Нужен ли Кавказ России, а Кавказу Россия?

…надо построить отношения так, чтобы и Кавказу было выгодно жить в России, и России иметь Кавказ. Давайте так скажем. Ведь Россия же вначале пришла на Кавказ в те годы, потому что у России были свои интересы. Там были интересы Ирана, там были интересы Турции. И Россия пришла на Кавказ. И вот эти русско-кавказские войны, которые были в 1600 каких-то годах. Поэтому был интерес у России. Ну все, согласились вместе жить, подписали договоры, кто-то приехал, вошел в состав Российской Империи, и так далее. Ну вот поэтому надо налаживать нормальные отношения и менять политику на Кавказе.

…«Норд-Ост», Беслан, — это все были отголоски политики, которая проводится и проводилась на Кавказе. И я был живой свидетель событий 92-94гг., первой чеченской войны, второй чеченской войны, когда можно было по-другому все это сделать, но нет, упорно шли на жесткие меры.

…Если сегодня взять Кавказ, я его всегда сравниваю с Афганистаном. Когда мы были в Афганистане, там не было смертников. Сегодня появились смертники. Когда в 92-94гг. в первую, даже во вторую чеченскую, не было смертников. Сегодня они появились. Там они раньше не говорили о том, что – вот, мы строим какой-то эмират. Они говорили, что мы строим независимую Чеченскую республику – кто хотите, к нам присоединяйтесь. Сегодня эти люди, которые говорили о независимости, в руководстве Чечни, Дагестана, Ингушетии, в других местах. А сегодня находится радикальная молодежь – те, которые родились в 92-м году, в 95-м. Посчитайте, сколько им лет сейчас. И они все время ходят под этим символом – война и война. Поэтому любой в этих условиях радикализируется.

…Какие вещи предлагают наши руководители? Найти и уничтожить. Но эту задачу ставит генерал, командир отряда специального назначения. Но руководство страны политическое должно ставить другую задачу. Что же происходит? Уже 15-20 лет на Кавказе происходят процессы, а улучшений нет, и уже война перешла границы Кавказа и приходит уже в города и особенно в столицу страны. Поэтому для политического руководства решение должно быть другое. Что мы неправильно делаем? Ну что от того, что появился Северокавказский округ? Ну был Южный округ, стал Северокавказский. Но от этого же ничего не меняется. Ну, был большой пирожок, стало два пирожка. Что от этого меняется?

…какой должна быть национальная политика, трудно сказать в течение этого времени. Это лекция часов на пять. Но то, что вообще национальной политики у нас нет, это раз. Во-вторых, еще раз сказать – надо остановиться и разобраться, что происходит, куда мы неправильно едем. Почему в тех же странах бывшего Советского Союза, бывшего соцлагеря этого нет, а в России это происходит? Значит, что-то мы неправильно делаем. Мы что-то изменили неправильно. Мы решили сегодня в масштабе политической системы – мы убрали такой орган, как Совет Федерации. Совет Федерации, который был раньше, мог обсуждать все эти проблемы и представлял регионы. Сегодня в Совете Федерации находятся люди, которые никакого отношения к регионам не имеют. Возьмем ту же Ингушетию – был Василий Лихачев. Ну какое отношение Лихачев имеет к Ингушетии и тем проблемам, которые были в Ингушетии? Или возьмите – Тыва: ну какое отношение Пугачев имел к народам Тывы? А Совет Федерации – это орган, который отвечает за безопасность страны. Обратите внимание, два страна стоит, Москва взбудоражена – ни Совет Федерации, ни Госдума не собрались и не приняли никакого решения.