Русские: теперь это не стыдно

Президент Медведев приятно удивил меня два раза. Первый раз — когда ввел войска в Южную Осетию. Второй — в минувший понедельник, когда впервые за 25 лет снял табу на употребление слова «русский» в публичной политике. После Манежа и сотен мелких кондопог власть с изумлением обнаружила, что это не ругательство. Что русских — больше 80% населения страны. И что они присоединили Кавказ не для того, чтобы их унижали под родными березами.

Стенограмма встречи Медведева с руководством двух палат Федерального собрания напоминает блог просвещенного националиста. Президент признал, что межэтническая напряженность, снятие которой объявлено первоочередной стратегической задачей власти, стала, в том числе, плодом игнорирования интересов русских. Цитирую по «Коммерсанту».

«Вне всякого сомнения, особое внимание должно уделяться русской культуре. Это костяк развития всей нашей многонациональной культуры. Это нормально, и об этом должно быть НЕ СТЫДНО ГОВОРИТЬ», — заявил президент.

«Русские являются самым большим народом нашей страны. Русский язык является государственным… И нам нужно развивать самые лучшие черты русского характера именно потому, что в какой-то период лучшие черты нашего характера сделали нашу страну сильной, по сути, создали нашу страну».

Подозреваю, что под «лучшими чертами» президент подразумевает долготерпение и готовность приносить жертвы государству, столь милые любой власти. Однако сам факт напоминания, что русские создали эту страну, символически важен. Ведь первые лица избегали слова «русские» с начала Perestroyki, если не раньше — и все это время воздерживались говорить об их ключевой роли в создании России.

Столпы представительной демократии поняли месседж Медведева так же, как понял его я.

Миронов: диаспоры и землячества нередко «занимаются не поддержкой мира, а защитой своих представителей, независимо от их правоты».

Грызлов: «Российская империя была толерантна к территориям, которые присоединяла», причем не методом захвата, а по просьбе жителей этих территорий, которые просили помощи. В советское же время, по его словам, больше средств направлялось не в центр России, а на развитие периферии.

Вице-спикер СФ Усмаханов: кавказцы навеки связаны с русской духовной традицией, а чтобы «лезгинка не танцевалась там, где не положено», нужно больше внимания уделять русской культуре в воспитании.

И пошло-поехало. Лебедев (ЛДПР): в Ростове и Краснодаре до 70% должностей занимают не этнические русские. Зюганов: Русские унижены на своей территории, виноваты чиновники с богачами. Надо «официально заявить, что русские являются государствообразующим народом России» и «прекратить вопли про лентяев и иждивенцев».

Еще раз напомню, прозвучало это все на приеме у президента. Конечно, потом он предостерег партии от заигрывания с национализмом. Конечно, это еще и выборы: Медведеву надо было чем-то ответить Путину-посетившему-могилу-Егора-Свиридова. Но любые паруса надуваются только когда есть ветер. А он есть.

Что имеем в итоге?

Важнейшая проблема России артикулирована, а осознание, говорил Фрейд, это начало лечения.

Власти РФ ведут себя как Сталин. В войну тот понял, что народ не готов гибнуть за идеалы коммунизма, и обратился к «защитникам Земли Русской». Сегодня идеологии нет вообще, а диаспоры достали. Русские не понимают, ради чего они должны это терпеть. И вот уже либералы вслед за коммунистами рядятся в фофудью. Позднее зажигание. Но лучше уж так, чем никак