Политика нового президента Колумбии

После 8 лет правления Альваро Урибе в Колумбии в августе 2010 года к власти пришел новый президент — Хуан Мануэль Сантос. Его победа во втором туре президентских выборов при поддержке рекордных 69 проц. избирателей была прогнозируема, поскольку серьезных противников у Сантоса, позиционировавшего себя как сторонника политики популярного среди населения Урибе, не было.

Хуан Мануэль Сантос родился 10 августа 1951 года в Боготе. В начале 90-х годов прошлого века стал министром внешней торговли, затем в 1998-2002 гг. — министром финансов. В 2005 году образовал Социальную партию национального единства, более известную как Партия «U», созданную для поддержки переизбрания президента Альваро Урибе, и был назначен министром национальной обороны в его правительстве. Этот пост Сантос покинул в мае 2009 года, чтобы иметь возможность выдвинуть свою кандидатуру на пост президента республики.

За прошедшие с момента вступления в должность главы государства 4 месяца Сантос, не отказываясь от политики «демократической безопасности» Урибе, сумел доказать, что обладает собственным видением путей решения стоящих перед страной проблем, полностью избавившись таким образом от имиджа «наследника» Урибе.

Так, уже в первые недели правления новый глава государства пригласил к работе в правительстве ряд представителей оппозиционных партий /Либеральная партия и Радикальные перемены/, имевших крайне напряженные и конфликтные отношения с предыдущим президентом. Нельзя не отметить и различия в стиле руководства двух лидеров: если Урибе характеризовался как достаточно конфликтный и бескомпромиссный президент, то Сантос предпочитает более спокойный и примирительный тон как в диалоге с внутриполитическими силами, так и на международной арене.

Экс-президент был весьма популярен среди колумбийцев и к концу своего второго президентского срока пользовался поддержкой около 70-75 проц. населения. Однако Сантосу за короткий период удалось завоевать доверие граждан и превзойти этот показатель. Его действия в первые три месяца, как свидетельствуют данные опроса, проведенного Национальным центром изучения общественного мнения, пользуются поддержкой 89 проц. населения страны.

Наиболее громким успехом нового руководителя стало проведение вооруженными силами операции «Содома», в результате которой 22 сентября 2010 года был ликвидирован лидер военного крыла и второе лицо в иерархии экстремистской группировки Революционные вооруженные силы Колумбии /РВСК/ Виктор Суарес /также известный как «Моно Хохой»/. Помимо Суареса были ликвидированы еще 20 боевиков и захвачены электронные носители с большим объемом разведывательной информации. Сантос охарактеризовал это как «историческое событие для Колумбии и самый серьезный удар по РВСК за более чем 45-летнюю историю вооруженного конфликта». Он заверил, что правительство продолжит работать в сфере безопасности и прежде всего в городах, где необходимо снижать уровень преступности, поскольку успехи вооруженных сил в борьбе с партизанами в сельской местности вытесняют преступников в крупные населенные пункты. Благодаря достижениям властей уровень поддержки проводимой политики в области безопасности со стороны населения вырос до 86 проц.

Несмотря на указанные успехи, по статистике министерства обороны, в Колумбии к концу 2010 года насчитывалось около 3,7 млн перемещенных в результате вооруженного конфликта лиц. Еще около 380 тыс колумбийских беженцев укрываются в соседних государствах. С 7 августа в стране было убито более 50 политических и общественных деятелей. До уровня двадцатилетней давности /около 1,5 тыс. человек в год/ поднялось число жертв криминальных войн в Медельине.

На внутриполитической арене наиболее заметным отличием от правления Урибе стала позиция Сантоса по вопросу защиты жертв вооруженного конфликта, а также в области сельского хозяйства. Новый президент снял большинство возражений своего предшественника в отношении законопроекта о жертвах конфликта, что позволило ускорить работу по созданию юридической базы для разрешения одного из самых острых социальных вопросов. Предлагаемая им реформа в сельскохозяйственной сфере направлена на возвращение земель жертвам конфликта и по ряду позиций существенно расходится с видением предыдущего правительства.

Урибе оставил Сантосу весьма внушительный груз нерешенных внешнеполитических проблем: разорванные дипломатические отношения с соседними Венесуэлой и Эквадором, а также достаточно напряженная атмосфера вокруг Колумбии на региональном уровне.

В инаугурационной речи Сантос назвал одним из главных приоритетов своего правительства восстановление отношений с соседями по Южной Америке. Слова президента с делом не разошлись. Взятый им примирительный тон позволил менее чем через неделю восстановить дипломатические и торговые отношения с Венесуэлой и существенно снизить накал в двустороннем диалоге.

В конце ноября была достигнута окончательная договоренность о восстановлении отношений между Колумбией и Эквадором, после чего страны обменялись назначениями послов. Дипотношения были разорваны в марте 2008 года после авиаудара колумбийских ВВС по лагерю экстремистов РВСК на территории Эквадора, в результате которого был убит один из лидеров экстремистов Луис Эдгар Девиа, более известный как «Рауль Рейес».

Для колумбийского населения наиболее важным является восстановление экономических связей с соседями, поскольку в результате политических разногласий объем торговли с Венесуэлой снизился в 7 раз, что сильно ударило по местным предпринимателям. Как результат восстановления отношений 81 проц. колумбийцев полагает, что внешняя политика правительства Сантоса оказалась успешной.

Важным достижением, свидетельствующим о росте доверия к Боготе в регионе, стала поддержка стран Южной Америки при избрании Колумбии в качестве непостоянного члена СБ ООН на 2011-2012 гг. «Мы добились определенных успехов во внешней политике, где нашей целью является сделать Колумбию значимым государством на международной арене, — считает Сантос. — Колумбия намерена продвигать в СБ ООН темы борьбы с наркотрафиком и терроризмом». «Положительный результат голосования Генеральной Ассамблеи свидетельствует о том, что Колумбию рассматривают как пример для всего мирового сообщества в сфере безопасности и борьбы с преступностью, — продолжил он. — Это знак поддержки со стороны международного сообщества, а также его доверия в вопросе укрепления демократических институтов и обеспечения безопасности в свете успехов правительства Колумбии в разрешении проблемы внутреннего вооруженного конфликта за последние годы».

«Достигнута цель избрания Колумбии непостоянным членом СБ ООН на 2011-2012 годы, что отвечает нашим намерениям занимать более активную позицию в региональных объединениях для содействия устойчивой интеграции в Латинской Америке на ближайшие десятилетия, — сказал Сантос. — Благодаря успехам предыдущего правительства в области безопасности мы с гордостью способны выступать на международной арене и перейти от политики «демократической безопасности» «к демократическому процветанию».

Комментируя итоги первых ста дней своего правления, Сантос отметил, что «успел добиться хороших результатов во внешней политике и в сфере безопасности, однако пока не решил важных социальных вопросов, таких как снижение бедности и безработицы».

Одним из главных изменений во внешнеполитическом курсе нового правительства многие эксперты называют переоценку кабинетом Сантоса отношений со стратегическим партнером Колумбии на протяжении последних десятилетий — США. Так, первый после инаугурации визит Сантос нанес не в Вашингтон, а в Бразилиа. Сразу после вступления нового президента в должность Конституционный суд Колумбии признал ничтожным подписанный в конце 2009 года договор о расширении военно- технического сотрудничества с Вашингтоном, предложив правительству провести соглашение через Национальный конгресс. Исполнительная власть, несмотря на выраженную со стороны Вашингтона заинтересованность, так и не предприняла каких-либо действий, чтобы добиться вступления указанного соглашения в силу. В ходе визита в Боготу представительной американской делегации в конце октября 2010 г. колумбийцы объявили о своем желании перестроить двусторонние отношения с тем, чтобы избавится от ярлыка «получателя военной помощи» и в дальнейшем выстраивать «равные партнерские связи с акцентом на экономическое сотрудничество».

Причиной такого поворота в подходах колумбийского руководства стало нарастающее недовольство отсутствием значимых встречных шагов со стороны Вашингтона, привыкшего рассматривать Боготу в качестве основного и безусловного военного союзника в Южной Америке. Предоставляемая американцами военная помощь в рамках «Плана Колумбия» в последние годы неуклонно снижалась, и эта тенденция сохранится в ближайшем будущем. В свете успехов правительства в борьбе с экстремистскими формированиями Колумбия в настоящее время все меньше нуждается в прямой военной помощи и все больше в экономических дивидендах и инвестициях, которые позволили бы стране преодолеть тяжелые последствия внутреннего конфликта в социальный сфере. США же в последние годы не пересматривали своих подходов к экономическому сотрудничеству с Колумбией. Вашингтон продолжает критиковать Боготу за ситуацию с правами человека, используя это, в частности, в качестве предлога для затягивания ратификации двустороннего соглашения о свободной торговле, подписанного еще в 2006 году, что крайне негативно воспринимается колумбийским руководством. Источник: По материалам ИТАР-ТАСС.