«Омечетивание» России — стратегия государства

10 января двое российских ученых — Юрий Петраш, д. ф. н., профессор, академик РАЕН и Сергей Иванеев, к. ю. н., доцент кафедры ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ», профессор Академии военных наук обратились с открытым письмом к президенту РФ, председателю правительства Российской Федерации и мэру Москвы. Тема обращения — «озабоченность активизацией ислама в России».

«Сегодняшний натиск ислама, — пишут ученые, — вызывает законную нашу тревогу, когда мусульманский клир уже фактически диктует правительству Москвы относительно планов строительства мечетей и безудержного размаха ислама как в Москве, так и в целом по стране. Достаточно того факта, что руководство конфессии настаивает на строительстве в Москве целой системы мечетей, а по мусульманским праздникам — предоставления центральных улиц для десятков тысяч молящихся… Очевидные факты этого настолько известны, что мы опускаем их характеристику и просим срочного соответствующего вмешательства».

Несколько дней спустя глава Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев четко и недвусмысленно высказался по этому же весьма болезненному для россиян (и, в частности, для москвичей) вопросу. Правда, не с высокой думской трибуны, а только в интервью обозревателю информационного агентства «Муслим-пресс». Видный партийный функционер, который вряд ли будет пропагандировать свою личную точку зрения, г-н Васильев заявил, что в городах и селах России необходимо «строить и строить мусульманские храмы». Сенсация, однако!

Известно, что в Москве 6 мечетей. Много это или мало? Для жителей столицы из числа тех, кто с тревогой наблюдал, как за последние десятилетия далеко не в лучшую сторону менялся облик родного города, каждая новая постройка, стилистически выпадающая из архитектурного контекста, — как ошибка хирурга-косметолога. Результаты — «на лице». Однако приверженцы ислама — коренные жители Москвы и гости — испытывают определенные неудобства при отправлении культа. Их, по данным главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, более 2 млн человек. Комментируя недавние беспорядки на Манежной площади, он в запале обвинил власти в антиисламской политике: «Мусульмане из-за нехватки мечетей вынуждены совершать праздничные намазы на улице, на трамвайных путях, даже во дворах церквей. Таким образом, унижение мусульман, политика по ущемлению гражданских прав продолжается. Все мусульмане, весь исламский мир все это видят».

Позже, после того, как муфтия покритиковали за явный перегиб в оценке ситуации, он смягчил свою позицию. Хотя запальчивостью он стал известен не вчера. Помню, как несколько лет назад, будучи приглашенным в телепрограмму «Свобода слова», г-н Гайнутдин весьма эмоционально комментировал террористическую деятельность радикальных исламистов и тоже попытался искать ее причины в национальной политике. После того, как он несколько раз повторил, что «с ней мы получим новую Чечню», ведущий ток-шоу Савик Шустер был вынужден лишить его слова. Видимо, сочтя это запальчивое «предупреждение» провокационным.

Хотя официально Равиль Гайнутдин смягчил свою точку зрения о том, что декабрьская «катастрофа» — будто бы «следствие деятельности сил, пытающихся принизить роль мусульман в России», его специфические наблюдения, безусловно, запали в самые горячие головы. Слово — не воробей! Так что интервью Владимира Васильева мусульманскому информагентству — это реверанс в сторону мусульман, оригинальное «седативное средство». Хотя и в лошадиной, прямо скажем, дозе!

«Когда мне говорят, что в нашей стране построено столько-то и столько-то мечетей, я отвечаю, что это замечательно, — делится своей радостью Владимир Абдуалиевич. — Вот только надо бы строить еще. Причем, конечно же, не только мечети, но и храмы вообще». Про храмы (г-н Васильев, кстати, не уточнил, каким конфессиям они могли бы принадлежать) — это, скорее всего, дипломатическая вежливость. Идея строительства православных храмов в столичных округах обсуждается, поскольку на городской бюджет ляжет огромная нагрузка; и потом, Москва гораздо больше нуждается в доступном жилье. Так что вопрос этот — отнюдь не решенный. Мечети, стало быть, актуальнее прочих храмов?

Строительство новых мечетей, по мнению Владимира Васильева, позволит бороться с преступностью, решит вопросы миграции, а также будет способствовать миру в многоконфессиональной России. В общем, количество мечетей только в российской столице «должно быть намного больше, чем есть сейчас».

Вчитайтесь в аргументы главы Комитета Госдумы по безопасности: какая-то странная логика. Получается, не будет дополнительных мечетей — актуальнейшие вопросы миграции останутся нерешенными, борьба с преступностью (в среде мигрантов?) обречена на неуспех, а насчет «мира» и вымолвить страшно — вдруг сглазим?

Дальше Владимир Абдуалиевич растолковывает свою позицию. Если вспомнить, что до избрания в Государственную Думу он был первым заместителем министра внутренних дел, ничего необычного в ней нет. Мечети, сказал он, являются не только местом для молитв, но и для тесной работы с мигрантами: «Здесь могут проходить адаптационные курсы приезжающих в нашу страну рабочих. Я уверен, что религиозные лидеры могут в этом помочь государственным структурам в решении ряда важных задач, связанных с мигрантами». Действительно, если большинство рабочих-мигрантов — мусульмане, где им еще собираться, как не в мечети? Удобное место для надзора и для «решения ряда важных задач», подтвердит любой специалист по агентурной работе. Сам г-н Васильев, разумеется, такого не говорил. Но ведь мы умеем читать между строк!

Итак, чтобы разгрести авгиевы конюшни миграционных проблем, а заодно потрафить мусульманам столицы, надо сделать Москву еще более мусульманской! «Я поддерживаю муфтия Гайнутдина во всех благих начинаниях. В возведении храмов, работе с молодежью, противодействии экстремизму, шовинизму, национализму — в особенности», — признался г-н Васильев. Любопытно, что интервью пока (?) не выложено на его официальном сайте, но ИА «Муслим-пресс» уже позаботилось, чтобы довести его до сведения мусульманской общественности.

И еще: тема возможной реакции москвичей на идею далеко не последнего в «Единой России» функционера украсить Москву зданиями не свойственного столице архитектурного стиля в интервью была деликатно обойдена стороной. Так же, как и декларируемое строительство мечетей помимо столицы — «в городах и селах России».

А, собственно, кто станет советоваться с горожанами и селянами по такому острому вопросу? Референдум, что ли, устраивать? Тихой сапой — оно спокойнее. А люди, привыкшие умело обходить законы, выражаются еще более образно: «без шума и пыли».

Так тому и быть?