Ющенко напомнили об отравлении

Бывший президент Украины Виктор Ющенко провел четыре часа в Генпрокуратуре на допросе по делу об отравлении диоксином. Главная проблема следствия по его делу – неправильно проведенный анализ крови, однако у бывшего президента есть запасной образец. Необходимость проведения новых анализов может еще затянуть следствие, длящееся седьмой год.

Под стенами генпрокуратуры, куда Виктора Ющенко пригласили для допроса в статусе потерпевшего по делу об отравлении диоксином, бывшего президента ожидала немногочисленная, но активная группа митингующих. Два мужчины и женщина повесили на забор Генпрокуратуры плакаты «Позор предателю Украины», в руках один из пикетчиков держал плакат «Паскуда Ющенко, как тебя земля носит?» Когда спустя несколько минут автомобиль экс-президента подъехал к зданию Генпрокуратуры, этот же активист бросился на Ющенко, осыпая его руганью. Пикетчик кричал, что бывший президент отравился не диоксином, а горилкой и суши.

Ющенко начал было спорить с пикетчиком, но быстро разозлился, вырвал плакат из рук своего оппонента и со словами «Дети проклянут тебя!» вошел в здание ГПУ.

Трофейную агитацию охрана экс-президента отнесла в мусорный ящик одного из ближайших дворов, но перехитрить мужчину ей не удалось. Он нашел свой плакат и, вернувшись с ним к входу в ГПУ, объявил, что дождется выхода Ющенко с допроса. Правда, повторить перформанс ему не удалось – митингующих оттеснили от входа недовольные журналисты и охрана экс-президента.

Ждать возвращения пришлось долго: Ющенко пробыл на допросе больше четырех часов. Это не рекорд: бывший премьер Юлия Тимошенко 30 декабря провела у следователя прокуратуры больше 10 часов.

Правда, позже в ГПУ пояснили, что в тот день ее допрашивали всего два часа, а остальное время подозреваемая «пробыла у следователя по своей воле, изучая материалы следствия».

Виктору Ющенко же пришлось потратить большую часть времени не на сам допрос, а на спор со следователем по поводу легитимности анализов его крови, которые были проведены в 2005 году. Прокуратура обнаружила, что 5 лет назад анализы, показавшие наличие диоксина в крови президента, были проведены с нарушением процедуры и, следовательно, не могут быть приобщены к делу в качестве вещдока.Это означает, что юридически факт отравления Ющенко пока остается не доказанным, что автоматически разрушает все версии, наработанные следствием по делу за последние 5 лет.

«Да, у нас была полемика, – признал факт спора со следователем Ющенко в беседе с Газетой.Ru. – Если мы исходим из того, что экспертиза имела место, то она должна быть признана. Если при этом просто была нарушена процедура, то мы должны разобраться, кто и по чьему указанию ее нарушал».

Требование прокуратуры о повторной дачи крови на анализ, который будет проведен с соблюдением всех норм закона, экс-президент считает абсурдным, ведь за минувшие годы организм очистился от большей части токсинов. «Повторить в себе характеристику крови шестилетней давности я не смогу», – с издевкой пояснил Ющенко.

Если прокуратура все же будет настаивать на проведении еще одного анализа, у экс-президента якобы есть козырь, позволяющий доказать факт отравления. «У меня есть на хранении одна проба крови образца 2005 года – я тогда решил сохранить одну дозу, предполагая, что в будущем возможны всякие эксцессы. Этот образец крови был опечатан прокуратурой и Минздравом», – рассказал Виктор Ющенко. Отвечать на вопрос Газеты.Ru о месте хранения образца крови он категорически отказался. Вероятнее всего, анализы хранятся в одной из дерматологических клиник Швейцарии – в 2005-2006 годах украинский президент неоднократно ездил туда для проведения восстановительных операций. Там ему несколько раз делали полное переливание крови для очистки организма от диоксина.

Реакция прокуратуры на предложение Виктора Ющенко пока не известна, но очевидно, что

проблема легитимности анализа увеличит сроки и без того затянувшегося расследования по делу о, отравлении. «Похоже, нас ждет долгая история», – считает экс-президент.

Расследование дела началось в конце 2004 года. Наиболее активно работа велась в 2008 году, когда на Украине в очередной раз сменилось руководство Генпрокуратуры и состав «президентской» следственной группы. Тогда же у следствия появился главный подозреваемый – кум Ющенко, народный депутат Давид Жвания, который сопровождал президента в день его отравления.

О причастности Жвании к преступлению заявлял сам Ющенко, на него намекали следователи ГПУ. Официальные обвинения депутату предъявлены не были.

В рамках расследования генпрокуратура допросила несколько сотен свидетелей, в том числе довольно неожиданных, например, футболистов Андрея Шевченко, Андрея Гусева и Каху Каладзе, которых спрашивали об их взаимоотношениях с ключевым свидетелем, другом Жвании бизнесменом Тамазом Цинцабадзе. На допрос были вызваны и тогдашний премьер Юлия Тимошенко, и сам Виктор Ющенко, заявивший тогда, что дело практически раскрыто. «Я знаю, что в последнее время прокуратура по этому делу работает очень активно, даже не 10 и не 20 часов в день. Я думаю, что мы будем свидетелями логичного завершения расследования», – заявил тогда президент. Расследование идет уже седьмой год.