Приграничные территории рискуют потерять иностранных инвесторов

Президент запретил покупку иностранцами земельных участков на территории почти четырехсот районов России. Почти сразу после зимних каникул был подписан указ, согласно которому иностранные граждане не смогут иметь в собственности участки на приграничных территориях. Скажется ли это на планах иностранных инвесторов и потеряют ли эти районы инвестиционную привлекательность, выясняли наши собкоры. В списке «запретных земель» оказались Кронштадтский район Петербурга и Выборгский, Кингисеппский и Сланцевский районы Ленинградской области. Попали в закрытую зону также Сосновоборский городской округ и весь Ломоносовский муниципальный район, граничащий с Петербургом и отдаленный от Эстонии в среднем на сто километров.

По оценке экспертов, новый закон не окажет влияния на приток инвестиций в эти районы. Однако ряд официальных и частных лиц уже проявили свою озабоченность принятым документом. Так, 13 января МИД Финляндии официально запросил у России разъяснения по запрету продажи земли иностранцам. Спорным моментом является разночтение между российским и финским пониманием «приграничных территорий». Если в Финляндии иностранцы не могут владеть землей в приграничной зоне, которая ограничивается пятью километрами от границы, то в России запрещенная зона в некоторых случаях простирается на сотни километров от границы. Поэтому финская сторона опасается, что ранее приобретенные финнами в России земельные участки могут быть у них отняты.

— Если в Финляндии россияне могут купить землю без ограничений, финны должны обладать таким же правом и в России, — комментирует ситуацию депутат финского парламента Маркку Лаукканен. По его оценкам, общее число подобных сделок составляет несколько десятков. Если же не брать в расчет приграничные территории, то в остальном список «запретных зон» достаточно прозрачен и состоит из мест дислокации таких важных для округа объектов, как порт Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области, порт Бронка в Ломоносовском районе Санкт-Петербурга, ЛАЭС в городе Сосновый Бор и других.

Что касается включения в этот список города Кронштадт на острове Котлин, то на днях, по сообщению Объединенной судостроительной корпорации, стало известно, что именно там для строительства боевых десантных кораблей «Мистраль» будет построена новая площадка «Адмиралтейских верфей». После завершения проекта производственные мощности будут использованы для строительства крупнотоннажных кораблей.

Ранее ряд экспертов высказывали мнение, что российская часть работы по строительству «Мистралей» может быть проведена на площадке «Адмиралтейских верфей» в Санкт-Петербурге, что остановит переезд этого производства из города в Кронштадт, решение о котором было принято еще летом 2010 года.

— Переносить эти верфи без контракта на «Мистраль» не стали бы, потому что строительство «Мистралей» — это способ возврата инвестиций в проект по передислокации судостроительного завода, — говорит эксперт Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Эдуард Бозе.

Таким образом, Кронштадт вновь становится городом корабелов, в последнее время утратившим былое значение в экономике региона.

Калининградская область в силу своей специфики почти полностью оказалась приграничной территорией, где иностранцам запрещено покупать землю. Исключение составили всего три муниципалитета эксклава общей площадью более двух тысяч квадратных километров.

Тем не менее, как считает заместитель министра экономики Калининградской области Андрей Гудзарик, этот запрет не снизит привлекательности региона для иностранных инвесторов.

Все они, работающие в Калининградской области, являются учредителями российских компаний. Для таких организаций есть ограничение: если иностранное юридическое или физическое лицо владеет более 50 проц. акций российской компании, то им запрещается иметь в собственности земли сельхозназначения. Остальной недвижимостью владеть можно.

Как добавил Андрей Гудзарик, для иностранных лиц остается возможность долгосрочной аренды земельных участков на приграничной территории. «Ничего не потеряют те инвесторы, кто вкладывает свои деньги в производство и оборудование», — считает он.

Другого мнения придерживается вице-президент торгово-промышленной палаты Калининградской области Дмитрий Чемакин, который полагает, что запрет привлекательности инвестиционному климату особой экономической зоны не прибавит.

К слову, на приграничную территорию иностранцы могут попасть, получив предварительное разрешение ФСБ. Получать согласие должны и иностранные учредители или руководители компаний, работающих в янтарном крае.

— Это ограничение преодолимо, — говорит исполнительный директор Ассоциации иностранных инвесторов Калининградской области Олег Скворцов. — А вот запрет на покупку земли в приграничной зоне закрывает для инвесторов фактически 90 проц. территории региона. Теряется смысл ОЭЗ, так как большая ее часть отсекается от инвестиционного потока.

В 2009 году в экономику региона было вложено около 100 млн долларов, в прошлом — около 160 млн. В этом году в связи с указом президента представители Ассоциации иностранных инвесторов ожидают снижение притока прямых инвестиций из-за рубежа.

Однако не во всех регионах запрет на приватизацию иностранцами приграничных территорий может стать тормозом в развитии. Так, в Волгоградской области два оказавшихся в списке муниципальных района находятся на границе с Казахстаном, в зоне рискованного земледелия.

— Район наш удален от мегаполисов, — говорит бывший глава Старополтавского района, депутат областной Думы Сергей Булгаков. — Экономика его аграрная. Поэтому инвесторы всегда были местные, умеющие работать в таких сложных условиях.

Стоит сказать, что палласовские животноводы постоянно арендуют пастбища у своих соседей, казахских землевладельцев. Но даже если казахское правительство объявит ответный мораторий на покупку своих земель, арендованных площадей этот запрет не коснется. Из попыток прихода в регион иностранных инвестиций Булгаков называет разве что давний визит французов, которые изучали возможности нефтедобычи, и уже завершившуюся германо-российскую программу поддер жки малых предприятий, созданных немцами Поволжья.

Правда, недавно выращиванием зерна в Старополтавском районе заинтересовались канадцы, которые на родине работают в похожих климатических условиях. Они уже начали совместное с местными фермерами производство.

— Канадцы получили все необходимые от российского правительства разрешения для завоза семян. Семена они передают местным аграриям вместе с деньгами на удобрения, зарплату и ГСМ. Фермеры в свою очередь вкладывают в общее дело землю, сельхозтехнику и рабочую силу. Урожай зерна делят согласно изначально заключенному контракту. Большая часть уходит канадцам, — объясняет механизм сотрудничества нынешний глава района Владимир Марченко.

Вдоль границы с Казахстаном также находятся девять районов Прииртышья, протяженность границы Омской области и Казахстана составляет более 1000 километров. Ресурсы южных районов области до сих пор особо не привлекали «инвесторов» из-за кордона.

— За последние годы ни один зарубежный бизнесмен не предложил нам свои вложения в производство в обмен на землю в собственность, — говорит глава Исилькульского района Владимир Сусленко.

Гектары в приграничных районах региона с практически неразвитой инфраструктурой интересуют лишь сельхозпредпринимателей из Поднебесной. Поселения вблизи Казахстана традиционно славятся богатым урожаем. Даже в самые неблагоприятные годы пшеница здесь неизменно удается на славу, а зерно из южных районов Прииртышья успешно продается по всей стране.

— Наши села кормит только хлеб, — констатирует глава Одесского района Валерий Корнейчик. — Поэтому еще за десять лет до выхода указа президента мы сами приняли решение не продавать участки иностранцам. Впрочем, желающие приобрести лакомый земельный участок иностранцы уже нашли выход из ситуации. Единственное, что для этого необходимо, — российское гражданство. А заключить сделку с новым паспортом проще простого.

— К нам нередко поступает информация о том, что участок оформляет в собственность иностранный покупатель, — говорит заместитель начальника отдела земельных ресурсов минимущества Омской области Лариса Бебешина. — Но при проверке по документам он оказывается гражданином России, значит, никаких претензий ему уже не предъявишь. В таких случаях мы настоятельно просим глав муниципальных образований не продавать участки в стометровой приграничной зоне. Она должна быть свободна от прав третьих лиц.

Эксперты считают, что «хозяина», который бы непосредственно занимался темой приграничных территорий, нет. И законодательно она еще не отрегулирована. Чтобы установить пункт пропуска через границу, необходимо согласование 7-8 ведомств. Именно поэтому запрет на оформление в собственность земельных участков иностранцами кардинально ситуацию в экономике приграничных территорий вряд ли может изменить.

комментарий

Галина Изотова, первый заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике ГД ФС РФ:

— В прошлом году в первом чтении был принят законопроект «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». Данным документом закрепляется право муниципальных образований наряду с Российской Федерацией и субъектами РФ подписывать соглашения о приграничном сотрудничестве. Это специальный закон, регламентирующий отношения в сфере приграничного сотрудничества.

Проектом закона не регулируется, да и не может регулироваться деятельность иностранных территориальных сообществ. В нем лишь указываются основные направления и формы взаимодействия иностранных и российских субъектов сотрудничества, перечень которых носит открытый характер.

Кроме того, проект не придерживается только Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Здесь предусмотрены нормы, отвечающие конструкциям и формулировкам российского национального права, а также допускающие иные модели сотрудничества, кроме европейских. Поэтому предлагаемый перечень направлений и форм приграничного сотрудничества не является исчерпывающим, на практике могут появиться и другие формы.

В законопроект внесены поправки, и в ближайшее время должна быть назначена дата его рассмотрения во втором чтении в Государственной Думе.