Химки: золотая дорога через лес

Нашумевшая и все еще продолжающаяся история с прокладкой скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург через Химкинский заповедный лес имеет третью сторону «медали», о которой если и говорится, то не так громко и часто, как об экологической составляющей проекта. Речь идет о том, что эта магистраль должна стать первой платной дорогой, которую построят в России с помощью концессий. А само слово «концессия» предполагает, как известно, превалирующее участие в деле частного капитала наряду с государственным. Для этого несколько лет назад и была создана первая российская «Северо-западная концессионная компания». Однако, по информации западных газет, эта платная дорога будет построена фактически на казенные, то есть наши с вами, деньги. А потом же мы с вами еще раз (или много-много раз) заплатим за проезд по этой дороге.

Но для начала – немного из истории вопроса. Несмотря на то, что законодательство ведущих западных стран все больше возлагает ответственность за отчуждение земли (аренду) для прокладки дорожных сетей на самих концессионеров, в России такие решения принимаются волевым способом. В случае с прокладкой скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург премьер-министр Владимир Путин 5 ноября 2009 г. издал распоряжение № 1642-р, в котором черным по белому приказывается: «Перевести земли лесного фонда площадью 144,8821 гектара согласно приложению в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства автомобильной дороги», а также – «решить в установленном порядке вопрос об изменении границ лесопарковых зон». В упоминающемся «приложении» — земли Химкинского леса. На выполнение распоряжения давалось 10 дней.

Известно, что письмо экологов и сочувствующих им в адрес президента Дмитрия Медведева с разъяснениями абсурдности и незаконности уничтожения экосистемы лесопарка и с требованием отставки премьер-министра Владимира Путина не возымело ровно никакого действия. Несмотря на то, что в доказательство противозаконности распоряжения премьера в нем приводились ссылки на множество официальных документов, которые защитники леса получили ранее в ответ на свои запросы.

Один из них – от начальника управления ГУ «Московское городское управление лесами» А. Кузнецовой, в котором сказано: «Трассировка автомагистрали выполнена с максимальным использованием земель лесного фонда. Запроектированная автотрасса полностью рассекает массив Химкинского лесопарка… Реализация проекта по данному выбору трассы нанесет ущерб лесному фонду в крупном размере не только в результате разрубки широкой просеки, но и разделит лесной массив на части, что повлечет за собой расстройство и деградацию лесонасаждений по обе стороны автомагистрали. Анализ выбранной по лесному массиву автотрассы свидетельствует о том, что авторы планировочного решения даже не предприняли попыток максимального сокращения предполагаемого ущерба лесопарку. Учитывая изложенное, Управление категорически возражает в согласовании данного выбора трассы».

Незаконность распоряжения главы правительства экологи оспаривали, ссылаясь на статью 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В ней сказано, что перевод земель лесопарков под нужды капитального строительства возможен лишь в случае отсутствия альтернативных вариантов их размещения. Существование альтернативы было признано в письме министерства транспорта РФ и Росавтодора от 27 мая 2008 года № 01-9/5069, подписанном заместителем министра транспорта О. Белозеровым. То есть еще задолго до издания премьерского распоряжения. Наличие ее признал в акте предварительного выбора участка для магистрали даже самый «заклятый» друг экологов Владимир Стрельченко, глава г. Химки (распоряжение № 367-Р). Альтернативой, указывают экологи, вполне могла бы быть прокладка скоростной трассы не через лесопарк, а «в общем транспортном коридоре с Октябрьской железной дорогой. Еще более разумное и дешевое решение: реконструкция Ленинградского шоссе в местах пробок».

Но, как известно, никакие доводы экологов не возымели действия на президента. Видимо, исключительно для того, чтобы сохранить лицо, он пролонгировал спектакль этого политического театра абсурда, в результате чего все осталось на своих местах, – кроме Химкинской дубравы. Пока за лес шла борьба не на жизнь, а на смерть (за это время двум его защитникам проломили битами головы, один до сих пор в коме), его втихую фактически уже вырубили – 100 гектаров! Но, может, государство, распорядившись народным богатством, получило от концессионеров оплату за отчужденный (видимо, для аренды) и уничтоженный заповедный лес, переведенный в разряд промышленных земель?

По сообщениям вице-премьера Сергея Иванова, правительственная комиссия «приняла решение увеличить до 4 млрд рублей компенсацию экологического ущерба при строительстве автодороги Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес». Каким образом, кому и куда пойдут эти немалые деньги – неизвестно. При этом он добавил загадочную фразу: «Источник финансирования найден». А зачем же, спрашивается, его где-то искать, если есть напрямую заинтересованные в получении концессии и затем – прибылей и западные, и отечественные компании?

Взамен вырубленного леса было также обещано высадить в пять раз больше деревьев. Может, покупать и высаживать их станут концессионеры или, например, газо- и нефтеблаготворители за свой счет? Об этом ничего не слышно. Наверное, государство снова подмогнёт, то есть мы с вами своими налогами.

Не зря, видимо, руководство Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), с которым были предварительные договоренности о кредитовании в размере 400 миллионов евро первой дорожной концессии в России, в результате приняло решение отказаться от участия в сомнительном с разных точек зрения проекте.

Однако в Москве эту проблему решили в два счета, показав попутно, кто в доме хозяин. Владимир Путин, сообщала французская газета Les Echos, а за ней и российские «Ведомости», лично вмешался в «дубовую проблему» и быстро нашел замену западному банку с его мнительным руководством. Вместо ЕББР кредиты «Северо-западной концессионной компании» на довольно странных для России условиях выдадут… Сбербанк и Внешэкономбанк. Не откладывая в долгий ящик, подписали и кредитное соглашение — 29,2 млрд рублей сроком на 20 лет с обещанием выкупить более 70% выпуска 20-летних облигаций концессионной компании на 10 млрд рублей. Причем бумаги эти будут выпущены под государственную гарантию.

Кроме того, Сбербанк России откроет «Северо-западной концессионной компании» возобновляемую кредитную линию на 4,5 млрд рублей. Кредит для компании будет почти незаметным: его планируется погашать за счет возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость на строительство. А еще 23 млрд рублей компания напрямую получит от государства — из инвестиционного фонда. Заметим, что доходы от эксплуатации дороги (согласно концессионному договору) до 2039 года будут течь в карманы учредителей «Северо-западной концессионной компании». Несмотря на то что представители компании о запланированных доходах молчат, по оценкам независимых экспертов они могут составить 275 млрд рублей за 30 лет. Причем, по условиям договора, если доход за год окажется ниже расчетного, то государство компенсирует недостачу. А если компания получит сверхдоходы, то государство и концессионер поделят их пополам. Золотая дорога!

Как известно, участниками «Северо-западной концессионной компании» выступают также и иностранцы – о сотрудничестве с ними больше всего и предпочитают распространяться российские официальные лица. Однако известно и то, что превалируют и решают все в этом пока еще плохо освоенном бизнесе по элегантному «распилу» бюджета наши, российские предприниматели. По сообщениям ряда интернет-изданий, а также газеты «Ведомости», платную дорогу на государственные деньги построят нам структуры знакомых премьера Владимира Путина — Юрия Ковальчука и Аркадия Ротенберга. Кто бы в современной России в чем-то подобном сомневался?

Интересно, что среди зарубежных партнеров всплывает имя известного на Западе оператора платных дорог — португальской компании Brisa Auto-Estradas de Portugal, протокол с которой о концессионных намерениях во время визита в Лиссабон премьер-министра России Владимир Путина еще в 2007 году подписала российская управляющая компания «Лидер». Обе они (вместе с иными) также стали победителями в концессионных конкурсах на строительство платных дорог Москва — Петербург, а также Москва — Минск. «Возможное участие опытной португальской компании-оператора Brisa Auto-Estradas de Portugal в строительстве в нашей стране первых платных дорог, — говорит независимый эксперт по концессионному законодательству России Александр Калько, — наводит на мысль о том, с какими сложностями столкнулась в свое время Португалия при введении платной сети магистралей у себя дома. Речь идет, прежде всего, о недостаточной изученности общественного мнения в отношении платных дорог в небогатой стране. Форсирование этой идеи в Португалии привело в свое время к мощному движению населения против расширения сети таких дорог».

Об этой же социальной стороне дела предупреждают и американские специалисты на сайте Министерства транспорта США, изучившие португальский концессионный опыт: «Следует отметить, — пишут они, — что призыв к вливанию частного капитала в финансирование дорогих магистралей не сопровождался (в Португалии) соответствующим призывом к необходимости развития платных дорог. В результате — по всей стране началось движение против строительства новых платных дорог». Португальцы признают, что главные магистрали, которые уже отданы в концессию Brisa Auto-Estradas, могут оставаться платными, но они решительно выступают против дальнейшей коммерциализации дорог.

К слову, в Китае за последние пять лет построено 639 тыс. километров бесплатных дорог. Здесь за десять дней строят столько, сколько в России – за год. (Российское правительство пообещало, что в следующие пять лет у нас проложат аж 14 тыс. километров магистралей. При этом стоимость 1 километра четырехполосной автострады китайцам обходится в $2,9 млн, бразильцам — $3,6 млн, а нам — $12,9 млн) А в США уже давно построены все мыслимые и немыслимые дороги и развязки. Но здесь по сравнению с Европой дорожные концессии пребывают все еще в эмбриональном состоянии. Богатая Америка, нахваливая Европу за введение платных дорог для населения, предпочитает, чтобы ее граждане ездили по великолепным автотрассам бесплатно.