Немцов: Кремль нас сплотил, посадив в тюрьму

Борис Немцов, бывший при президенте Борисе Ельцине вице-премьером, считается одним из главных лидеров российской оппозиции. Этот непреклонный критик премьер-министра Владимира Путина не боится документировать коррупцию в кремлевской элите и доказывать, что политика Кремля душит российскую демократию. Когда Немцова и других лидеров оппозиции арестовали на официально санкционированном митинге в защиту 31-й статьи российской конституции, которая гарантирует свободу собраний, развеялись надежды на то, что президент Дмитрий Медведев сделает систему более либеральной. Немцов побеседовал с корреспондентом Newsweek Анной Немцовой (не родственница) в Москве, выйдя на свободу после 15 дней ареста.

Newsweek: Вы проводите акции протеста на московских площадях, по меньшей мере, последние три года. Почему власти арестовали Вас сейчас?

Борис Немцов: Через несколько месяцев стране предстоят [парламентские] выборы, а нас считают угрозой режиму. Вдобавок у премьер-министра Путина есть серьезные причины нас опасаться. В прошлом году в интернете и в печатном виде разошлись более миллиона экземпляров нашего доклада о коррупции в его окружении. В частности в нем содержатся сведения о том, как ближайший друг Владимира Путина стал мультимиллиардером и взял под контроль больше двух третей всего российского экспорта нефти. Кроме того, Путин боится недавно созданной нами Партии народной свободы.

— Кто принял решение Вас задержать?

— Единственными задержанными в ходе акции протеста были четыре лидера оппозиции. Это означает, что речь идет о политическом распоряжении, отданном лично Путиным. Однако подобные иррациональные действия власти только способствуют популярности оппозиции. Они также помогли объединить либералов с коммунистической оппозицией и даже с националистами. Власти буквально сблизили нас друг с другом, посадив всех четверых в одну тюрьму.

— В каких условиях Вас держали?

— Это был первый арест в моей жизни. Я пришел с моей чудесной дочкой на мирный, разрешенный митинг протеста. После него мы с семьей планировали отпраздновать Новый год. Когда милиция меня задержала, я не мог себе представить, что проведу новогоднюю ночь в камере-одиночке без окон. Первые 40 часов меня держали в темной бетонной клетке без окон, размером полтора на три метра. В ней не было ни кровати, ни воды, ни туалета. Я лежал на своей куртке, а вместо подушки использовал ботинки. По словам моих адвокатов, подобное обращение квалифицируется как пытка. Я уже подал жалобу в Европейский суд по правам человека.

— Почему с Вами так обошлись?

— Все просто: целью властей было меня запугать, сломать меня. У них ничего не вышло. 31 января я опять выйду на митинг.

— В своих выступлениях Вы призываете людей подняться и «сбросить» нынешних лидеров. Почему?

— Путин – архитектор мафиозного государства. Депутинизация – необходимое условие для создания справедливой судебной системы и для возвращения к честным выборам. При Путине в России глубоко укоренилась коррупция. Все его ближайшие друзья стали мультимиллиардерами. Они считают страну своим феодальным владением. Деятельность Путина разрушает Россию. Нам нужно мобилизоваться, пока его действия не привели к войне и к распаду России.

— Путин по-прежнему остается самым популярным политиком в России. Зачем ему Вас бояться?

— Его действия иррациональны. Разумный политик разрешал бы мирные уличные акции протеста. Каждую неделю центр Москвы наводняют армии милиционеров—Путин полагается только на милицию. За прошлый месяц в Москве были задержаны тысячи людей. Из-за этих иррациональных действий Путин теряет уважение людей, которые когда-то ему доверяли. Когда я вышел на свободу, одним из первых мне позвонил Михаил Горбачев, никогда мне раньше не звонивший. «Борис, ты прав», — сказал он мне. Горбачев до этого не был моим ярым сторонником — но теперь им стал.

— Как Вы думаете, что Кремль планирует делать дальше?

— Кремль планирует новые репрессии против оппозиции. Эти люди хотят сохранить власть любой ценой. Мы ожидаем новых попыток шантажа, новых незаконных арестов, а также фабрикации уголовных дел против нас.

— Какие задачи ставит перед собой Ваша партия?

— Продолжать и дальше подробно документировать коррупцию. Когда мы [в 2008 году] подготовили наш доклад о мэре Москвы Юрии Лужкове, никто не верил, что однажды его снимут с должности, а суд будет использовать данные из нашего доклада. Однако так и случилось. Я не сомневаюсь, что однажды Путину придется бежать из страны, как президенту Туниса, и просить убежища у Берлускони. Требование №1 – заставить Путина уйти в отставку. Мы также планируем отменить цензуру, перестроить судебную систему, расследовать коррупцию не только в путинской элите, но и в «Газпроме», «Транснефти» и других [государственных] компаниях.

— Что будет, если все вы окажетесь за решеткой?

— Даже если Кремль бросит в тюрьму всех своих критиков, через несколько месяцев все равно выйдет наша новая книга. Она прольет еще больше света на коррупцию, в которой замешаны Путин и его лучшие друзья.