Талышский нацлидер попросил политического убежища в РФ

24 сентября 2010 года Управление ФМС РФ по Московской области предоставило проживающему в Москве лидеру талышского народа Фахраддину Аббасову (как автор известен под именем Фахраддин Абосзода) и членам его семьи «Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу». О причинах подачи заявления о предоставлении ему политического убежища в России корреспонденту ИА REGNUM Новости сообщил сам Фахраддин Аббасов:

«Я — Аббасов Фахраддин Фарман оглы, с 1993 года участвую в борьбе моего народа за восстановление своих попранных прав в Азербайджанской республике. Талыши — один из северо-иранских народов, проживают на территории Ирана и Азербайджана. По самым разным оценкам, на территории семи южных районов — Ликского (Лерикского), Ланконского (Ленкоранского), Варгадизского (Ярдымлинского), Осторинского (Астаринского), Масальского (Масаллинского), Хымоашира (Джалилабадского) и Биласыво (Биласуварского) районов АР проживают около 800 тысяч талышей. Кроме них талыши проживают в г. Баку и его окрестностях (свыше полу миллиона), г. Сумгаите (около 150 тыс.), на территории Сальянского, Нефтечалинского и других районов (свыше 50 тыс. чел.). Таким образом, всего на территории Азербайджанской Республики проживают свыше 1,5 млн. талышей, что подтверждается как талышскими, так и некоторыми западными, в том числе американскими исследователями. Несмотря на эти очевидные факты, власти Азербайджана продолжают утверждать, что якобы количество талышей в стране равняется 86 тыс. человек. Талыши в АР лишены всех прав политического и другого свойства. Нам запрещено учиться и получить образования на своем родном языке. В стране нет ни одного телевизионного канала на талышском языке. Название нашей Родины переименовано в пресловутый «Южный регион». Слово «талыш» убрано из всех учебников средней и высшей школы. Даже «Талышское ханство» «переименовано» в «Ленкоранское». Власти подняли до уровня официальной государственной идеологии «пантюркизм», который предполагает уничтожение нетюркских коренных народов этой земли, в том числе талышей, лезгин, аварцев и др. Несмотря на то, что около десяти лет назад АР подписала «Европейскую Конвенцию по защите прав национальных меньшинств», до сих пор не выполнено ни одно требование данной Конвенции, а главное из них — не принят закон о региональных языках. Талыши отстранены от управления государством. Официальная и неофициальная печать в стране призывает власти лишить права талышей занимать ответственные посты в системе управления государством. Формально для отчетности перед Европой в парламенте участвуют несколько так называемых «ручных талышей», которым чужды боли и проблемы родного народа. Все это заставляет нас — представителей талышской интеллигенции, вести борьбу за восстановление попранных прав своего народа, что встречается на штыках со стороны властей страны. До начала XIX века талыши жили в составе своего независимого национального государства, которое называлось «Талышское ханство». Наши предки — талышские ханы в виду опасностей для своего государства со стороны туркоманской династии каджаритов, незаконно захвативших иранский трон, в конце XVIII века обратились к руководству Российской империи за помощью. В результате двух русско-иранских войн начала XIX века, в соответствии с Туркменчайским договором от 1828 года, северные земли Талышского ханства были присоединены к России. После распада Российской империи в 1917 году, талыши вопреки их воли оказались в составе Азербайджанской ССР. В первые годы советской власти были созданы все условия для изучения истории и географии Талыша, для преподавания талышского языка и литературы, были открыты талышские школы, предприняты меры по культурному возрождению этого древнейшего и самобытного народа. Но, в 30-х годах прошлого века руководство Азербайджанской ССР начало репрессии против талышей и представителей талышской интеллигенции, в ходе которых многие из которых были уничтожены, талышские школы были закрыты, а сами талыши поголовно были записаны в «азербайджанцев». Только в 1989 году, во время последней переписи населения СССР, благодаря национально-освободительной борьбе талышской интеллигенции, слово «талыш» снова оказалось в списках переписи населения в числе других народов СССР. После провозглашения независимости Азербайджанской ССР, талыши снова поднялись на борьбу и проявляли желание быть вместе с русским народом в составе РФ. В этих целях в 1993 году талыши подняли восстание против новообразованного государства, власти которых с первых же дней взяли курс на ассимиляции талышей, их отуречения. 7 августа Народный Меджлис Талыша провозгласил Талышско-Муганскую Автономную республику в составе Азербайджана, где я был избран Председателем Народного Меджлиса (парламента) ТМАР. Увы, ТМАР-у суждено было жить недолго. Уже в конце августа нам пришлось уйти из Ланкона (Ленкорана), чтобы не допустить пролития крови в неровной борьбе с вооруженными силами АР. После этого начался очередной этап суровых репрессий против передовой части талышей. Многие талыши были заточены в тюрьмах Азербайджана, где некоторые были уничтожены. Некоторые руководители ТМАР, в том числе я, вынуждены были эмигрировать в Россию. Так я с 1995 по 2005 год проживал на территории РФ. В 2005 году, учитывая создавшуюся благоприятную обстановку в связи с проведением парламентских выборов в Азербайджане, я вернулся на Родину, где проживал до осени 2008 года. После того как в 2007 году был арестован главный редактор газеты «Толыши садо» (Голос талыша) 67-летний ученый Н. Мамедов, который впоследствии был убит при невыясненных обстоятельствах в тюрьме МНБ Азербайджана, власти начали преследовать всех талышских активистов. Примерно в это же время было переименовано название одной талышской деревни — Озобижона (Азербайджан), которое находится на территории Ликского (Лерикского) района, на тюркский лад — «Йени Гюнашли», мы опубликовали в газете «Шавнышт» Обращение Талышского национального движение к международным и правозащитным организациям, где выступали против отуречения названий талышских населенных пунктов. В связи с этим на меня было заведено уголовное дело якобы «за разжигания межнациональной вражды», вследствие чего создалась угроза для моей жизни и жизни моей семьи. Учитывая это, я вынужден был вместе с семьей снова эмигрировать в Россию, где проживаю по сей день. К сожалению, преследования на этом не закончились. Власти Азербайджана под разными предлогами ищут возможность для моего ареста, либо для физического устранения меня и членов моей семьи. Все это заставляло меня обращаться к властям Российской Федерации с просьбой представить мне и членам моей семьи статуса беженца, чтобы узаконить наше пребывание на территории России и пользоваться российскими законами для защиты своих прав».

Наш комментарий

Обращение Фахраддина Аббасова (Фармони Фахраддина Абосзода) в ФМС Российской Федерации – один из тех редких случаев, когда с просьбой о предоставлении политического убежища обращается человек, жизни которого, вследствие его политической и правозащитной деятельности, угрожает реальная опасность. Мы очень надеемся, что руководство России учтет это обстоятельство, и защитит господина Абосзода от режима Алиева.

Провозглашение Азербайджанской республики в августе 1991 года произошло без учета мнения талышей и других коренных народов республики, компактно проживающих на территории своей исторической родины. Между тем, на Всесоюзном на референдуме в марте того же 1991 года талыши практически единогласно выказали желание и решимость остаться в составе СССР. Именно по этой причине талышская интеллигенция, ярким представителем которой является Фахраддин Абосзода, воспринимают незаконное провозглашение Азербайджанской республики как узурпацию власти на своей родине.

В Баку прекрасно осведомлены о настроениях талышей и, особенно, талышской интеллигенции. Однако вместо того, чтобы пойти навстречу желаниям и чаяниям талышей, помочь им в сохранении национальной идентичности, способствовать изучению языка, культуры, истории, Азербайджан, в худших традициях тоталитарных режимов, взялся за политику репрессий на национальной почве и систематическое уничтожение талышского самосознания. Господин Абосзода привел немало примеров подобной политики бакинского режима. Добавим также, что Азербайджан подписал (хотя и не намерен выполнять ни один пункт) «Европейскую Конвенцию по защите прав национальных меньшинств» именно потому, что ему выгодно преподносить коренной народ – талышей – в качестве всего лишь национального меньшинства.

Между тем, талыши в Азербайджанской республике не были и не являются национальным меньшинством. Это – коренной народ, история которого уходит в глубь тысячелетий. Понимание этого привело к тому, что Азербайджан отказался присоединиться кДекларации Организации Объединенных Наций «О правах коренных народов» от 13 сентября 2007 года. Азербайджан стремится убедить мир в отсутствии на территории республики коренных народов и, одновременно, панически боится принять на себя любые обязательства по обеспечению прав коренных народов.

Подобная шовинистическая политика Баку привела к провозглашению Талыш-Муганской Автономной республики, недолгое существование которой послужило поводом для фактической военной оккупации Талыша вооруженными силами Азербайджана. Схожие явления происходили и на населенном лезгинами, аварцами и цахурами севере провозглашенной Азербайджанской республикой территории. Однако бакинский режим не ограничился узурпацией власти и оккупацией населенных коренными народами территорий, и взялся за вытеснение населения из их Родины, а также показное уничтожение представителей интеллигенции коренных народов. Показательно, что свыше половины погибших в течение 2009 года военнослужащих Азербайджана составили представители коренных народов.

У коренных народов – талышей, лезгин и других – изымаются земельные угодья в пользу переселяемых на их Родину закавказских турок – азербайджанцев. Предприниматели из числа коренных народов подвергаются жесточайшим преследованиям со стороны фискальных органов государства. Все властные должности в компактно населенных коренными народами регионах республики – руководители исполнительной власти, прокуроры, судьи и т.д. – отданы в руки пришлых в регионе турок.

Одним из действенных способов запугивания коренных в Азербайджане народов являются аресты и физическое уничтожение интеллигенции. Так, в 1996 году, в центе Баку, был убит депутат Милли меджлиса (парламента) Азербайджана, этнический аварец и бизнесмен Али Анцухский. Интересно, что Анцухский, опасаясь за свою жизнь, долгое время не приезжал на заседания парламента в Баку, однако заверения высокопоставленных чиновников в безопасности заставили его изменить свое мнение и приехать в Баку. Стоит ли удивляться тому, что следствие так и не выявило убийц. После гибели Али Анцухского один за другим были арестованы и убиты многие его соратники и единомышленники.

Огромный резонанс имело показное убийство в тюрьме обвиненного в «измене родине» талышского ученого, главного редактора газеты «Талыши садо» Новрузали Мамедова – лояльного, кстати, к власти человека. Следует особо подчеркнуть, что во время пребывания в застенках Н. Мамедова был доведен до смерти его сын, а в день, когда справлялись сороковины по ученому, на его супругу и второго сына было совершено покушение. Чудом оставшаяся в живых семья Н. Мамедова вынуждена была покинуть пределы Азербайджанской республики.

Такое же отношение демонстрирует Азербайджан и по отношению к другому коренному народу республики – лезгинам. Преследование лезгин, аварцев и цахур носит этнический и религиозный характер – эти народы исповедуют ислам шиитского толка. Начиная с середины девяностых годов в Азербайджане были убиты и арестованы тысячи лезгин, многие из которых были обвинены в проведение терактов на территории Азербайджана. Сотни лезгин были арестованы в Дагестане и выданы на расправу азербайджанскому «правосудию». Аресты лезгинских активистов проводятся не только в Дагестане. Так, в Петербурге были задержаны и переданы Азербайджану Э.Шайдаев, Дж.Шайдаев и Э.Оруджев. В 1997 году в Дагестане был арестован и выдан Азербайджану один из лидеров аварского народа Нариман Карахский, впоследствии замученный до смерти в азербайджанских застенках.

Все эти факты приводятся нами исключительно в качестве защиты Абосзода. У нас нет никаких сомнений, Фахраддина Абосзода, «вина» которого состоит в огромной по масштабам просветительской деятельности – он является автором многих книг и словарей по талышской грамматике и талышскому языку – в Азербайджане ждет тюрьма и неминуемая жестокая смерть. Это обстоятельство, а также полное отсутствие в его деятельности состава какого-либо преступления, заставляет господина Фахраддина Абосзода и его многочисленных друзей в России и других странах СНГ надеяться на то, что его просьба будет удовлетворена.

Абосзода необходимо обезопасить от убийц Ильхама Алиева. Небольшой коллективVoskanapat.info надеется, что компетентные органы России при принятии решения учтут все вышеперечисленные факты и вынесут решение о предоставлении Фармони Фахраддину Абосзода политического убежища в Российской Федерации.