обращать внимание на инциденты, связанные со свободой собраний. Алексеева хочет, чтобы Штаты делали это деликатнее, нежели прежняя американская администрация: «Повышайте накал, но не будьте вторым Бушем…».

Горячий кавказец Юрий Джибладзе из Центра по правам человека и демократии вообще обрушился на США с критикой, укоряя Вашингтон в «мягкотелости»: «…если два года назад, когда власти США спрашивали его совета, он рекомендовал «смягчить тон, потому что тогдашний стиль казался чересчур конфронтационным, а антиамериканизм был широко распространен среди российских чиновников (как и в обществе в целом), то теперь Джибладзе считает, что США должны укрепить свою критику… показать, что вопросы прав человека занимают видное место в повестке дня двусторонних отношений… Как партнер России США имеют право требовать реформ в обмен на торговлю или другие уступки».

Особенно Джибладзе был раздражен тем, что Вашингтон имеет дело с автором термина «суверенная демократия» — первым заместителем главы администрации Президента РФ Владислава Суркова, возглавляющим рабочую группу российско-американской президентской двусторонней комиссии.

Пришлось и американскому послу, составлявшему донесение на родину, и самому Майклу Макфолу вступаться за Владислава Суркова. «Российские правозащитники его демонизируют», — защитил Суркова Джон Байерли. А Макфол успокоил горячего Джибладзе, заверив, что «планов капитулировать перед Владиславом Сурковым у США нет. И отметил, что это все-таки не дело США – диктовать России, какие группы правозащитников должны принимать участие в совещаниях комиссии».

Редактор Интернет-сайта «Кавказский узел» Григорий Шведов заявил, что «осуждение (российских властей. — Авт.) – это недостаточно», и попросил американцев «теснее работать с НПО, не ограничиваясь только финансовой поддержкой». А Лев Пономарев из НПО «За права человека» призвал американцев считать президента Чечни Рамзана Кадырова «международной персоной нон грата».

Вообще, судя по реакции цепной своры, одним из главных врагов она считает именно главу Чечни Рамзана Кадырова, что, несомненно, делает последнему честь, поскольку вызывать ярость у этой прикормленной Вашингтоном публики может только антиамериканист. Не случайно, Алексеева и Пономарев выразили мнение, что США должны изолировать Кадырова, при этом налаживая связи с лидерами других северокавказских республик России. Как это будет выглядеть в реальности, в донесении американского посла не сказано.

Фигурировавшая в начале посольской бумаги Ганнушкина выступила с предложением: «Для решения проблем гражданского общества в России за стол переговоров должны сесть представители четырех сторон – оба правительства (США и РФ. — Авт.) и представители неправительственных организаций». Но Макфол разочаровал Ганнушкину, заметил, что российские активисты сами должны выстраивать свои отношения со своей администрацией, а не полагаться на Америку. Это из серии: «И так деньги сосете, кровопийцы! И еще хотите, чтобы мы вас сводили по нашим каналам с вашими властями? Какая наглость!».

«Нам следует получше объяснять публично… наш общий подход к обеспечению прав человека и демократии в России», — такими словами завершил отчет о первой встрече посланника Вашингтона в Москве посол Джон Байерли.

Следующая часть своры, ожидающей сосиски, обнаружилась у стен посольства США ровно через пять дней. Четыре «мушкетера» в лице Бориса Немцова, Владимира Милова из «Солидарности», Григория Бовта (партия «Правое дело») и Владимира Рыжкова, бывшего главы Республиканской партии, были допущены к телу Макфола, о чем посол Байерли сообщил в новой секретной телеграмме MOSCOW 000305 от 19 января 2010г. Амбиций у этой публики побольше, следовательно, и тональность визга повыше, нежели у предыдущих грантоедов.

«Президент Медведев не рассматривается ими в качестве реальной альтернативы премьер-министру Путину, который, по их мнению, скорее всего, вернется к власти в 2012 году… Они согласились, что целью политической оппозиции в течение ближайших двух лет должна стать работа по предотвращению возвращения Путина на пост президента. Но, согласно их мнению и учитывая контроль Путина над обществом, к низвержению его может привести только какая-то чрезвычайная ситуация. Бовт заявил, что гражданское общество в России в настоящее время спит и вряд ли будет активно сопротивляться нынешнему режиму. Он сравнил правительство Путина с временами Советского Союза.

Рыжков его поправил, заметив, что пока русские пользуются свободой личной жизни и передвижения, от критики правительства они воздерживаются. По его словам, большинство граждан России довольны существующим положением», — констатировал посол США.

И здесь содержались упреки в адрес хозяина (о, неблагодарные!). В частности, все четверо сетовали на то, что «администрация Обамы воздерживается от открытой поддержки демократических реформ из практических соображений, дабы улучшить отношения с Россией». «Но хотя, по их мнению, эта стратегия выглядит прагматичной в краткосрочной перспективе, — доложил посол Байерли, — они полагают, что возвращение Путина на пост президента приведет к ухудшению отношений с Соединенными Штатами». И вновь Макфолу пришлось напоминать, что таскать каштаны из огня кроме самой оппозиции никто не будет. Неужели этого не понимает дотошный Борис Ефимович Немцов? «Депутинизация», — провел небольшой политический ликбез Макфол, — должна исходить от самой России… Хотя американский президент и не выступает открыто в поддержку гражданского общества в России, как хотелось бы членам оппозиции, он полностью поддерживает демократические реформы».

Тогда участникам встречи кисло пришлось согласиться с тем, что «драматических изменений на российской политической арене в ближайшем будущем не произойдет».

Искреннее желание разобраться «ху» есть «ху» в российской оппозиции, прослеживается у американцев давно. Видимо, нелегкое это дело. Чего стоит одна депеша — MOSCOW 010861, датированная 2006 годом и написанная предшественником Байерли, тогдашним послом США в Москве Уильямом Бернсом: «Российские «демократы» находятся в состоянии смертельного разброда и развала. Личные раздоры, разногласия по поводу отношений с Кремлем, споры по поводу жизнеспособности политической деятельности, трудности с регистрацией партий сорвали все попытки объединиться в преддверии выборов в Думу. Хотя некоторые считают, что Кремль предпочел бы иметь (хотя бы для видимости) единую правую оппозицию, процесс объединения тормозит председатель «Яблока» Явлинский, который требует для себя главной роли… Дезорганизация, злословие и подхалимаж перед Кремлем делают оппозицию неспособной объединиться и взять на выборах семипроцентный барьер».

Кстати, просвещал далеких от российских реалий американцев все тот же неутомимый Владимир Рыжков: «В лагере демократической оппозиции существует три группы: одни (Каспаров, Касьянов) хотят засудить Путина в Международном трибунале по военным преступлениям. У них практически нет последователей. Другие (Белых, Явлинский) с Кремлем худо-бедно договариваются – за это их регистрируют, подкармливают, допускают в СМИ и иногда позволяют встретиться с Сурковым. Третьи (сам Рыжков) находятся в оппозиции Путину, несмотря на неравные условия, продолжают игру, но им все равно отказывают в регистрации, во встречах в Кремле и в доступе к СМИ».

«В чем все они согласны — и Рыжков, и Белых, и Чубайс, — что Явлинский — это «редкая зараза», его лидерство над объединенной демократической оппозицией будет перенести нелегко, учитывая его требования подчиниться «Яблоку», — признает посол. — Явлинский сам рассказывал, что вся демократическая оппозиция придет к нему, «у них нет другого выбора». Политический консультант Дмитрий Орешкин рассказал нам, что Явлинский не хочет приходить в Думу в качестве части правого Союза, а только как бесспорный лидер «демократических» сил».

Оказывается, хитрый Рыжков за подробные консультации просил посла США помочь с …регистрацией партии (!). Тот обещал поспособствовать, но, видимо, соскочил. Как отметили авторы «Комсомолки», уже по тону депеши, изобилующей деталями всеобщего российского демократического раздрая, чувствовалось: в успех проамериканских сил сам посол не особенно верил.

Новому послу США Джону Байерли пришлось аж два раза посетить правозащитный террариум, на что, согласитесь, способен далеко не каждый, а только самый стойкий разведчик-дипломат.

В декабре 2009-го, как свидетельствует депеша MOSCOW 003034, посол рассказывал руководству о своих впечатлениях от посещения двух конференций, посвященных 20-летию смерти академика Сахарова. Первая, состоявшаяся в сахаровском Центре, была неинтересной и скучной, собрав, помимо прочих, представителей зарубежных организаций и посольств. Много говорили о роли Сахарова и российских правозащитников в мировом прогрессе. Тишь да блажь нарушило разве что гневное послание Елены Боннэр, в котором та обрушилась на соратников с критикой за то, что нынешние борцы за права человека «недостаточно страстно борются с российским правительством».

Но такого официоза более радикальным правозащитникам показалось недостаточно. Группа представителей НПО во главе с креативным до неприличия Львом Пономаревым собрала другую конференцию, куда неизвестно какими пряниками заманили посла США. По его ироничным воспоминаниям, конференция «проходила в тесной, грязной комнате на окраине города, в старой гостинице «Интурист», где практически не было людей в возрасте до 50 лет. Выступавшие вопили в микрофон о своих обидах, так и не найдя общей темы…». «Создается впечатление, что правозащитное движение находится в России в плачевном состоянии и не имеет будущего…», — резюмировал Байерли, невольно превратившись в могильщика российской правозащиты.

В общем, цели, задачи, методы и способы американских «партнеров» не являются сенсацией. Они известны и, по большому счету, неизменны. Не меняется и наша свора, по свистку сбегающаяся в посольство США. Правы журналисты «Комсомольской правды»: «Трудно, согласитесь, представить себе, чтобы представители республиканцев, например, или демократов бегали в российское посольство в Вашингтоне и слезно требовали: «Вы там с нашими пожестче, пожестче!» И без тени смущения формулировали задачу: «Чтобы прийти к власти, нам нужен коллапс. В общем, ребята, действуйте!»