Депутаты Госдумы о трагедии в Домодедово

Представители политических партий в Государственной думе по разному отреагировали на трагические события, произошедшие в аэропорту «Домодедово» в понедельник вечером.

Партия власти предлагает не спешить с выводами и для начала создать парламентскую комиссию по расследованию причин случившегося. Парламентская оппозиция предложила вызвать всех руководителей силовых структур и разобраться, как обеспечена безопасность на всех крупных транспортных узлах Москвы. Внепарламентская оппозиция призывает общество самостоятельно контролировать работу спецслужб.

Здание Государственной думы на Охотном ряду 25 января взяли под усиленную охрану. Документы тщательно проверяли как у журналистов, так и у помощников депутатов и работников Думы. В кулуарах перед началом пленарного заседания только и говорили, что о вчерашней трагедии в аэропорту «Домодедово».

Руководитель фракции «Справедливой России» Николай Левичев, выразив соболезнования родственникам погибших, предложил для начала разобраться с той ситуацией, которая сложилась на подъездах к аэровокзалу. А точнее с зарабатывающими там частным извозом таксистами:

— Там созданы все условия для так называемых бомбил, все условия созданы для того, чтобы «доить» граждан, которых привозят на авиарейсы. Наконец-то это должно стать поводом — разобраться, кто планировал такую конструкцию аэропорта, к которому невозможно подъехать, кто собирает мзду с водителей, кто там прикармливает весь этот полукриминальный бомонд вокруг аэропорта.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, выступая перед журналистами, также посетовал, что порядка в «Домодедово» — как перед зданием аэропорта, так и при входе в него — нет. Таксисты обирают граждан, завышая цены, а милиционеры не следят за пассажирами. Никто не обращает внимания на рамки металлодетекторов. Их можно обойти, а если что и звенит в багаже или карманах пассажиров, то на это не обращают никакого внимания. После вчерашнего теракта необходимо провести специализированные учения, считает Жириновский, заявив, что готов оплатить такую программу в том случае, если на нее денег у Министерства по чрезвычайным ситуациям не окажется:

— Я уже много раз говорил, давайте проводить учения. У МЧС нет людей, давайте я проведу учения. Дайте мне 10 человек, и я определю, кто потенциальный террорист. Ведь тот, кто идет на теракт, у него же мандраж. Он понимает — осталось жить несколько секунд. Последний негодяй чувствует себя неважно. Он молчит, но в глазах виден страх, испуг. Научите этому тех, кто стоят там…

Пленарное заседание началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в аэропорту «Домодедово». И первую часть дня парламентарии посвятили обсуждению произошедшей трагедии. Активнее всех выступали члены компартии. Депутат от КПРФ Николай Коломийцев для начала предложил в самые короткие сроки пригласить на встречу с депутатами всех руководителей силовых структур:

— На правительственный час надо пригласить все службы безопасности. Мы им увеличиваем расходы больше, чем кому бы то ни было, ущемляя промышленность и реальную экономику. У нас «Внуково-2» не взрывается пока, потому что пять вертолетов и сотни охранников обеспечивают его безопасность. А вы пойдите во «Внуково-1», там можно занести чемодан взрывчатки и взорвать, не дай бог, все. Служба безопасности не занимается своей работой. Не надо комитетам ездить на выездные заседания, после которых происходят взрывы.

Коммунист Владимир Улас пошел еще дальше. Нет смысла встречаться с высокопоставленными чиновниками и руководителями силовых структур, надо идти напрямую к президенту и ставить вопрос об отставке правительства и премьера Путина, считает он:

— Папуасничать, переименовывая милицию в полицию, не сложно, а вот организовать эффективную борьбу с терроризмом гораздо сложнее. Общество сегодня вправе от нас потребовать, и оно требует — поставить перед президентом вопрос об отставке правительства Путина, которое оказалось абсолютно несостоятельным в области борьбы с коррупцией, которая является питательной средой для терроризма. Поэтому необходим срочный вызов Путина и постановка вопроса о его отставке.

Председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин в интервью Радио Свобода высказался за общественный контроль над расследованием террористических актов:

— Необходимо устанавливать какой-то общественный контроль, может быть, парламентский контроль. После терактов 11 сентября в США был издан подробнейший отчет спецслужб о том, что произошло. Буквально поминутно описаны все действия террористов и все, что происходило в то время. А мы что-то имеем подобное по Беслану, по «Норд-Осту», по терактам, которые были в марте в Москве, по другим терактам на Северном Кавказе? Мы ничего не знаем, что происходило там, кто понес ответственность. Обществу это неизвестно.

Председатель Комитета по безопасности Госдумы Владимир Васильев в перерыве высказал свою точку зрения на произошедшие события. Спешить с выводами не стоит, считает депутат от «Единой России»:

— Есть предложение сейчас сразу всех сюда пригласить, кто ответственен за организацию работы, за профилактику, за минимизацию последствий. Мы предложили другую схему, надеюсь, она будет принята: работа в комитетах. Внесем в правительство законопроект, предусматривающий степени террористической опасности. Этот законопроект, безусловно, создает правовую основу для того, чтобы общество включалось в процесс противодействия терроризму.

Другой депутат от «Единой России», председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев предложил обратить внимание на недоработки в законе о безопасности на транспорте:

— Мы поднимем вопрос о создании парламентской комиссии, которая возьмет под депутатский контроль реализацию программы создания комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. Второе, что должны безотлагательно сделать законодатели, — осуществить изменения базового законодательства, связанного с транспортной безопасностью. Базовый закон о транспортной безопасности, принятый в 2007 году, к сожалению, сегодня не отвечает тем вызовам, тем угрозам, той террористической ситуации, которая существует в нашей стране, — убежден депутат.

По мнению же политолога Алексея Макаркина, проблема заключается в неэффективной работе спецслужб, которые обязаны пресекать подобные террористические акты на этапе их подготовки:

— Основное средство борьбы — это, конечно, так называемые оперативные мероприятия. Это та работа спецслужб, которая, по понятным причинам, является закрытой, абсолютно конфиденциальной. Это работа, в том числе, агентурного характера. Это получение информации из самых разных источников. Это пресечение этих преступлений на этапе их подготовки…

Между тем, Дмитрий Медведев сегодня отчасти снял ответственность за произошедшую трагедию со спецслужб и правоохранительных органов. Глава государства заявил, что МВД должно обеспечивать безопасность на транспортных узлах вместе с собственниками аэропортов.