Медведев предполагает, а Путин располагает

Новый год ознаменовался очередным витком предвыборной игры внутри правящего тандема: сигнал о желании президента остаться на второй срок подала элита. Но эксперты уверены: расклад сил внутри политического истеблишмента все еще в пользу премьера.

Сторонники подали голос

С начала года вновь началась активность, призванная привлечь к Медведеву либералов, которые было разочаровались в президенте после сурового приговора экс-главе нефтянойкомпании «ЮКОС» Михаилу Ходорковскому.

С тем, что Медведева «двигают» представители его команды, согласен и замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Это, безусловно, продолжение той линии, которую в декабре начал помощник президента Аркадий Дворкович», — говорит Макаркин «Труду».

В начале декабря Дворкович заявил телерадиокорпорации Би-би-си, что Медведев «определенно хочет» остаться президентом. А в минувший понедельник глава Института современного развития Игорь Юргенс, которого некоторые наблюдатели считают главным идеологом Кремля, в интервью одному из изданий предупредил, что затягивание решения о том, кто пойдет на выборы, не устраивает общество. «Прекращает быть приемлемой мантра „Мы соберемся в свое время и решим“. Это уже не срабатывает», — заявил Юргенс.

А уже через два дня слово снова берет Дворкович, который практически повторяет Юргенса. «У значительной части… зарубежного сообщества будут серьезные вопросы, и оценка рисков работы в РФ повысится», — заявил помощник президента, имея в виду инвестиционную привлекательность России после приговора по делу «ЮКОСа». Посетовал Дворкович и на российские суды. «Независимость — это не категория буквы закона, это категория отношения людей к суду, — заметил Дворкович. — Причем в большей мере чиновников, поскольку они имеют потенциально большие рычаги давления, и бизнесменов, которые зачастую пытаются оплачивать решения суда».

Не осталась в стороне и интеллигенция. «Одно из проявлений заинтересованности представителей элит в Медведеве — позиция известного телеведущего Владимира Познера, который открыто поддержал президента, — уверен независимый политолог Дмитрий Орешкин. — Точно так же выразил позицию глава „Роснано“ Анатолий Чубайс, когда говорил, что Путин, скорее всего, не пойдет на второй срок». Познер, напомним, в одном из интервью заявил: «На телевидении стало возможно некоторые вещи говорить и приглашать тех, о ком и думать полтора-два года назад было нельзя». Он также отметил, что надеется на второй срок Медведева.

Президент хочет, но премьер все еще тянет

То, что нынешний глава государства хотел бы остаться на второй срок, — аксиома, уверен Орешкин. «Вопрос в другом — в балансе сил в элитах, которые думают, как им сохранить свои позиции, — сказал эксперт „Труду“. — Одни из них делают ставку на Путина, другие — на Медведева». Консерваторы и люди, давно находящиеся у власти, ориентируются на премьера — такого же консерватора, как и они, считает Орешкин. К ним относятся и так называемые технократы, уверенные в эффективности советской модели управления государством.

«А Путину гораздо удобнее максимально оттягивать момент принятия этого решения: то же самое было и в 2007 году, когда имя преемника стало известно уже после парламентских выборов», — отмечает Макаркин.

Элиты боятся либерализма как огня

Медведев еще не успел толком собрать свою команду, как и переориентировать на себя значительную часть элит, считают наблюдатели. По оценке Орешкина, Путина поддерживают три четверти политической элиты.

А глава Института прикладной политики Ольга Крыштановская еще более скептична в этом вопросе. «Почти на всех ключевых постах — люди Путина, и для них станет тяжелым испытанием, если Медведев останется на второй срок, — говорит Крыштановская „Труду“. — Еще 6 лет президентства Медведева приведут к тому, что среди этих людей произойдет фрагментация: либеральная политика и омоложение кадров неминуемо их коснутся». Технократы и бывшие силовики опасаются, что Медведев будет омолаживать кадровый корпус, опираться на «модернизаторов», согласен Орешкин.

Если модель тандема сохранится в 2012 году, в случае второго срока Медведева первыедва-три года ничего кардинальным образом не поменяется, согласны наблюдатели. Но согласны они и в том, что 6 лет — долгий срок, и Медведев может продавить свою, независимую от Путина, линию в кадровой политике.

«Поэтому есть определенная часть элит, которая уютнее себя будет чувствовать при президенте Путине», — говорит «Труду» глава исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский. По его оценке, в самых «верхах» (первая сотня правящей олигархии) расклад сил — два к одному в пользу Путина. «Но если брать шире — первую тысячу, — то там уже выходит поровну либо даже небольшой перевес в пользу Медведева», — считает политолог.

Эксперты сходятся во мнении, что чем ближе к выборам, тем очевиднее будет вставать перед политической и бизнес-элитой вопрос, кого поддерживать.