Как генералы-губернаторы доводят регионы до коллапса

В Подмосковье продолжаются «плановые» отключения электричества. 17 января произведены «плановые» отключения электроэнергии в 10 районах Московской области. Скорее всего, этот перерыв в снабжении потребителей не станет последним.

«Ледяному дождю», вызвавшему под конец года коллапс системы энергоснабжения, скоро исполнится месяц, однако, регион по-прежнему не может разобраться с последствиями этого стихийного бедствия.

Люди справедливо возлагают основную ответственность за провал ремонтных работ на энергетиков — в других регионах, где тоже выпадал «ледяной дождь», с восстановлением подачи электричества справились оперативно. В Подмосковье — несмотря на то, что Путин заставил губернатора региона Бориса Громова встречать Новый год в обесточенных населённых пунктах — работы продолжаются, и о выходе из этого кризиса говорить не приходится.

Как говорят сами энергетики, после раздела РАО ЕЭС нормально работает, а не «оптимизирует издержки» только ФСК ЕЭС, эксплуатирующая высоковольтные линии. Всё, что «ниже», функционирует так, как позволяет совесть — а позволяет она энергетикам, судя по всему, очень многое. «Отродясь у этой **** не было никаких ремонтных бригад», — пишет человек, имеющий отношение к ФСК ЕЭС, в своём блоге.

«В энергетике правит Его Величество Регламент. т.е. при наработке провода на износ он подлежит замене (до того, как оборвется). То же самое с любыми другими объектами — изоляторами, столбами, трансформаторами. Плюс в регламент (а это весьма дорогостоящая его часть) входят работы по организации просек/спиливанию деревьев, которые могут порвать ЛЭП. В МОЭСК регламентные работы последние три года проводятся только на бумаге», — пишет очевидец.

Напомним, что последние 10 лет Подмосковье переживает самый настоящий бум строительства жилья. При этом практически у каждого объекта возникают проблемы с подключением к сетям, в том числе и электрическим. А МОЭСК лишь исправно берёт деньги за присоединение там, где может его обеспечить — и о надёжности, как мы видим, речи не идёт.

Подмосковье стало «золотым» регионом не только для энергетиков — здесь делают состояния строители, транспортные и логистические компании. Весь бизнес региона объединяет общая черта — при гигантских прибылях никто не спешит вкладываться в развитие окружающего пространства. Строители многоэтажек «забывают» про детские сады, школы и поликлиники, транспортники — про новые дороги, а энергетики — о своих прямых обязанностях расчищать просеки под ЛЭП.

В определённом смысле это стандарт управления, принятый на уровне губернии. Потому что те же методы реализует и региональная власть — которая, ко всему прочему, часто становится совладельцем и соучастником многих предприятий.

Правда, прибыли от совладения почему-то проходят мимо бюджета региона. Напомним, Московская область с 2008 года находится на грани банкротства, а её бывший министр финансов Алексей Кузнецов находится в розыске по уголовному делу — он вовремя скрылся от следствия, убежав в США (его жена — гражданка этой страны и бывшая вледелица крупной строительной фирмы региона; предположительно, сам Кузнецов, будучи чиновником, тоже имел паспорт США). Потери региона, причинённые его деятельностью, до сих пор подсчитываются, по самой общей оценке они составляют от 400 млн. до 1,5 млрд. долларов.

В течение прошлого года в СМИ неоднократно попадали слухи о скорой отставке губернатора Московской области Бориса Громова — что он уйдёт досрочно, вслед за Юрием Лужковым. Впрочем, в итоге эксперты сошлись во мнении, что Громову «дадут» досидеть нынешний срок. После энергоколлапса разговоры о скорой отставке главы Подмосковья вновь активизировались: якобы «решение уже принято» и «Громов уйдёт добровольно по причине внезапно наступившей старости».

Если Борис Громов и уйдёт со своего поста, то вряд ли причиной станет нынешнее бедствие: ранее власть ему прощала и не такое. Громов, безусловно, один из самых одиозных губернаторов нынешнего корпуса.

Борис Громов — бывший десантник, последним — по легенде — покинувший Афганистан. (По другой, заявленной им же версии — улетел, не дожидаясь окончательного вывода войск; существует ещё 4 версии о его последних днях в Афганистане). После распада СССР активно занялся политикой — участвовал в кампании по выборам президента РФ в качестве кандидата на пост вице-президента РФ.

В 1995 году Громов вновь принимает участие в выборах, на этот раз парламентских — он выступил во главе блока «Моё Отечество». Блок не смог преодолеть 5-процентный барьер, но Борис Всеволодович стал депутатом Госдумы. В 1998 году он становится одним из соорганизаторов создания лужковско-примаковского «Отечества».

Чуть ранее он становится президентом структуры, объединяющей ветеранов Афгана «Боевое Братство». Когда Громов в 2000-м избирается губернатором, «Боевое братство» становится источником кадров для структур главы региона — по данным «Русского Ньюсвика», «Борис Громов сформировал из «Боевого братства» политическую силу: 7 депутатов Госдумы, 75 депутатов региональных парламентов, 168 постов в органах местного самоуправления. В Подмосковье почти все мэры городов входят в «Боевое братство», даже женщина — мэр Ивантеевки Елена Суханова».

Как раз с выходцами из «Боевого братства» и связана большая часть скандалов вокруг Громова: своих боевых товарищей он «не сдаёт» и «не бросает», те же, в свою очередь, пользуются моментом: в последние годы Московскую область в прессе нередко называют «чемпионом по долгам и коррупции».

Впрочем, в бригаду Громова входили не только силовики, но и гражданские лица — как уже упоминавшийся выше Кузнецов. Косвенно вину Кузнецова некоторые СМИ перекладывали и на Громова, предполагая, что губернатор не мог не знать о финансовых махинациях своего подчинённого.

Некоторые журналисты полагали, что махинации Кузнецова привели к финансовым проблемам в области, и проводили параллели между делом Кузнецова и понижением кредитного рейтнинга Московской области агентством Standard & Poor’s с BB до B-. Позже «финансовые трудности Московской области» стали причиной отмены транспортных льгот для пенсионеров и повышения тарифов, в частности, на проезд в электричках, что в январе 2010 г. вызвало широкий общественный протест, и решение было отменено. Было установлено, что к перекладыванию финансового бремени на пенсионеров причастен министр транспорта области Пётр Кацыв, чей сын Денис Кацыв ранее обвинялся в отмывании 60 млн. долларов в израильском банке «Апоалим» (что было признано «крупнейшей в истории Израиля банковской аферой с отмыванием денег») и пошёл на сделку со следствием, заплатив израильским властям 35 млн. шекелей в качестве отступных (примерно 10 млн. долларов).

Также в крупномасштабных махинациях с землёй и недвижимостью за время правления Громова были уличены несколько глав администраций городов Московской области и их подчинённые.

Кроме того, с Борисом Громовым связывают ещё один скандал — по планируемому строительству дороги Москва — Санкт-Петербург. По версии экологов, резерв под эту трассу был застроен структурами, близкими к губернатору — земля фактически была расхищена. В результате оказалось, что «альтернативных маршрутов строительства нет», а для дороги надо освобождать от леса полосу шириной 6 километров. Ставленником Громова и членом «Боевого братства» является мэр Химок Владимир Стрельченко — напомним, этот город известен как место, где регулярно до состояния инвалидности избивают журналистов, пишуших статьи об экологии.

Обязанность власти по строительству новых дорог в других, менее денежных местах Борис Громов воспринимает весьма своеобразно. В одном из выступлений он посоветовал москвичам, недовольным постоянными пробками на подмосковных трассах, покупать вертолеты: «Я летаю на вертолете. Надо покупать вертолеты вместо машин — дороги не нужны!».

«Не бывает безгрешных десантных генералов»

«Это же десантники, их задача — зацепиться и держаться до подхода основных сил», — говорили о другом генерал-губернаторе, Александре Лебеде. Отставной военный стал главой Красноярского края в 1998 году. Фактически, это была почётная ссылка: после третьего места на выборах президента 1996 года и поста секретаря Совета безопасности «с особыми полномочиями» даже самый крупный регион — это понижение.

В крае Александр Лебедь сразу же нашёл себе очередную войну — начал бороться с крупным бизнесом, КрАЗом, «Норильским никелем» и «Русским алюминием». Один из его тогдашних врагов, Александр Хлопонин (тогда — губернатор Таймырского автономного округа и ставленник Норникеля) сейчас занимает пост полномочного представителя президента в свежесозданном Северо-Кавказском федеральном округе.

Вот как он в 2002 году, незадолго до гибели Лебедя, характеризовал деятельность генерал-губернатора на его посту в интервью «Известиям»:

«Для меня Лебедь не генерал. Я оцениваю в категориях — хороший губернатор или плохой. До последнего момента я относился к Лебедю как к сильному, волевому человеку, способному принимать решения и отвечать за них. Сейчас отношение начало меняться. Лебедь не смог выстроить определенные отношения и придерживаться их».

«Есть поручение президента разобраться с экономической ситуацией в крае. Дело в том, что экономика в Красноярском крае перестала работать. По всей России 10 тысяч предприятий-банкротов, из них 1,5 тысячи в Красноярском крае. Минфину поставлена задача разобраться и подсказать, как из ситуации выходить».

(О шансах Лебедя пойти на второй срок) «На сегодняшний день как очень слабые. И связано это не с Хлопониным, «Норильским никелем» или «Русским алюминием». Это связано прежде всего с отношением к нему населения. В крае очень напряженная социально-экономическая ситуация».

Отметим, что через 25 дней после публикации этого интервью Александр Лебедь разбился при катастрофе вертолёта Ми-8 в районе озера Ойское Буйбинского перевала Красноярского края, куда он вместе с сотрудниками своей администрации летел на открытие новой горнолыжной трассы (обстоятельства этой трагедии до сих пор вызывают вопросы). После выборов Александр Хлопонин занял кресло губернатора края.