Белорусская «магнатерия» и Россия

Прошедшая в Белоруссии президентская предвыборная кампания и последующие за ней бурные события в ночь с 19 на 20 декабря, которые белорусское телевидение определило как попытку государственного переворота, требуют тщательного анализа. Необходимо рассмотреть их не только с точки зрения чистоты и прозрачности избирательного процесса или соблюдения прав человека и демократических стандартов, но и с позиции их влияния на белорусско-российское Союзное государство.

После выборов стало более чем очевидно, что в современной Республике Беларусь выстроена государственная система авторитарного типа, так называемая «магнатерия». Правящей верхушке белорусское государство видится как некая вотчина, в которой вся реальная полнота власти находится в руках одного человека – главы государства и главнокомандующего. Последний единолично определяет внутреннюю и внешнюю политику республики, регулирует по своему усмотрению законодательство и контролирует работу всех организаций государства.

Поэтому не удивительно, что президент РБ собственноручно руководил после выборов спецоперацией по силовому разгрому оппозиции. Об этом свидетельствуют и фрагменты пресс-конференции Александра Лукашенко, состоявшейся на следующий день после дня голосования. В ходе своего выступления в прямом эфире Лукашенко с большим подъемом поведал белорусским гражданам и всему миру о том, как он накануне вечером, сидя в «ситуационном центре» Совета безопасности РБ перед огромным монитором, в текущем режиме времени лично управлял действиями силовиков.

Реальность такова, что существующие в Республике Беларусь двухпалатное Национальное собрание РБ, правительство и судебная система в действительности не являются самостоятельными ветвями власти, а действуют в соответствии с указаниями, исходящими из президентской администрации. Депутаты в Национальное собрание и советы всех уровней, по сути, рекрутируются не на основе свободных выборов, а из числа лиц, внесенных в специальные списки, утверждение которых, как представляется, остается прерогативой администрации президента. Чтобы стать депутатом необходимо попасть в этот заветный список, а предвыборные игры с альтернативными кандидатами нужны только для маскировки заранее предопределенного результата. Таким образом, нынешних белорусских депутатов с большой натяжкой можно считать избранниками народа, скорее это государственные служащие, получающие очень приличную (по белорусским меркам) зарплату за точное следование указаниям «сверху».

В подавляющем большинстве депутаты парламента и советов всех уровней без каких-либо душевных терзаний принимают предложенные условия. В случае же даже небольшого (пусть и в рамках официально заявленного курса) несогласия с указующими предписаниями, а тем более проявления политической самостоятельности, «проштрафившийся» депутат, несмотря на все предыдущие заслуги перед Лукашенко, лишается возможности быть «переизбранным» на следующий срок. Именно поэтому из парламентской жизни без колебаний были исключены генерал Фролов, Ольга Абрамова (бывший лидер белорусского «Яблока»), популярная в народе общественная деятельница Наталья Машерова (дочь П.М.Машерова) и даже такие рьяные в прошлом сторонники главы государства как бывший помощник президента Виктор Кучинский и председатель Белорусского славянского комитета Сергей Костян.

Нечто подобное существует и в судебной системе. Формально она выступает как самостоятельная ветвь власти, на деле же – чутко реагирует на пожелания администрации президента РБ. Известны и случаи личного вмешательства президента РБ в судебную практику.

Силовые ведомства, а это в первую очередь МВД и КГБ, также служат лично президенту. При этом он имеет собственную Службу безопасности, опирается в чрезвычайных обстоятельствах на ОМОНы и спецназы МВД и КГБ. Надо сказать, что бойцы этих структур имеют высокий профессиональный уровень, который они в полной мере продемонстрировали во время ночных событий в Минске 19 декабря. Тогда им понадобилось 6 минут, чтобы после получения соответствующего приказа от президента, без применения водометов, слезоточивого газа и других специальных средств, рассеять многотысячную манифестацию возле Дома правительства. При этом около семи сотен наиболее активных манифестантов были сразу арестованы.

Важнейшим звеном созданной в Республике Беларусь государственно-политической системы является, как представляется, отлаженный механизм получения необходимых результатов выборов на всех уровнях. Александр Лукашенко, например, все последние президентские выборы выиграл с почти абсолютным результатом. В декабре 2010 года в очередной раз Центризбирком РБ возвестил о его триумфальной победе – почти 80% ЗА. Все это неизбежно вызывает сомнения и протест у оппонентов Лукашенко, но при всех разговорах о фальсификациях никто так и не смог предоставить убедительных доказательств этого. А ведь во время президентских выборов по всей территории республики было сформировано 6 тысяч только участковых избирательных комиссий, в работе которых было задействовано более 60-ти тысяч человек, и при этом не было никаких серьезных утечек компрометирующей информации. По-видимому, президентской администрации и председателю Центризбиркома РБ Лидии Ермошиной удалось наладить идеальную машину подсчета голосов, все винтики которой связаны некой круговой порукой. В противном случае следует принять официальные итоги голосования в качестве реальных цифр.

При этом преданность сторонников президента поддерживается не только внушительным денежным содержанием, но и постоянным идеологическим воспитанием в духе верности «главе государства и главнокомандующему». При этом, несмотря на участие Белоруссии в создании Союзного государства, членство в Таможенном союзе и присоединение Республики Беларусь к процессу формирования ЕЭП, внутри республики практически никак не изменилась направленность пропаганды. Она по-прежнему нацелена на создание у населения Белоруссии устойчиво отрицательного образа России, якобы являющейся источником постоянной (явной или скрытой) угрозы для белорусов и их суверенитета.

В настоящее время в республике нет реальных политических сил, способных хотя бы поколебать правящий режим и обслуживающую его бюрократическую систему. Оппозиционные политики и представители партий лишены доступа к республиканским средствам массовой информации, прежде всего телевидению. Правящий режим сохраняет в своих руках монополию на распространение информации, способствующей повышению имиджа Александра Лукашенко, подтверждающей правильность его политических решений и социально-экономических программ. Можно долго выяснять, как это получилось, почему в республике не сформировалось гражданское общество, а достаточно образованный народ оказался вне политических процессов. Но это дело самих белорусов.

Что касается России, то она после белорусских выборов оказалась в достаточно непростом положении. Ведь Договор-1999 помимо формирования единых структур и укрепления дружбы предполагает, что общее белорусско-российское государство будет иметь развитые демократические институты и свободу слова. Одной из главных целей Союзного государства, как известно, является неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. И как, к примеру, России формировать (согласно ст. 2) единую с Республикой Беларусь правовую систему демократического государства? Белорусская «магнатерия», что вполне понятно, далеко не соответствует принципам такой системы.

С одной стороны Российская Федерация ни при каких условиях не должна вставать на путь ревизии идеи создания единого с белорусами союзного государства. С другой – Россия не может прекратить моральную поддержку белорусских граждан (граждан Союзного государства), которые испытывают произвол авторитарной власти.

В связи с этим очень важно разделять белорусский народ и ныне господствующий в Белоруссии политический режим. В планы России не входит торгово-экономическая блокада Белоруссии, инициирование напряженности со своей западной соседкой, создание зоны отчужденности и враждебности из-за проблемы нарушения прав человека и демократических принципов в этой стране.

С другой стороны Российская Федерация всегда подчеркивала, что является противником принудительной интеграции в любые интеграционные структуры. Сегодня Москве и Минску в конкретных условиях важнее не допустить роковых ошибок, способных сорвать интеграционные программы, прежде всего по созданию Единого экономического пространства. Главное — приложить максимум усилий для реального упрочения в контексте российско-белорусского партнерства фундамента взаимных долговременных интересов, как в сфере экономики, так и в области обороны и безопасности.

Вряд ли стоит ставить будущее российско-белорусских отношений только в зависимость от хода и результатов президентской избирательной кампании прошлого года. Стремление России оставаться лидером и гарантом стабильности на постсоветском пространстве, играть самостоятельную роль и проводить последовательную линию во всех интеграционных структурах, созданных совместно с бывшими республиками Союза ССР, объективно могут быть реализованы только с учетом конкретных политических обстоятельств и способности РФ приспосабливаться к ним, исходя из своих текущих возможностей и степени влияния.