Почему власти разрешают акции националистов?

Верховский: власти разрешают акции националистов, опасаясь повторения декабрьских событий

После декабрьских беспорядков в российской столице власти предпочитают не препятствовать мероприятиям националистов, а контролировать их, заявил директор Информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, комментируя «Кавказскому узлу» прошедшие 15 января в Москве и Санкт-Петербурге акции в память об Егоре Свиридове, а также запланированные на 19 января акции памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой.

Как сообщал «Кавказский узел», 15 января в Москве и Санкт-Петербурге состоялись массовые акции в память о болельщике московского футбольного клуба «Спартак» Егоре Свиридове, который был застрелен из травматического оружия во время драки с выходцами с Кавказа в ночь с 5 на 6 декабря 2010 года в Москве.

«Согласованные на 15 января мероприятия националистов (а таковым стала де-факто и акция в Москве, заявителями которой были один активист «Яблока» и два футбольных фаната) прошли без эксцессов, как и ожидалось. Но, конечно, эти мероприятия не были простым поминанием убитого. Как ни ограничены были участники московского мероприятия условиями согласования и численным доминированием милиции, свою позицию они нашли способ выразить — спели на прощание «Вставай, страна огромная». Главное, в чем националисты хотят убедить сейчас сограждан, это в том, что в обществе идет настоящая война между «русскими» и «кавказцами», ну а на войне — как на войне», — заявил Верховский.

По его мнению, «власти сейчас, серьезно опасаясь развития тенденции, обозначившейся 11 декабря, склонны разрешать националистам мероприятия, которые можно надежно контролировать, и полностью блокировать другие возможности». «Но более радикальная часть националистов старается и будет стараться впредь обойти ограничения и повторить в той или иной форме успех 11 декабря», — подчеркивает Александр Верховский.

Говоря о намеченных на 19 января акциях памяти Маркелова и Бабуровой, которые администрации Москвы и Санкт-Петербурга изначально не разрешали, директор центра «Сова» отметил, что на сегодняшний день власти обоих городов уже согласовали антифашистские акции.

«Хотя при этом в Москве «расщедрились» на шествие (пусть длиной в один бульвар и с несообразным, а следовательно, — и не очень законным, ограничением численности участников), а в Питере почему-то согласовали только пикет, а не митинг, — подчеркнул Верховский. — Хотя 15 января в Петербурге националистам и фанатам был разрешен именно митинг на 40 день гибели Егора Свиридова. Митинг от пикета отличается только возможностью использовать звукоусилительную аппаратуру — питерские власти считают, что речи на первом из этих мероприятий прохожим слушать вредно, а на втором нет?»

Верховский обратил внимание, что представители «Совы» в качестве наблюдателей посещают большинство столичных акций, имеющих отношение к теме расизма и антирасизма. «Но в данном случае, как и год назад, мы будем и участниками. Сотрудники Центра «Сова» пойдут на шествие в Москве, — отметил он. — Из недавней новости на «Кавказском узле» могло сложиться впечатление, что мы будем участвовать в акции в Санкт-Петербурге, но это, конечно, не так, просто потому что мы все живем в Москве».

Александр Верховский назвал убийство Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой «одним из самых громких политических убийств десятилетия». «Возможно, потому, что деятельность Маркелова захватывала несколько чувствительных сфер общественной жизни одновременно, — пояснил он. — В частности — тему расистского насилия, жертв которого представлял в судах Маркелов. Тот факт, что неонацистская версия убийства была доминирующей и стала официальной, выдвинул эту тему на первый план».

«Но и вообще, чрезвычайно высокий уровень расистского насилия в стране делает теперь фигуры Маркелова и Бабуровой символическими для тех — весьма разных — общественных групп, которые поддержали идею «Комитета 19 января». Можно быть ультралевым, либералом или кем-то еще, можно вообще не иметь твердых политических взглядов, но расистское насилие просто задевает моральное чувство, оно покушается на фундаментальное представление о равноправии людей, — добавил Верховский. — «Комитет 19 января» принял и провел в жизнь принципиально важное решение не вносить в акции никакой политической программы, кроме антифашистской (сам я бы назвал ее скорее антирасистской), и это позволяет очень разным людям прийти на акции 19 января».

Комментируя следствие по делу об убийстве Маркелова и Бабуровой, директор аналитического цента «Сова» отметил, что до суда нельзя наверняка говорить об участии в данном убийстве обвиняемых Никиты Тихонова и Евгении Хасис.

«Доказательства следствия нам, как и всей публике, пока неизвестны, — сказал он. — Поэтому прямо утверждать, что Тихонов совершил это убийство (и соответственно, что Хасис была его сообщницей), мы пока не можем. Но и ничего неправдоподобного в этой версии тоже не видно».

Напомним, что адвокат Станислав Маркелов был убит 19 января 2009 года, когда возвращался с пресс-конференции в «Независимом пресс-центре» на Пречистенке, посвященной досрочному освобождению бывшего полковника Юрия Буданова. Сопровождавшая его студентка журфака МГУ и журналистка «Новой газеты» Анастасия Бабурова была ранена и позднее скончалась в больнице. Обвиняемыми по делу об убийстве проходят Никита Тихонов и Евгения Хасис, состоявшие в националистических организациях.