Модернизация распила в широком смысле слова

Окончание очередного десятилетия – хороший повод для подведения итогов. Год 2010 интересен тем, что он подводит итог «сытому» десятилетию в истории России – времени «больших возможностей». В российской политической жизни последнего времени успело даже сформироваться соответствующее политическое крыло – «консерватизм» или «просвещенный консерватизм». Но парадокс состоит в том, что консервировать-то особо нечего – страна находится в таком состоянии, что самым политкорректным для характеристики ее дальнейшего существования действующая власть в лице президента Д.Медведева считает термин «модернизация». Такую раздвоенность, как в системе высшей власти, так и в понимании особенностей дальнейшего существования страны, без использования некоторых специфических медицинских терминов назвать трудно.

Неопределенность в восприятии действительности еще более усугубляется тем, что государственная власть, как она часто это проделывает, в очередной раз не озаботилась четкой формулировкой того, что она понимает под модернизацией. Наглядно это было продемонстрировано в середине февраля 2010г., когда в Красноярске проходил очередной экономический форум. На нем с помощью системы электронного голосования выяснилось, что 70% присутствующих не знают ответа на вопрос: что имеет в виду российская власть, призывающая к модернизации экономики. 47,6% участников Красноярского экономического форума уверены: «России не нужен интеллектуальный ресурс, обойдемся углеводородным».

Заметим, на Красноярском форуме речь шла только об экономической модернизации, а не о модернизации в более широком смысле.

Иначе говоря, те от кого, в основном, зависит успех провозглашенной модернизации, не понимают ее цели и не поддерживают, считая, что их жизнь и так неплохо устроена. Они накрепко присосались к нефтяным и газовым скважинам и трубам, и пока все оттуда не высосут, делать ничего не будут. Для них модернизация – это модернизация способов и инструментов распила бюджета и минимизации откатов.

Поэтому не стоит удивляться, что пока самыми очевидными для большинства россиян результатами инициируемой сверху модернизации являются запрет на лампы накаливания мощностью не менее 100 ватт, который начал действовать с 1 января 2011г., как часть кампании по энергосбережению, изменение часовых поясов и обсуждение целесообразности перевода стрелок часов на летнее и зимнее время.

Некоторые аналитики в последнее время стали считать, что «модернизации всея Руси за счет ресурсов сырьевого сектора в ближайшие годы ожидать не стоит: взятые властью на себя социальные обязательства исключают возможность быстрого развития экономики. В подготовленном МЭР «Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предполагается, что налоговая нагрузка на экономику возрастает с 30,7% ВВП в 2010г. до 33,2% в 2011г. и 33,9% в 2013г. Если дополнительно принять в расчет снижение нефтегазовых доходов (на 0,2% ВВП), то нетрудно догадаться: нагрузка на несырьевой сектор экономики будет расти опережающими темпами, не оставляя ему ресурсов для развития.

Этих аналитиков понять можно, тем более что не добавляет оптимизма и национальные тенденции «модернизации» неэкономических, но не менее важных и основополагающих институтов общества, в частности – судебной системы. Целый ряд судебных слушаний по «резонансным делам» последнего времени не только не прояснил ситуацию с модернизацией судебной системы, но существенно ее усугубил. И как вы думаете, после подобных судебных процессов отток капитала из страны уменьшится, и в Россию заспешат иностранные инвесторы, чтобы поучаствовать в ее модернизации?

Понятно, что в настоящее время «модернизация» – это удобный политический PR-лозунг, предназначенный для позиционирования Д.Медведева в политической системе. Но, с другой стороны, мы считаем, что по объективным причинам у нашей страны просто нет иного выхода, как всесторонне модернизироваться, причем не только с технической, научной, экономической, но и с политической стороны. Модернизация – насущная необходимость, иначе страна может уже скоро прекратить свое существование. Пример СССР это подтверждает.

Хорошо известно, что прежде, чем что-то делать, обычно для себя и окружающих формируют пять позиций:
Максимально объективно оценивают существующее положение вещей и накопившиеся проблемы, т.е. устанавливают совокупность начальных условий, с которых стартует проект.
Определяют цель проекта и структурируют ее на задачи;
Определяют необходимые величины фундаментальных ресурсов (финансовых, материальных, энергетических, людских, информационных) и оценивают их располагаемые количества;
Устанавливают соответствие располагаемых инструментов поставленным цели и задачам;
Вырабатывают перечень конкретных мероприятий, который (перечень), как правило, сначала является избыточным, но затем в результате планирования уточняется с учетом располагаемых ресурсов и степени влияния каждого мероприятии на реализацию общей цели; проще говоря, отбираются только приоритетные мероприятия, совместимые с заданными целями и величинами располагаемых ресурсов.

Это – необходимая схема планирования любого вида деятельности: от обустройства дачного участка или ремонта жилья до модернизации всей страны. При этом отсутствие любого из перечисленных элементов надежно гарантирует провал любого проекта. Посмотрим с этой точки зрения на модернизацию страны. В данной статье будем рассматривать только первый вопрос – оценку существующего положения в стране. Остальные – в дальнейших статьях и аналитических докладах.

Результаты проведенного анализа представлены ниже. Мы старались выделить только существо проблем с привязкой к конкретному источнику информации. При этом в расчет не принимались звонкие планы, стратегии и концепции, в которых нам рассказывается, как будет хорошо жить через 10-20 лет, и истребителями какого поколения будут оснащены доблестные российские Вооруженные Силы. Цена таких прогнозов хорошо известна: от «догнать и перегнать Америку» и каждой семье по отдельной квартире к 2000г. – до удвоения ВВП к 2010г. и утопических положений Манифеста партии «Единая Россия» 2002г.

Итак, в настоящее время состояние страны характеризуется следующим.

1. Общее состояние экономики

Вся российская экономика и социальная система – эта функция по существу только одной переменной: цены российской нефти Urals на мировом рынке. Вырученные от продажи нефти и газа деньги возвращаются в мировую финансовую систему, делая невозможным развитие собственных инновационных проектов и экономики в целом. В 2006г. в международные резервы РФ было перечислено около $121,5 млрд. В 2007г. – около $172,7 млрд. В 2008г. (до наступления финансового кризиса в середине сентября 2008г.) – около $82 млрд. В 2009г. – около $12 млрд. В 2010г. – $37,1 млрд. В кризисном 2009г., когда дефицит российского государственного бюджета составлял $87 млрд., за 2-4 кварталы в валютные резервы было перечислено $55 млрд. Никакими национальными целями этого внятно не объяснить.

22 апреля 2010г. Минфин разместил 2 транша еврооблигаций на $5,5 млрд. из ожидаемых $7 млрд. Т.е. Россия вернулась на мировой рынок госдолга. Притом, что в первую половину весны 2010г. в российские международные валютные резервы было переведено $22 млрд.

В конце апреля 2010г. Счетная палата опубликовала информацию об игнорировании Банком России как минимум 2-х основополагающих законов РФ – Конституции (ст. 75) и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», предписывающих ЦБ «защиту и обеспечение устойчивости рубля». Выбранный в сентябре 2009г. правительством и ЦБ курс на инфляционное таргетирование вызвал подозрения аудиторов в противоречии основному закону страны.

Российские компании фактически продаются зарубежным финансовым группам, проводя размещения своих акций за рубежом. Российский фондовый рынок превратился в прибежище для спекулянтов и не может способствовать развитию реальной экономики.
Согласно оценкам аналитиков «Тройки Диалог», иностранные инвесторы обеспечивают основной финансовый капитал на рынках акций (75%) и еврооблигаций (70%). При этом их доля в совокупной структуре финансового капитала в России составляет 44%. В 2006г. – 13%.

Иногда в качестве позитивного фактора указывается на положительную динамику российского фондового рынка, капитализация которого на начало 2011г. достигла $1,027 трлн. Но все дело в том, что в России пока фондового рынка реально не существует – «погоду» в нем делают 10 крупных компаний, в совокупности определяющие более 58% общей капитализации, многие из которых – монополии. В настоящее время российский фондовый рынок – это забава для спекулянтов и большая узаконенная «прачечная». Недаром предприятия реальной экономики только несколько процентов необходимых финансовых средств получают с фондового рынка; остальное – кредиты банков или же их собственные средства. Такое положение нельзя назвать нормальным.

Энергоемкость российского ВВП в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 3,5 раза выше уровня развитых стран. Эффективность отопления в России ниже в 1,2 раза, чем в Германии и Франции, и в 3 раза – чем в скандинавских странах. По оценкам экспертов, потери в российской системе теплоснабжения достигают 50% от объема производства тепла – в Финляндии этот показатель находится на уровне 6%. Т.е. в 200 км севернее России дела обстоят совсем иначе!

В 2006г. в среднем по РАО ЕЭС на производство 1 кВт ч электроэнергии тратилось 334 г условного топлива (у. т.), на 1 Гкал тепловой энергии − 144 кг у. т. (в Германии эти показатели составляли 219 г и 94 кг). С 1 января 2011г. в полном объеме вступил в силу федеральный закон «Об электроэнергетике»: вся электроэнергия в стране, за исключением поставляемой населению, начала продаваться по свободным ценам. Когда правительством утверждалась программа реформирования электроэнергетики, говорилось, что новые «эффективные» собственники привлекут инвестиции, модернизируют электроэнергетику и существенно снизят тарифы, конкурируя друг с другом. Что в итоге? Тарифы как росли, так и продолжают расти, а главный идеолог дробления и приватизации электроэнергетики теперь занимается нанотехнологиями, от которых (как нас убеждают) через каких-нибудь 10-20 лет всем нам будет очень хорошо.

Больше половины гидротурбин, установленных на российских ГЭС, имеет износ до 95%. На ТЭЦ больше половины оборудования имеет износ 90%. Износ строительных фондов приближается к 100%. Страна вступила в полосу аварий, которая продлится в лучшем случае 5-7 лет. Износ объектов жилищно-коммунального хозяйства в России составляет более 60%. Такие данные, как передает ПРАЙМ-ТАСС, привел сегодня (23 ноября 2010г.) президент России Д. Медведев на заседании президиума Госсовета РФ. «Если ничего не делать, то через 5-7 лет наступит катастрофа», – отметил он.

Экономические потери нашей страны от некачественных дорог и их недостаточной густоты превышают 2% ВВП (или 1,8 трлн. руб.) – это больше расходов государства на оборону. На Россию приходится 3% протяженности мировых автомобильных дорог. В абсолютном выражении показатель для России почти в 7 раз меньше по сравнению с США. В США в 2007г. проникновение всех типов дорог составило 66 км на 100 кв. км, общий показатель для 27 стран Европы, входящих в ЕС, достигал 126 км на 100 кв. км. В России же проникновение не превышает 5,5 км на 100 кв. км.

Транспортная составляющая в себестоимости российской продукции составляет 15-20% против 7-8% в развитых странах. Средняя скорость перемещения грузов в России втрое ниже европейской, а себестоимость автомобильных перевозок в 1,5 раза выше. Планируемая стоимость дорожного строительства в нашей стране превышает европейский уровень более чем в 2,5 раза, американский – в 3 раза, китайский – более чем в 7 раз. Даже президент Медведев зафиксировал, что «стоимость строительства дорог может быть снижена минимум на 30% – это факт. Формула проста: применение новых прогрессивных технологий и исключение коррупционной составляющей».

Строительство нового терминала «Внуково» на 10 млн. человек в год обошлось в 65 млрд. руб., а 4-й терминал мадридского Баррахаса, обслуживающий 31,2 млн. человек в год, стоил €448 млн. (19,7 млрд. руб.). Цена строительства под ключ 400-километровой линии TGV Париж − Страсбург − около €3,2 млрд. (153 млрд. руб.), а инвестпрограмма РЖД на 2010г. − 270 млрд. руб., но никаких новых дорог в ней нет.

В 2010г. в рейтинге глобальной конкурентоспособности Россия провалилась с 43-го места до 51-го. В рейтинге Doing Business, характеризующем удобство ведения бизнеса в стране, Россия оказалась на 123-м месте из 183.

2.Наука и образование

На финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения в 2010г. государство выделяет 159 млрд. руб. ($5,4 млрд.) – около 0,37% ВВП, или 0,94% консолидированного бюджета. В 2010г. объем финансирования РАН и ее региональных отделений составил около 50 млрд. руб. Для оценки масштаба этой величины: в конце 2009г. Сбербанк потратил на ребрендинг 20 млрд. руб.

Российские предприниматели вкладывают деньги в инновации еще неохотнее: частные инвестиции в НИОКР составляют примерно 1/4 от совокупных. Для сравнения: китайское правительство в 2008г. потратило на НИОКР $67 млрд. – около 2% ВВП, местный бизнес инвестировал в разработки $142,4 млрд. (68% от совокупных вложений).

Бюджеты отдельных российских НИИ из числа самых лучших составляют 3-5% от бюджета аналогичных учреждений в США. Доля российских разработок на мировом рынке сегодня менее 1%, в то время как в СССР доля изобретений была 25% от общемирового уровня. Отдельные проекты типа спецпоселения Сколково только рельефнее подчёркивают отсутствие системы и аппарата управления комплексными научно-техническими программами.

По данным Национальной ассоциации инноваций, в 2009г. из России иммигрировали в США – 48 тыс., в Израиль – 12 тыс., в Австралию – 10 тыс. человек. «Утечка мозгов» на Запад ежегодно обходится России в $25 млрд. С 1991г. численность работников научных организаций снизилась в 2,2 раза.

В 2009г. в РФ разработку и внедрение технологических инноваций осуществляло 9,4% от общего числа предприятий. В Германии – почти 70%, в Ирландии – 57%, в Бельгии – 60%, в Эстонии – 55%. Только 3 российские компании входят в мировую тысячу компаний – лидеров по исследованиям и разработкам: «Газпром» (108-е место по абсолютному объему затрат, их доля в выручке – 0,6%), «АвтоВАЗ» (758-е место, 0,8%) и «Ситроникс» (868-е место, 2,6%).

3.Социальная сфера

В настоящее время 85-90% населения страны живет от зарплаты до зарплаты. Практически во всех регионах РФ большинство семей находятся на грани реального прожиточного минимума. Отсутствие достаточных материальных стимулов к труду приводит к тому, что 50% рабочего времени используется неэффективно. Проще говоря – половина рабочего времени теряется.

По данным Росстата, уровень безработицы в России в апреле 2010г. составил 8,2%.
Обеспеченность населения отечественными продуктами питания примерно в 2 раза ниже уровня продовольственной безопасности. Проблема настолько серьезна, что в декабре 2009г. Совет Безопасности вернулся к рассмотрению Доктрины продовольственной безопасности. Люди старшего поколения помнят, что последовало за Продовольственной программой СССР.

Потребление рыбы и рыбопродуктов в РФ ниже стандартов питания на 56%, мяса и мясопродуктов отстает от нормы на 68%. Молока и всей продукции, основанной на нем, россияне потребляют меньше на 61%, а яиц, похоже, не едят вообще, отставая от нормы на 88%. Таким образом, потребление продуктов в РФ более, чем в 2 раза ниже нормы.
По представлениям россиян, прожиточный минимум в среднем на одного человека сегодня должен составлять не менее 10-11 тыс. руб. в месяц (уровень абсолютной бедности, по их мнению, начинается с дохода в 7200 руб.), тогда как душевой доход в семье в прошлом году едва достигал 9100 руб.

По данным социологического исследования, в обществе нет понимания того, что происходит в экономике. 31% россиян считают, что именно сейчас мы переживаем самые тяжелые времена, 28% полагают, что кризис «уже позади», и столько же – 29% – настроены весьма мрачно, предсказывая, что «худшее еще впереди». 85% заявляют, что не имеют представления о том, куда движется страна, есть ли у нее будущее. Даже в повседневных своих делах большая часть россиян ограничена горизонтом ближайших недель, не зная, что будет дальше (это особенно интересно на фоне всех разговоров о модернизации и инновациях.)

Вместе с тем едва ли не впервые за все время наблюдений размеры абсолютной бедности сократились до минимума: доля респондентов, говорящих, что их доходов (заработка, пенсий, пособий) не хватает даже на еду, в декабре этого года сократилась до 9% (многие из них перешли в категорию «нуждающихся» – тех, кто уже не подголадывает, но для кого покупка одежды является серьезной проблемой, таких людей у нас сегодня 31%)

Формула восприятия повседневной жизни звучит следующим образом: «жить трудно, но можно терпеть» (так говорят 52% опрошенных); 18% заявляют, что «терпеть наше бедственное положение уже невозможно», однако 27% (преимущественно молодые люди или респонденты с доходами выше среднего – предприниматели, руководители) полагают, что «все не так уж плохо и жить можно».

Опрос делает очевидным двойственный характер отношения к власти, включая первых лиц и высших чиновников. 39% относится к их речам с глубоким недоверием и настороженностью, считая, что руководители государства по большей части (или даже всегда) скрывают правду или лгут. Еще 35% полагают, что правда и ложь в их выступлениях обычно перемешана, иногда то, что они говорят, соответствует действительности, иногда – нет, все зависит от их интересов и ситуации. И лишь 21% опрошенных верят, что высшие руководители страны «практически всегда» или, как минимум, «по большей части» говорят правду, когда речь касается положения дел в стране, в экономике, здравоохранении, пенсионном обеспечении, борьбе с преступностью и прочих важнейших вопросах управления. То есть, 3/4 населения России относятся к высшему руководству с большим сомнением, привычно оставляя свое собственное мнение для «внутреннего пользования».

Высокий разброс в уровне жизни граждан РФ стал одной главных угроз национальной безопасности. В 2008г. сегмент обеспеченных россиян составлял 1,2 млн. человек (0,8% населения). Им принадлежит 4,2 трлн. руб. ликвидных активов (10% ВВП), 40% частных депозитов банковской системы (2 трлн. руб.), 70% инвестиций в локальные паевые фонды (100 млрд. руб.) и 30% доходов населения (6 трлн. руб.).

Текущий финансово-экономический кризис высветил застарелые дефекты отечественной экономики и финансовой системы. В 2009г. по темпам экономического роста РФ заняла 207-е место из 214. Из стран G20 – по всем параметрам 20-е место. По уровню коррупции – 147-е место из 180 стран. По средней продолжительности жизни – 131-е место из 180.
В Нью-Йорке обнародован ежегодный доклад ООН по развитию человеческого потенциала. В представленном рейтинге стран РФ занимает 65-е место, находясь между Албанией и Казахстаном. ООН оценила среднюю продолжительность жизни россиянина в 67,2 года. Всего в рейтинг вошли около 170-ти государств. В 1-й пятерке лидеров рейтинга Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, США и Ирландия, замыкают рейтинг Сомали, Тувалу и Вануату.

По уровню потребительской инфляции по итогам 2009г. РФ заняла 3-е место в Европе, пропустив вперед Украину и Белоруссию. Рост потребительских цен в РФ составил в 2009г. 8,8% (в 2010 – также 8,8%), в Белоруссии – 10,1%, а на Украине – 12,3%. За инфляцию отвечает Банк России. Но формально он не подчинен правительству. Похоже, что он не подчинен и президенту. Т.е. ключевое учреждение страны выполняет задачи, поставленные мировой финансовой системой. А задачу по предотвращению инфляции оно выполняет плохо (следует отметить, что в 2009г. индекс потребительских цен 8,8% был достигнут благодаря распродажам: без них он бы составил 10,5%; для граждан, не участвовавших в распродажах наиболее дорогих товаров, инфляция могла составить все 20%).

4.Национальные проекты

В конце 2009г. глава Минрегиона Виктор Басаргин признал провал нацпроекта «Доступное жилье». Несмотря на растущее бюджетное финансирование с 2006 по 2008гг., увеличение годовых объемов строительства практически не сделало жилье более доступным. В России существует огромная проблема восстановления ветхого жилья, на решение которой может потребоваться $ сотни млрд. (до $1 трлн.).

С другой стороны, министр обороны Анатолий Сердюков доложил, что за истекшие 2 года военнослужащим предоставлено 98,5 тыс. квартир. Цифра небольшая, но важен факт: оказывается, можно строить жилье по 40 тыс. руб. за м. Понятно также, что интенсификация строительства жилья военнослужащим перед очередными парламентскими и президентскими выборами – факт, характеризующий понимание власти того, что не следует огорчать «людей с ружьем», среди которых популярность власти невелика.

В сельском хозяйстве более 40 млн. га земли заброшено. Земли деградируют без соответствующего ухода и дефицита удобрений. Почти в 10 раз сократились объемы мелиорации земель, фосфоритования почв, гипсования и орошения. Около 1/3 российских посевных площадей вообще не удобряется, а на остальных нормы внесения удобрений снижены по сравнению с оптимальными в 3-4 раза. В советское время АПК давал около 20% объема валового продукта. В настоящее время в аграрной экономике производится 4,4% и в пищевой промышленности – 4,5% ВВП РФ.

По сравнению с 1990г. производство отечественных тракторов сократилось более чем в 15 раз, комбайнов – в 10 раз. Банки выдают крестьянину кредиты в лучшем случае под 18-20%. Средний уровень рентабельности крестьянского труда – 9%. Половина продовольствия и 8 из 10 таблеток – иностранного происхождения. По оценке министра образования и науки РФ, в российских высших учебных заведениях (вуз) сегодня «по-настоящему» учатся 15-20% студентов.

5.Распространение наркотиков

По данным доклада управления ООН по борьбе с наркотиками и организованной преступностью (UNODC), ежегодное потребление героина в РФ в последние 10 лет выросло в 10 раз и достигло 75-80 т. Число употреблявших героин в РФ (1,5 млн.) сравнялось с их количеством во всей Европе или в США и Канаде, вместе взятых. Процент россиян, употребляющих опиаты, в 5-8 раз превышает соответствующий показатель в странах ЕС (в Германии – в 20 раз). Ущерб, наносимый РФ наркоманией, составляет около 2 трлн. руб. в год. Наркотический апокалипсис – такую характеристику нынешней ситуации в РФ с наркоманами и наркотиками дал Виктор Иванов, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Он уверяет, что смертность от наркотиков, особенно, среди молодых людей, выросла в несколько раз. Больше 100 тыс. наркоманов умирают ежегодно в РФ. Все они не доживают до 30. 1/3 российских самоубийц лишают себя жизни в состоянии наркотического опьянения. Глава ФСКН не сомневается, что наркотическая проблема назрела в стране настолько, что ее нужно обсуждать на самом высоком уровне. Иванов предлагает внести вопрос сокращения спроса на наркотики в повестку Госсовета: «Наша задача – защитить 30 млн. российских детей от втягивания в наркоэпидемию».

6.Состояние правоохранительной системы

Жителям страны неясно, чего больше опасаться – бандитов и сотрудников правоохранительных органов. По данным «Левада-центра», 2/3 россиян (67%) опасаются милиции, доверяют ей 30%. Средняя зарплата московского милиционера – 22 тыс. руб. (по состоянию на 27 февраля 2010г.). «Не чувствуют себя под защитой закона» 58% россиян (в Москве эта цифра доходит до 73%, среди людей с высшим образованием – до 66%; для сравнения: в селе, находящемся под полным контролем местной администрации, этот показатель существенно ниже, хотя он тоже сам по себе невероятно высок – 50%). Чувствуют себя «защищенными законом» в среднем по стране 33% (в Москве – 15%, в селе – 42%); чаще об этом заявляют чиновники, силовики и пенсионеры.

То, что ситуация в станице Кущевской не уникальна, подтверждается не только мнениями журналистов, немедленно проведших аналогии между Кущевкой и скандалами вокруг московского мэра, делом ЮКОСа, махинациями «Байкалфинансгрупп», уголовщиной «Трех китов», делами Чичваркина, Магнитского, милицейском беспределом, о котором непрерывно говорили в прессе и интернете на протяжении всего года, и еще сотнях других подобных историй. На вопрос «Есть ли у вас подобная банда в вашем городе/районе?» ответили «да» 20% опрошенных.

Воровство, коррупция и теневая экономика стали значимой частью системы и приобрели масштабы, сравнимые с ВВП страны. По данным Росстата, доля теневой экономики в РФ – около 20% официального ВВП. А по зарубежным оценкам (Шнайдер), уровень теневой экономики в 25 развивающихся странах Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР к началу 2008г. составлял 40% ВВП, в РФ – 49,4%.

По экспертным данным, в 1996-1999гг. так называемые «откаты» составляли в среднем 10% суммы контракта, в 1999-2003гг. – 20%, в 2003-2005гг. – 35%, в 2005-2008гг. – 40%, в 2008-2009гг. – 60%, в 2009-2010гг. – 70%. Примерно в 2/3 случаев откат уходит чиновнику на офшорный счет, в остальных случаях – передается наличными.
По подсчетам Transparency International, ежегодный совокупный доход российских коррупционеров – около $300 млрд., что близко к 1/4 ВВП. Есть и более высокие оценки.
В РA появился даже новый термин – норма отката (kickback margin), говорит в интервью «Российской газете» Елена Панфилова, директор российского Transparency International. Эта норма растет: в начале нулевых в строительстве она составляла 15-20%, в середине десятилетия, по сведениям Ассоциации застройщиков, увеличилась вдвое. А сегодня доходит до 50-70% в стоимости проекта.

По данным МВД, число выявленных эпизодов взяток выросло в 2003-2009гг. в 1,8 раза (правда, число дел, направленных в суд, выросло лишь на 1/4). По данным судебного департамента при Верховном суде, число осужденных за взятки выросло за 2003-2009гг. в 2,5 раза. Но количество осужденных взяткодателей росло гораздо быстрее, чем взяткополучателей. А посадки за взяточничество в составе организованной группы по предварительному сговору снизились в 1,6 раза. Серьезные расследования подменяются отловом (иногда с помощью провокации) врачей, учителей, муниципальных служащих и инспекторов ГАИ.

Коррупционная составляющая в системе госзакупок составляет около 1 трлн. руб. ежегодно. В 2010г. объем махинаций с бюджетными средствами удвоился в сравнении с 2009г., выяснила Счетная палата (СП). Аудиторы выявили нарушения в финансово-бюджетной сфере на 483,9 млрд. руб. против 238,3 млрд. в 2009г., говорится в направленном в Госдуму отчете СП.

Нарушения касаются не только средств, напрямую связанных с бюджетом, но и внебюджетных фондов, объясняет сотрудник СП. С нарушением Бюджетного кодекса в 2010г. было потрачено 367 млрд. руб., из которых 1,6 млрд. – нецелевое использование казенных денег. Нарушений в сфере госзаказа аудиторы выявили на 37,5 млрд. руб.

Похоже, что правительство вольно или невольно само провоцирует развитие коррупции: известно, что существует так называемая проблема «конца года», когда предприятиями и организациями закупается что попало и как попало, лишь бы успеть израсходовать средства. В 2010г. по разным оценкам, оставалось неизрасходованным до 1 трлн. руб.

Закон о госзакупках предусматривает 22 случая, когда заказ можно разместить у единственного поставщика, исполнителя и подрядчика. В I квартале чиновники всех уровней, используя эту статью, заключили контрактов с единственными поставщиками на 556 млрд. руб., это 61% всех законтрактованных в январе – марте, указывает МЭР.

Россия заняла 154-е место среди 180 стран в индексе восприятия коррупции, подготовленном российским отделением центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл». В прошлом году РФ занимала 146-е место. Исследование центр проводил в 178 странах, как пояснила 26 октября директор российского отделения центра Елена Панфилова, «путем опроса граждан и экспертов». Соседи России в индексе – Папуа – Новая Гвинея и Таджикистан, (набравшие также 2,1 балла).

7.Военная безопасность

Анализ показывает, что в предшествующее 10-летие произошла деградация российских ВС. Доля новой военной техники в настоящее время составляет около 10%. В 2009г. военные расходы России составили $37,8 млрд., а США – $547 млрд. По оборонному бюджету мы занимаем всего лишь 7-е место в мире.

Уровень финансирования Министерства обороны превышал уровень инфляции (по дефлятору ВВП) в среднем на 4% в год. Этого хватило бы в лучшем случае на амортизацию, т.е. на поддержание существующего положения, а не развитие. Но если вспомнить о коррупции, которая конечно существует и в Вооруженных Силах, то можно сделать вывод о деградации системы национальной обороны.

Негативные процессы в Вооруженных Силах уже приняли необратимый характер. Возможности российских ВС, например, на западном стратегическом направлении на порядок ниже группировки США и НАТО. Не стоит этому удивляться: в последние годы годовой бюджет МО равен годовым доходам 10 человек, называемых российскими олигархами. Комментарии, как говорится, излишни. И это на фоне продолжающегося мирового кризиса и возрастания угрозы новой мировой войны.

На юге РФ НАТО представлено Турцией. У Турции около 4 тыс. танков. А у нас по всей России в боевых частях осталось чуть больше 2000 притом, что на юге около 600 танков вместе с теми, которые находятся на базах хранения. Хорошо, что с Турцией у РФ теперь нет общей сухопутной границы. Но есть другая проблема: может возникнуть война между Турцией и Арменией. России тогда нужно будет спасать Армению.

Государственная программа вооружения на 2011–2020гг. (ГПВ-2020) станет 4-й госпрограммой вооружения в истории постсоветской РФ. Три предыдущие были провалены. 1-я госпрограмма вооружения на 1996–2005гг. была фактически провалена уже в 1997г. из-за хронического недофинансирования. 2-я госпрограмма на 2001–2010гг. (2,1 трлн. рублей после радикальных корректировок) также оказалась нежизнеспособной. Ее отличал перекос в сторону стратегических ядерных сил. Новая техника закупалась в единичных экземплярах. Пока еще действующая 3-я госпрограмма вооружения (почти 5 трлн. рублей) – ГПВ-2015 – была утверждена в октябре 2006г. Ее основной чертой стало сокращение доли НИОКР (один из самых коррумпированных и непрозрачных сегментов) и увеличение серийного производства вооружений и военной техники. Было запланировано оснащение новой и модернизированной техникой 40 танковых, 97 мотострелковых и 50 десантных батальонов, 5 ракетных бригад. ВМС должны получить 31 корабль, ВВС – более тысячи самолетов и вертолетов. Однако к 2010г. войска не получили и десятой доли из этого количества техники.

На новую ГПВ-2020 планируется до 2020г. потратить на закупки, ремонт и разработку вооружений для всех силовых ведомств. «Милитаризм» 4-й ГПВ объясняется гигантским недофинансированием в течение почти 20-летия. Подавляющая часть вооружений, поступивших в армию в 1970-1980-х гг., в течение ближайших 10 лет не просто устареет морально – это уже произошло, – но и рассыплется физически, поскольку на их ремонт денег тоже почти не выделялось. Это касается практически всего спектра военной техники – от грузовиков до межконтинентальных ракет.

В соответствие с новой Программой вооружения Флот впервые получает приоритетное развитие за всю историю постсоветской России. Ведь за последние 20 лет он пополнился всего 4-мя кораблями, причем один из них – предназначенный для Балтийского флота сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» – строился целых 10 лет и вошел в строй только в прошлом году, но в итоге его проект был признан неудачным! И теперь корабли такого класса сняты с серийного производства.

В настоящее время Черноморский Флот и Каспийская Флотилия представляют собой уникальное собрание плавучего антиквариата. Если в составе остальных флотов РФ после их радикального сокращения по крайней мере почти не осталось кораблей и подлодок старше 25 лет, то в составе ЧФ всего 17 боевых единиц (всего их – 40) моложе 25 лет и всего 4 – моложе 20 лет. Это 2 малых ракетных корабля проекта 1239 и 2 тральщика проекта 266М. Зато здесь есть корабли даже 60-х годов постройки.

Для оценки общей ситуации в военной сфере показательно мнение одного из конструкторов, одного из руководителей российской оборонки. Хотя в интервью он не назвал своей фамилии (понятно, за ним – большой коллектив), но к его мнению прислушаться стоит: «Я считаю, будучи в здравом уме, что война будет. И война будет очень серьезная. Она случится гораздо быстрее, чем кто-либо думает. Но страна к ней не готовится. Не страшно, если нас выкинут из «восьмерки», но страшно, если нам объявят технологическую блокаду. У нас нет станков, нет огромного количества современных материалов, нет элементной базы, даже нет инструмента. Если прекратить поставку инструмента из Швеции, Японии, США, Израиля, то нам нечем будет обрабатывать металл, который необходим для самолетов».

8.Экология

В 2010г. Россия заняла 8 место в рейтинге загрязнения атмосферы углекислым газом, опубликованном компанией Maplecroft. 1-я шестерка с чрезвычайно высокими выбросами выглядит так: лидируют Объединенные Арабские Эмираты, следом за ними Австралия, США, Канада, Голландия и Саудовская Аравия.

В связи с аномальной жарой, природными лесными пожарами и задымлением в РФ в июле текущего года умерло на 14,5 тыс. человек, а в августе – на 41,3 тыс. человек больше, чем за этот же период прошлого года, – отмечается в докладе МЭР. Суммарно за 2 месяца – на 55,8 тыс. человек, примерно в 4 раза, чем потери за всю афганскую войну.

9.Политическая система

Ключевое понятие, определяющее основной принцип современной российской политической системы – «вертикаль власти». Оно подменило собой другое ключевое понятие общества – «верховенство закона». «Вертикаль власти» принципиально стоит над законом, рассматривает и использует закон лишь как подсобное средство своего функционирования и достижения своих целей. В результате «вертикаль» подминает под себя все другие институты, разрушает механизмы саморегуляции, искажает баланс прав и ответственности как политических субъектов, так и субъектов экономической деятельности, лишая их стимулов к развитию и конкуренции.

Местное самоуправление практически бездействует, т.к. отсутствует его экономическая основа: 64% налоговых сборов поступают в федеральный центр, а регионам остаются лишь 36%. При такой системе донорами являются 13 регионов из 83. Понятно, что ни о какой самостоятельности в этих условиях не может быть и речи.

В отношениях с главами регионов центральная власть давно использует принцип «коррупция в обмен на лояльность».

Уже несколько лет подряд российских граждан развлекают телевизионным общением президента, а теперь – премьера, с народом. Непосредственно в телевизионном эфире он решает житейские проблемы людей, которые обязаны решать местные власти. Понятно, что это пиар-ход, но вместе с тем и диагноз системе государственного управления – десятки миллионов проблем премьер решить физически не в состоянии. Трудно представить президента США Б. Обаму, который в прямом эфире решал бы вопросы подвода газа или воды, скажем, для жителей поселка в Калифорнии.

По данным социологического исследования, попытки авторитарного режима легитимировать свой статус посредством апелляции к символическим суррогатам традиции (поддержке РПЦ или других религиозных конфессий, допущенных к обслуживанию власти) или через возбуждение иллюзии национального возрождения особого успеха не имеют.

10.Протестная активность

По сообщению пресс-центра МВД, в 2009г. в России прошли 30 тыс. публичных акций, из них на 2,5 тыс. выдвигались политические требования. В мероприятиях участвовали 5,5 млн. человек. 440 акций не были согласованы с органами власти, в них участвовали более 20 тыс. человек. 56 раз блокировались автодороги.

Количество протестных выступлений в 2010г. выросло в 4 раза (по данным на 2 июня 2010г.).

В 2009г. Россия являлась абсолютным рекордсменом по числу исков, поданных