Российская беженка станет нелегалом на родине

Эксперты не исключают, что Марии Амелии (речь идет 25-летней уроженке Владикавказа Мадине Саламовой, уже более семи лет нелегально живущей на территории Норвегии. Недавно стало известно, что власти страны собираются девушку депортировать — прим. ред.) потребуется несколько лет, чтобы получить в России российский заграничный паспорт. По этой же причине она не сможет подать на рабочую визу в Норвегии.

В тот момент, как Мария окажется на русской земле, начнется ее жизнь «без документов». В противоположность тому, что утверждают норвежские власти, Мария не сможет вернуться в Норвегию, если у нее не будет российского заграничного паспорта.

Получение паспорта России — это процесс, который, в худшем случае, никогда не будет завершен, а в лучшем может занять много лет.

Столенберг: запрос должен обрабатываться на общих основаниях

Норвежские власти, среди них премьер-министр нашего королевства, на пике внимания СМИ и общественности к Марии заявили, что та должна простить Норвегию. И заодно упомянули, что Мария, находясь уже в России, сможет подать на рабочую визу и проживание в Норвегии.

При этом премьер-министр подчеркнул, что ее запрос должен обрабатываться на общих основаниях и что, несмотря на внимание СМИ, никаких поблажек по отношению к ней просто принципиально не должно быть. В интервью газете Dagsnytt он сообщил, что девушка может подавать на визу, находясь на исторической родине. Ее возможности он оценил как многообещающие: «Кроме всего прочего, она отлично говорит на норвежском».

Такое заявление удивляет Инну Сангаджиеву из норвежского отделения Хельсинкской группы. Она сама родом с Кавказа и на собственном опыте знает, как тяжело получить заграничный паспорт. Она говорит, что если Марию вышлют на территорию России, то она оттуда уже не сможет вернуться.

«Ее ситуация крайне сложная. У обычных беженцев есть паспорт. А у нее никогда не было даже внутреннего паспорта, ведь она покинула Россию еще ребенком», — говорит Инна газете VG Nett.

«Никто в России не может получить загранпаспорт, не имея внутреннего российского паспорта. По правилам, россияне, приехавшие в Москву из регионов, должны вернуться в свой родной город через три месяца. Не думаю, что получение документов будет для Марии легким, речь идет минимум о годе», — продолжает Инна.

Норвежские власти знают об этом

«Проживание в России может быть очень сложным. Особенно после многих лет отсутствия. Нам это известно», — говорит советник Камилла Рисан (Camilla Risan).

«Насколько нам известно, на имя Марии были оформлены временные документы, благодаря которым она сможет вернуться на родину», — заявил норвежский чиновник Бенте Энгесланд (Bente Engesland).

Советник при норвежском правительстве Моника Торуд (Monica Thorud) сказала так: «Получение российских документов для выезда с территории России на территорию Норвегии — это личные проблемы Марии, мы же со своей стороны обеспечили ее одноразовыми документами для выезда на Родину. Я лично заполняла их».

Адвокат Марии все еще надеется, что депортация Марии в Россию не состоится.