Детские поэты закон уважают, но чинуш предостерегают

В самом начале января 2011 года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал новый Федеральный закон. Один из самых знаменательных с точки зрения перспектив развития современной России. Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года.

О новом законе и его влиянии на социум размышляют сегодня те, кого по праву можно назвать идеологическими родителями этого документа. Это известные детские поэты Сергей Васильевич Еремеев и Андрей Александрович Тюняев.

Наша справка: Тюняев Андрей Александрович – писатель, учёный и публицист, главный редактор газеты «Президент» и газеты «Пенсионер и общество». Создатель «Самой большой в мире книги для малышей», фактически являющейся самой большой в мире книгой. С 2004 года книга, созданная в соавторстве с Сергеем Еремеевым, Сергеем Михалковым и Владимиром Степановым, неоднократно и с неизменным успехом демонстрировалась в Москве во Всероссийском Выставочном Центре на Московских международных книжных выставках-ярмарках и Национальных книжных выставках-ярмарках «Книги России».

Еремеев Сергей Васильевич – писатель, учёный и публицист, автор двухсот книг для детей дошкольного возраста. Создал и опубликовал 33 стихотворных азбуки. Общий тираж книг Сергея Еремеева превышает семь миллионов экземпляров. В школах и детских садах России хорошо известны песни на стихи Сергея Еремеева. Автор музыки – жена поэта, композитор Марина Владимировна Еремеева.

– Сколько раз с Вами обоими встречаюсь, столько раз Вами обоими восхищаюсь. В том смысле, что Вы оба органично сочетаете общественную деятельность с литературной.

Андрей Тюняев: – Литература существует для общества. Даже те, кто в своё время пытался навязать обществу так называемую литературу «потока сознания», явно не хотели, чтобы их выплески существовали в единственном экземпляре.

Сергей Еремеев: – Общество, которому адресованы наши книги, искренне верит в чудо, в победу добра над злом, в честность и справедливость. Таковы дети. Пройдёт несколько десятилетий, и кто-то из тех, кого сегодня катают в колясках, носят на руках и водят за руки, встанет во главе нашей страны. Её дальнейшая судьба зависит в том числе и от того, какие книги читают будущему национальному лидеру. Так что на нас ответственность колоссальная!

– Вот тут самое время и перейти к Вашим оценкам нового Федерального закона, за который Вы столько лет ратовали.

Андрей Тюняев: – А что тут говорить? Есть сам закон. Есть справка государственно-правового управления, где сказано, что цели этого Федерального закона обозначены в его названии. С нескрываемым удовольствием цитирую: «При современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий родители и учителя зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искажённую картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки.

Федеральный закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности. Федеральный закон вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью.

Федеральный закон – один из правовых актов, призванных создать условия для полноценного нравственного и духовного развития детей. Федеральный закон будет способствовать формированию гармоничной и психологически устойчивой личности каждого ребёнка, бережному и грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости». Здесь всё ясно и всё понятно. Лично я – обеими руками за этот закон и его последовательное исполнение. Тем более, что оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, будут эксперты, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии.

Сергей Еремеев: – Короче говоря, как уже было отмечено отечественными правоведами, новый Федеральный закон призван сделать этот мир более дружелюбным и гуманным по отношению к детям.

– А Вы всерьёз полагаете, что не будет никаких перекосов? Что Вы можете сказать об истории с камчатской «Золушкой»?

Андрей Тюняев: – Пример свежайший, но к новому Федеральному закону он имеет косвенное отношение. И всё-таки есть смысл коснуться этого. Насколько мне известно, накануне Нового года Камчатский драматический театр поставил «Золушку». По мотивам сказки Евгения Шварца. А 7 января в зал пришла заместитель губернатора И. Третьякова. Которой спектакль очень не понравился, поскольку в нём – якобы! – затрагивается болезненная для Дальнего Востока тема перевода часов. А ещё король в спектакле сокрушается, что подрядчики всё разворовали. И вот эти вполне допустимые намёки на реальность вызвали у камчатских чиновников неадекватную реакцию. Потребовали переписать сценарий! Хорошо, что труппа пошла на принцип. Ведь так можно докатиться до чего угодно. Сегодня «Золушка», завтра по требованию стоматологов, которые посчитают, что в сказке происходит издевательство над Щелкунчиком, начнут редактировать Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

– А там и на самого Шекспира замахнутся?

Сергей Еремеев: – На Пушкина уже замахнулись. Несколько лет назад мы с Андреем Тюняевым вынуждены были за него публично заступиться. Потому что нашлись люди, решившиеся подвергнуть творчество Пушкина не только ревизии, но и самому настоящему запрету! Заодно досталось и композитору Дмитрию Шостаковичу. И произошло это отвратительное событие не где-нибудь в дальнем или ближнем зарубежье, а в самой России. Сыктывкарской и Воркутинской епархии удалось сорвать постановку в Государственном театре оперы и балета Республики Коми оперы-сказки Шостаковича «Балда» по известному произведению Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». Вслед за газетой «Известия», рассказавшей об этом беспрецедентном для цивилизованной страны факте, выступила газета «Пенсионер и общество» («Через 200 лет попы отомстили Балде за щелчки», № 9 за 2006 год). Откликов была масса. Помню, женщина написала из Барнаула: «Неужели попы опять правят в нашем обществе? Мы же цивилизованная страна, идём по пути прогресса! Или наоборот?».

Андрей Тюняев: – А москвич Андрей Голованов написал очень подробно и очень убедительно. «Предлагаю вслед за Пушкиным запретить Александра Блока. В частности, его поэму «Двенадцать». Если не ошибаюсь, именно там у него есть крамольные строки: «А вон долгополый – сторонкой за сугроб. Что нынче невесёлый, товарищ поп? Помнишь, как бывало, брюхом шёл вперёд, и крестом сияло брюхо на народ?» Заодно предлагаю привлечь Общественную палату и входящего в неё раввина к запрету Гоголя. Гражданин многих стран раввин Берл Лазар быстро прищучит этого безответственного классика за непомерное употребление слова «жид». Кстати, Пушкин тоже грешил этим словом – особенно в своих письмах. И употреблял это слово в негативном контексте. А кому в современных условиях нужен Достоевский? Этот вообще антисемит явный!

А если серьёзно, то очень опасаюсь, что в моей развёрнутой шутке все доли могут стать правдой. Ведь сколько политических и реальных дураков сегодня даже в самой высокой власти! Всех и не перечислишь, газетной площади не хватит. Беда, когда они начинают воевать со свои народом. До чего дошло: депутат Андрей Исаев, непонятно каким образом примкнувший к «Единой России», скооперировался с раввином Берл Лазаром и начал составлять списки фашистов, в которые включил более двадцати своих коллег — депутатов Государственной Думы! Ну не позор ли?».

Я тогда комментировал так. Позор, что и говорить. И вся эта явная ложь, и всё это очередное мракобесие стоят в одном ряду. Как тут не вспомнить известного на весь мир русского философа Александра Зиновьева, который совершенно чётко обозначил православие как религию средневековую, являющуюся откровенным тормозом для современной России!

А сегодня я добавлю к тому. Мы хотим заниматься нанотехнологиями, строим Сколково и одновременно покорно держим свечки. Да ещё и всерьёз обсуждаем вопрос о строительстве двухсот мечетей в Москве.

– Мне совершенно ясно и понятно, что Вы оба как бы предостерегаете чиновников от чересчур ретивого соблюдения этого замечательного закона.

Сергей Еремеев: – Совершенно верно. Мы не хотим, чтобы буква закона довела до абсурда его дух. Спустя полвека после блистательной новогодней комедии Рязанова «Карнавальная ночь» лик бюрократа Огурцова выныривает то там, то тут. Помните, как он романс редактировал? «А я одна, совсем одна… С моим здоровым коллективом!». Не хотелось бы, чтобы закон, за который мы ратовали, стал откровенным элементом махровой цензуры.

Беседу вела Юлия Жукова