Ислам Каримов — фальшивый друг Запада

Репутация Европейского союза, как защитника свобод и прав человека, в глазах миллионов граждан Узбекистана давно превратилась в жалкие лохмотья. Но и они готовы развалиться, чтобы представить миру всю наготу европейских политиков.

24 января президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозо и Генеральный секретарь НАТО Андерс Расмуссен приветствуют в Брюсселе одного из самых кровавых тиранов современности — президента Узбекистана Ислама Каримова.

О таком приеме в столице Евросоюза не мечтают и гораздо меньшие по сравнению с Каримовым диктаторы, как белорусский президент Александр Лукашенко, против которого ЕС готовится принять санкции за разгон демонстрации и арест оппозиционеров в Минске после президентских выборов в декабре.

Дело в том, что Лукашенко не повезло иметь границу с Афганистаном, как Каримову, которая позволила последнему стать хозяином северного маршрута доставки грузов в зону войны, и превратиться в незаменимого партнера НАТО, которому прощается не то что разгон — расстрел демонстрации.

Бывший коммунист Каримов управляет Центрально-азиатской республикой бывшего СССР с 1989 года, загнав за это время 28-миллионный народ богатой природными и человеческими ресурсами страны в безработицу и нищету.

По данным американского ЦРУ, опубликованным в 2010 году, 26% населения Узбекистана живет за чертой бедности. 13% населения страны недоедает — такой вывод сделал тоже в прошлом году International Food Policy Research Institute, базирующийся в Вашингтоне.

Единственный выход из этой беспросветной ситуации узбеки видят в поездках на заработки в Россию, где они становятся жертвами не только оскорблений и избиений, но и убийств со стороны русских националистов, регулярно устраивающих нападения на выходцев с Кавказа и Центральной Азии.

Бедность населения Узбекистана находится в обратно пропорциональной зависимости с богатством режима Ислама Каримова. Две дочери президента Каримова давно шокируют не только Узбекистан, но и Европу роскошным стилем жизни. Как недавно сообщил швейцарский журнал L’Hebdo, они стали обладателями самых дорогих особняков в Швейцарии.

И если младшая Лола заплатила за свой новый дом четыре миллиона швейцарских франков (3,1 млн. евро), то старшая Гульнара отдала 18,2 млн. франков (14,1 млн. евро). Тот же журнал поместил последнюю на девятое место среди самых богатых женщин, проживающих в Швейцарии, указывая на то, что она обладает состоянием в 600 млн. долларов США.

Об истинном происхождении денег Каримовой, которые затем тратятся ею на общество мировых звезд, как рок-музыкант Стинг, оперный певец Плачидо Доминго, рассказал в секретной переписке с Вашингтоном бывший посол США в Узбекистане Джон Пурнелл.

В дипломатическом кабеле, опубликованном WikiLeaks, посол Пурнелл называет Каримову “бароном грабителей” и пишет, что она совместно с главой узбекской мафии Салимом Абдувалиевым торгует государственными постами.

В секретном донесении посла говорилось, что при содействии “Первой дочери” криминальному боссу удалось продать позиции глав узбекских регионов, начальников отделений милиции и другие.

Противостоять этой коррупции, охватившей все сферы деятельности в Узбекистане, невозможно. Любые проявления недовольства Каримов пресекает, используя из богатого арсенала имеющихся у него средств лишь одно — насилие.

Что такое насилие по-каримовски хорошо известно сотням узбекских диссидентов и тысячам мусульман, ставших жертвами проводимой с начала 90-х Каримовым войны против религиозного экстремизма и терроризма.

34-летний заключенный Мансур Аскаров, отбывавший срок по обвинению “религиозный экстремизм” в колонии в Чирчике, под столицей Ташкентом, погиб 25 ноября 2010 года. Он был сознательно помещен в камеру к двум криминалам, которым было поручено истязать его. Его изнасиловали, а затем долго пытали, к утру он умер.

Это лишь один из недавних случаев убийств под пытками в узбекской тюрьме, получивший огласку, но он вновь подтверждает заключение специального докладчика ООН по пыткам Тео ван Бовена (Theo van Boven) 2003 года “о систематичности и широкой распространенности пыток” в местах лишения свободы в Узбекистане.

С тех пор в стране ничего не изменилось. Произвольные аресты, пытки, изнасилования, незаконное лишение частной собственности и убийства — остаются методами, позволяющими Каримову на протяжении 21 года стоять у власти, держать в рабстве большую часть населения Узбекистана, включая детей, работающих на хлопковых плантациях, и расправляться с небольшой горсткой несогласных — оппозиционерами, диссидентами и журналистами.

13-го мая 2005 года и этих средств оказалось мало. Для удержания народа в узде Каримову потребовалась тяжелая бронетехника. В тот день правительственные войска Узбекистана утопили в крови восстание за права и свободу в городе Андижане.

По самым скромным подсчетам в тот день были расстреляны до одной тысячи человек, среди них женщины и дети.

На массовую резню в Андижане Евросоюз ответил санкциями, введя эмбарго на поставки оружия и включив 12 высокопоставленных чиновников, виновных в расстреле, в список лиц, которым был запрещен въезд на территорию ЕС. Главным требованием ЕС стало проведение независимого международного расследования событий в Андижане.

Но уже скоро страны-члены ЕС поняли, что защита прав человека в Узбекистане может поставить под угрозу их интересы в Афганистане.

CША пришлось распрощаться с базой в узбекском Карши-Ханабаде за помощь беженцам из Андижана, а Германия, использующая базу в Термезе для поддержки своих войск в Афганистане, поняла, что ей необходимо улучшать отношения с Каримовым, а именно, избавить его от санкций.

В октябре 2009 года, добившись лишь мизерных уступок от Ташкента — освобождения нескольких диссидентов, ЕС снял санкции, закрыв глаза на то, что их места в камерах были тут же заполнены новыми арестантами, к примеру, Салиджоном Абдурахмановым, 60-летним журналистом из бедствующего от высыхания Аральского моря Каракалпакстана.

Принимая сегодня в Брюсселе узбекского тирана, Евросоюзу стоило бы задуматься о судьбе своего бывшего партнера — другого дружественного диктатора — президента Туниса Зине аль-Абидина Бен Али, сбежавшего из страны 14 января, когда ни пушки, ни увещевания не могли утихомирить народный гнев.

Казавшийся стабильным режим Бен Али рухнул, когда взорвалось народное терпение, а Брюссель судорожно начал искать слова поддержки тунисскому народу, заявляя, что, оказывается, всегда стоял на стороне его прав и свобод.

Прогнивший насквозь режим Ислама Каримова столь же ненадежен, как и режим Бен Али. Купание в королевской роскоши дочерей президента и других приближенных к нему лиц, вызывает такое же негодование у простого народа Узбекистана, как и дорогостоящие причуды свергнутого тунисского диктатора.

Лишь невероятная жестокость по отношению к народу своей страны продлевает время Ислама Каримова на посту президента Узбекистана и позволяет ему оставаться партнером Запада.

Но сотрудничая с Каримовым на таких условиях, не становятся ли политики ЕС и США невольными соучастниками каждого нового преступления его режима?