Что может помешать Медведеву пойти на второй срок?

Два высокопоставленных российских политика почти одновременно высказались о президентских выборах 2012 года.

Помощник президента Аркадий Дворкович в интервью BBC заявил, что Дмитрий Медведев «определенно хочет» участвовать в президентских выборах. «Тот президент, который собирается через год уйти, ведет себя по-другому, — сказал Дворкович. — Я думаю, что любому, кто внимательно посмотрит на то, что делает Дмитрий Медведев, будет ясно, что он хочет остаться на второй срок и продолжить работать над теми задачами, которые обозначил в 2008 году». Дворкович подчеркнул, что, по его мнению, Путин и Медведев сообща между собой решат, кто будет баллотироваться в президенты. Но он не исключил сценария, при котором после выборов 2012 года тандем сохранится, хотя его участники могут поменяться местами.

В свою очередь первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков на встрече с представителями прокремлевских молодежных организаций сказал: «У нас долгосрочные цели, и мы не собираемся менять их каждый день. У нас те же союзники и те же противники… И, чтобы завершить эту работу, нам нужна победа на выборах. Выборы должны выиграть Медведев, Путин и «Единая Россия»».

При всем внешнем различии сказанное двумя очень влиятельными сотрудниками президента на самом деле близко по значению и смыслу. Можно даже сделать несколько комментариев к их словам.

Во-первых, конкуренции между двумя членами тандема на президентских выборах не будет. Этот факт необходимо наконец принять за реальность и не фантазировать по этому поводу. Более того, ни один из них не рассматривает свои собственные действия как элементы конкуренции друг с другом. Нет ни малейших признаков того, что Путин или Медведев пытаются повысить свою конкурентоспособность за счет партнера по тандему.

Во-вторых, Медведев и Путин — ни политически, ни административно — нисколько не заинтересованы в ослаблении партнера и превращении половины своего тандема в «хромую утку», ибо это ослабит тандем в целом и снизит конкурентные способности любого кандидата от тандема на выборах. Никак не заинтересованы они и в том, чтобы один из участников тандема заметно выигрывал в общественном мнении и популярности у другого.

В-третьих, самым опасным для любого из них в нынешней ситуации может стать широкое распространение мнений о том, что Путин не во всем согласен с президентом или Медведев не полностью согласен с премьер-министром. Первое сразу делает Медведева президентом, которого не поддерживает собственный премьер, а Путина — нелояльным премьером, который тем не менее продолжает работать с президентом, а не уходит в отставку. Второе немедленно делает Медведева президентом, который не только не может руководить своим премьером, но и не может уволить его.

В-четвертых, один из членов тандема почти наверняка станет кандидатом в президенты, выиграет выборы и займет Кремль на шесть лет. Здесь Владислав Сурков был прав: выборы будет выигрывать тандем. На мой взгляд, сегодня очевидно лишь одно: Путин в силу разных причин не останется на второй срок премьер-министром. Но пока вопрос о кандидате из тандема не будет решен, Медведев и Путин будут заинтересованы в сохранении политического паритета, т. е. равных стартовых позиций для выдвижения любого из них. Что произойдет не раньше конца 2011 года. Это также реальность, с которой России необходимо примириться, нравится это кому-то или нет.

В-пятых, слово «почти» в начале предыдущего абзаца использовано только для описания крайне маловероятной возможности появления кого-то третьего, кто может быть выдвинут от тандема в президенты, превратив, таким образом, тандем в триумвират, или, если хотите, тройку. Вероятность этого микроскопически мала, но полностью сбрасывать ее со счетов нельзя: целый ряд потенциально важных факторов могут побудить тандем действовать таким образом.

В-шестых, члены тандема опасаются не друг друга на предстоящих выборах, а появления независимого от них кандидата, например, представителя объединенной оппозиции, который способен поставить под сомнение выполнение кремлевского выборного сценария. Такая же мотивация есть и у единороссов. Это еще один фактор, который гарантирует единство тандема и готовность любого из его членов к выдвижению в кандидаты. Это также еще один фактор, который будет иметь значение в вопросе о том, кто именно — Медведев, Путин или третий кандидат — будет выдвинут от тандема в конце 2011 года.

В-седьмых, очевидно, что Дмитрий Медведев хочет быть президентом двух сроков и не особенно скрывает это. Это более чем ожидаемо. Тут Аркадий Дворкович был полностью искренен. Любое другое поведение нынешнего президента просто невозможно для любого политика. Заранее отказавшись от борьбы за перевыборы, Медведев не только нанесет большой ущерб своей политической программе (о чем и говорил помощник президента), но и нанесет удар по Путину, так как является преемником, выбранным им лично. На нынешнем этапе Медведев может быть успешным или неуспешным президентом ровно настолько, насколько Владимир Путин это допускает. Это еще одна реальность, с которой надо примириться всем. Отчасти это относится и к самому Путину, который больше не может рассматриваться в отрыве от Медведева.

В-восьмых, в отличие от президента, самому Владимиру Путину предстоит принять важное, очень ответственное и весьма личное решение: идти или нет в качестве кандидата от тандема на президентские выборы. Пока он явно не рвется возвращаться в Кремль. Мне представляется, что на сегодня он своего решения еще не принял, поэтому обсуждать ему с Дмитрием Медведевым пока нечего. Количество факторов, которые Путину надо принимать в расчет, очень велико, ряд из них носит переменчивый характер. Ни в коем случае он не будет раньше времени давать сигнал ни Медведеву, ни политической элите, ни обществу о том, какое решение он принял, к чему склоняется.

В-девятых, в любом случае все эти вопросы будут решаться вне поля массовой политики, даже вне рамок российского политического класса. Это главная реальность современной России, изменить которую имеют некоторые шансы только те, кого полностью не устраивает «тандемный сценарий» выборов в целом. Но они пока не демонстрируют ничего, кроме своей неспособности ему воспрепятствовать.