Катастрофа под Смоленском: о чем говорили диспетчеры

Транскрипция записи всех переговоров диспетчеров аэродрома «Смоленск-Северный» в день катастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского полностью опубликованы на сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК). «В связи с появившимися в СМИ со ссылкой на министра внутренних дел республики Польша Ежи Миллера сообщениями об опубликовании польской стороной записей разговоров диспетчеров аэродрома «Смоленск-Северный» и с целью объективного информирования мировой общественности, с разрешения органов, проводящих предварительное следствие, в соответствии с Приложением 13 к Конвенции о международной гражданской авиации принято решение опубликовать полностью транскрипцию записей всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими магнитофонами: 1-е: записи открытого магнитофона, 2-е: записи телефонных разговоров, 3-е: записи радиопереговоров», — говорится в заявлении председателя технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Алексея Морозова, поступившем в «Интерфакс» во вторник.

В настоящий момент на сайте комитета размещены записи открытого микрофона, записи телефонных разговоров, записи радиопереговоров.

«При составлении транскрипции Техническая комиссия МАК пользовалась электронной копией записей, идентичной той, которая была передана польской стороне по ее просьбе», — отмечается в заявлении.

Самолет президента Польши Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли. Качиньский летел на траурные мероприятия в Катынь, где похоронены польские военнослужащие, расстрелянные НКВД СССР в 1940 году. 12 января Межгосударственный авиационный комитет на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» представил итоговый отчет о расследовании катастрофы самолета Качиньского. Из отчета следует, что главной причиной катастрофы самолета стал человеческий фактор — ошибки экипажа и давление на него со стороны высокопоставленных пассажиров.

Морозов также опроверг утверждения польской стороны в том, что во время посадки самолета на российских диспетчеров оказывалось какое-либо давление. «Комиссия проанализировала записи, зарегистрированные диспетчерским магнитофоном, а также записи переговоров группы руководства полетами с экипажем самолета Ту-154. Также была проведена независимая оценка действий группы руководства полетами. Фактов давления на группу руководства полетами не выявлено», — заявил Морозов во вторник вечером в эфире телеканала НТВ. По его словам, диспетчеры на аэродроме Смоленска действовали «абсолютно самостоятельно, в рамках той подготовки, тех международных правил, о которых мы говорили».

Морозов рассказал, что техкомиссия МАК анализировала результаты медэкспертизы тех, кто находился в кабине пилотов, в том числе главкома польских ВВС. «При работе технической комиссии анализировались результаты судмедэкспертизы членов экипажа и других установленных лиц, находившихся в пилотской кабине. Именно польские эксперты при прослушивании записи бортового магнитофона установили, что одним из посторонних лиц, находившихся в пилотской кабине, был главнокомандующий ВВС Республики Польша, который находился в пилотской кабине вплоть до момента столкновения самолета с препятствиями», — сказал Морозов журналистам во вторник. Так он прокомментировал заявление главы МВД Польши Ежи Миллера относительно неправомерности проведения медицинской экспертизы Анджея Бласика. «Техническая комиссия при этом пользовалась результатами судмедэкспертизы, проведенной в рамках расследования уголовного дела по факту катастрофы», — добавил Морозов.

В свою очередь, министр транспорта РФ Игорь Левитин считает в настоящий момент неправильным полемизировать с польской стороной относительно обстоятельств авиакатастрофы самолета президента Леха Качиньского под Смоленском. «Идет процесс следствия по уголовному делу. Любые комментарии излишни, и вступать в полемику я считаю неправильно», — заявил он в эфире радиостанции «Эхо Москвы» во вторник вечером.

Левитин отметил также, что никакой российской версии авиакатастрофы пока не существует. «Есть заключение технической комиссии МАК, это независимый орган, который и российская сторона, и польская выбрали для проведения независимой экспертизы. Поэтому российская версия появится после того, когда следственные органы получат заключение технической комиссии МАК», — сказал Левитин.

Он добавил, что техническая комиссия МАК готова опубликовать переговоры между диспетчерами, пояснив, что это беспрецедентное решение, «Для технической комиссии МАК большую ценность предоставляют переговоры диспетчеров с экипажем, потому что решение принимается на борту самолета», — сказал министр.

Левитин заявил также, что никакое дополнительное оборудование в аэропорту «Северный», когда туда после авиакатастрофы прилетел премьер-министр РФ Владимир Путин, не устанавливалось. «Хочу сказать, что 10-го числа (апреля 2010 года — ИФ), когда председатель правительства прилетел туда, этот аэродром был оборудован точно так же, как и был оборудован с утра 10-го числа», — сказал он.

Ранее во вторник замруководителя польской комиссии по расследованию катастрофы самолета Качиньского Мирослав Гроховский заявил на пресс-конференции в Варшаве, что диспетчеры аэродрома «Смоленск-Северный» 10 апреля прошлого года подвергались давлению. При этом он не конкретизировал, в чем именно заключалось такое давление.

Кроме того, по словам главы польского МВД Ежи Миллера, диспетчеры аэропорта на протяжении часа сообщали, что все в порядке; по его мнению, команда «Горизонт» поступила пилотам самолета польского президента Леха Качиньского слишком поздно. Миллер утверждает, что диспетчер, следивший за посадкой президентского «Ту-154», не проинформировал экипаж о фатальных погодных условиях. Кроме того, не было речи о запасных аэропортах.

Между тем, эксперт, близкий к ходу расследования, заявил журналистам: «Выдергивая отдельные фразы из разговоров в диспетчерском пункте, польская сторона не реконструирует происходившие события, а извращает их суть». Эксперт посоветовал польской стороне аккуратнее обращаться с объективными данными, не допускать их передергивания.