Улыбка тигра в орлином гнезде

Визит президента КНР Ху Цзиньтао в Вашингтон стал, пожалуй, ключевым событием месяца. Несмотря на множество нерешенных конфликтов, как в Китае, так и в Америке эту встречу оценили как победу – только американцы полагают, что победил Барак Обама, а китайцы – что со щитом в Пекин вернулся председатель Ху.

Один из телекомментаторов крупнейшего американского информационного канала CNBC так охарактеризовал приезд Ху Цзиньтао в Белый дом: «Тигр и орел улыбнулись друг другу, но не стоит забывать, что оба они хищники».

Белый дом идет в атаку

Мнения о визите китайского президента в Вашингтон разделились среди американцев весьма резко. Одни считают, что эта встреча стала дипломатической победой Барака Обамы, который добился от своего коллеги-соперника определенных уступок по многим спорным вопросам, иные же говорят, что президент слишком уж «прогнулся», встречая китайского лидера, а это, мол, чревато потерей лица.

Газета The Washington Post, отображая события, вместо «китайщины» вспомнила древнегреческого философа Исократа, учителя Демосфена, который советовал античным правителям: «Не делайте ничего в гневе, однако делайте вид, что весьма раздражены, когда вам это удобно». Именно так и поступил Барак Обама: не успел его высокий гость, слегка оглохший от 21 залпа салюта, сойти с красной ковровой дорожки, как американский президент тут же напомнил ему о том, что в Китае не соблюдаются права человека, а диссиденты сидят в тюрьмах.

Официальные представители американской администрации отмечают и некоторые конкретные результаты этой встречи — к примеру, общую декларацию президентов Ху и Обамы по Северной Корее. В ней Китай впервые выражает серьезную озабоченность корейской ядерной программой и строительством в Северной Корее мощностей по обогащению урана. «Мы сошлись во мнении, что приоритетной задачей является полное превращение Корейского полуострова в безъядерную зону», — отметил президент Обама. Вашингтон надеется, что США и Китай станут вместе решать многие мировые проблемы — и Северная Корея с Ираном входят в число этих «общих усилий».

Еще один успех американская пресса приписывает Обаме в области прав человека. Президент США при каждом удобном случае напоминал китайскому гостю о необходимости их соблюдения. Даже открыто потребовал, чтобы китайское руководство вступило наконец в реальный, конструктивный диалог с далай-ламой.

Как итог на совместной пресс-конференции Ху Цзиньтао преподнес журналистам сюрприз: «Китай теперь, как и прежде, стоит перед лицом многих социальных и экономических вызовов, — заявил он, — и, в частности, в Китае многое должно быть еще сделано в области соблюдения прав человека». Подобное признание, каким бы неконкретным оно ни казалось, является уникальным для китайского руководителя.

Экономика должна?

Однако в той части переговоров, которая касалась вопросов финансовых и экономических, победу одержал, скорее, Ху Цзиньтао. По крайней мере, так считает китайская пресса. Высокий гость из Пекина не пошел ни на какие уступки американцам и, прежде всего, прямо отказал «отпустить» курс юаня, чего США добиваются уже два года (напомним, что американцы и европейцы считают, что Пекин искусственно занижает курс своей валюты, создавая таким образом своему экспорту неоправданное преимущество на мировом рынке).

Впрочем, в качестве подарка он привез в Америку новые контракты на сумму более чем в 45 млрд долларов — а это уже, как говорят в Одессе, «очень даже что-то». В первую очередь, в развитии экономических отношений с Китаем заинтересованы американские концерны. Их интересы во время этого визита были выражены как нельзя более конкретно. Можно даже выделить несколько ведущих компаний, более других выигравших от нынешнего посещения китайского президента.

Например, General Electric. Эта так называемая «смешанная компания» терпит в данный момент в США серьезные убытки из-за слишком медленного оздоровления конъюнктуры, поэтому ее менеджеры сделали ставку на быстрый экономический рост в Китае. Фирма намерена в этом году увеличить свой оборот в КНР на десятки процентов и добилась от Пекина подтверждения инвестиций на сумму более чем в 2 млрд долларов.

Microsoft — крупнейший в мире производитель программного обеспечения — весьма обеспокоен защитой своего ноу-хау. Ху Цзиньтао пообещал лично взять под контроль эту проблему и посулил компании «новые перспективы в Китае». Microsoft намерен увеличить экспорт своей продукции в Китае на 50% в течение года.

Крупнейший в мире производитель безалкогольных напитков Coca-Cola объявил в конце минувшего года об открытии в Китае трех новых фабрик — таким образом, экспансия вездесущего концерна в Китай продолжается ударными темпами. Эти фабрики — лишь часть инвестиционного плана, рассчитанного на 2 млрд долларов, который должен быть приведен в действие до конца этого года.

Еще один, пожалуй, наиболее глобальный успех китайского президента отметили не только газеты в КНР, но и многие СМИ в мире: «клиническую смерть» мифа, за который Америка держалась много лет, а именно — веры в то, что США навеки получили место единственной супердержавы. Обама, похоже, догадался о том, что это не так, самым первым. Китай уже не даст отнять у себя надежду стать второй военно-экономической супердержавой. Да, Америка остается «номером один» в мире. Но «номер два» — Китай — уже рядом.