В Европе не заметят ответ Лукашенко на санкции ЕС

Александр Лукашенко, реагируя на возможные санкции со стороны Европейского Союза, пригрозил Брюсселю ответными мерами. Во что данная угроза способна воплотиться на практике, и заметит ли этот ответ Минска Евросоюз?

Реагируя на требование Европарламента ввести против Беларуси жесткие санкции, президент Александр Лукашенко предупредил, что примет ответные меры. Соответствующие указания из уст Лукашенко прозвучали в адрес белорусского МИД и правительства страны. Независимые эксперты говорят, что кроме как «мелкими пакостями» Лукашенко, по большому счету, ответить Евросоюзу нечем.

Национализация МакДональдса

Резолюция Европарламента, в которой содержится призыв ввести против Минска целый перечень санкций, белорусского президента раздосадовала. Лукашенко хоть и отметил, что «мы это уже все проходили», и «если Европа, Америка второй раз хотят наступить на те же грабли, то Господь им в дорогу», тем не менее, строго указал правительству в случае введения санкций «немедленно подготовить ответные меры, вплоть до самых жестких».

Белорусские аналитики, впрочем, говорят, что ответный ход на экономическом поле вряд ли получится равнозначным. А громкость заявлений официального Минска объясняют желанием «остудить горячие европейские головы» накануне 31 января, когда Совет Евросоюза будет решать вопрос введения санкций.

Соперник Александра Лукашенко на недавних президентских выборах, экономист Ярослав Романчук говорит, что у Беларуси нет никаких реальных инструментов воздействия на соседей. Вклад страны в мировой ВВП составляет всего 0,1 процента, нет ни одной страны в Европе, где бы доля импорта из Беларуси составляла значимую величину, отмечает экономист.

«Мы разве что можем пригрозить национализацией МакДональдса. Вот это, пожалуй, станет уникальным ответом», — иронизирует Романчук.

Удар по частному бизнесу

Белорусские власти, однако, любят и умеют играть не по правилам. Потому иностранным бизнесменам, рискнувшим открыть дело в Беларуси, в нынешней ситуации надо быть готовыми к любому повороту событий, предупреждает политолог Юрий Чаусов.

Эксперт напоминает о том, как буквально месяц назад по решению руководителя государства на частном предприятии АО «Пинскдрев» сменили директора, и не исключает, что подобное может повториться. «Такая реакция вполне возможна — ударить по предприятиям из стран, которые наиболее эффективно проявили себя в лоббировании введения санкций в отношении Беларуси», — полагает Чаусов.

Белорусские эксперты все же считают, что до имущественных разборок между Евросоюзом и Беларусью дело вряд ли дойдет. Ярослав Романчук говорит, что даже если ЕС решит бойкотировать продукцию «Белнефтехима», нефтепродукты пойдут на Запад под видом российских или украинских, либо через оффшорные фирмы.

Открытость мировой экономики позволяет найти массу возможностей обойти препятствия и запреты, убежден Романчук. А Юрий Чаусов указывает на тот факт, что и в самом ЕС есть страны, не согласные с жесткой позицией по белорусскому вопросу.

Границы на замок?

Главное противостояние между Минском и Брюсселем, по мнению экспертов, развернется в визовом вопросе. Лукашенко, по мнению Юрия Чаусова, подготовит свой список лиц, которым будет запрещен въезд в Беларусь. Вместе с тем эксперт указывает на то, что большое число западных политиков, журналистов, правозащитников и так являются невъездными в Беларусь.

Правда, замечает политолог, за последний год этот список значительно сократился. «Видимо, сейчас будет повод его пополнить», — не исключает Чаусов. Однако, в отличие от европейского, белорусский «черный список» вряд ли будет предан гласности. Официальный Минск всегда сохраняет за собой возможность для шантажа, резюмирует политолог.