К 2025 году Америку ждет очень жесткая посадка?

Ждет ли Соединенные Штаты «жесткая посадка» лет этак через 40? Бросьте! Падение США с постамента единственной сверхдержавы может произойти гораздо быстрее.

Вашингтон «мечтает» о 2040 или 2050 годе, как о годе конца «американского века», но с учетом всех мировых тенденций, в том числе, в самих США, гораздо реалистичнее говорить о 2025 годе. То есть, «приземление» — через 15 лет.

Несмотря на свое всемогущество, империи всегда были хрупкими организмами. И когда все у них шло кувырком, они распадались гораздо быстрее, чем можно было ожидать. Португальская империя рассыпалась за 1 год, Советский Союз — за 2, Франция — за 8 лет, Оттоманская Порта — за 11, а Британская империя — за 17. За 23 года могут развалиться и Соединенные Штаты, если решающей точкой невозврата считать 2003 год.

Будущие историки, скорее всего, начало развала США увидят в решении администрации Джорджа Буша атаковать Ирак. Империи прошлого тонули в крови, их города пылали в огнях, но империя XXI века будет распадаться дискретно, в силу невидимых, на первый взгляд, «трещин» в экономике страны и информационных атак.

Можете не сомневаться, что с окончанием американского доминирования в мире американцев (всех как одного) будут терзать ежедневные болезненные воспоминания об этой потере. Когда появилось с полдюжины новых европейских наций, развал того, что называлось империей, имело деморализующий эффект на все общество в целом, принеся за собой экономические лишения, как минимум, на долю одного поколения. Экономика останавливалась, а политические трения доходили до крайней точки кипения, что выливалось в бесконечный беспорядок.

Данные об экономическом состоянии США, а также о состоянии американского образования и вооруженных сил, позволяют сделать вывод, что точка невозврата для американской империи наступит в 2020 году, но не позднее 2030-го. Триумфально провозглашенный с началом Второй мировой войны «американский век» к 2025 году значительно выдохнется, а к 2030 — безвозвратно уйдет в прошлое.

Характерно, что в 2008 году Национальный Разведывательный Совет США впервые признал, что мощь Америки идет на понижение. В одном из своих прогнозов, озаглавленном «Глобальные тенденции до 2025 года», этот Совет указал, что «смещение экономического центра силы с Запада на Восток, не имеющее прецедентов в новейшей истории», — одна из причин «ослабления силы США, в том числе, в военной сфере». Но многие вашингтонские аналитики питают надежду на то, что Соединенным Штатам удастся, тем или иным образом, удержаться на плаву еще в течение долгого времени, как минимум, в ближайшие десятилетия.

Как бы не так! Уже в 2026 году США будут находиться позади Китая (на сегодня — вторая по экономической мощи держава), а 2050 году отстанут и от Индии. Инновационные подходы в китайской науке и политике выведут Китай в лидеры по военным технологиям уже между 2020 и 2030 годами. В США к тому времени многие именитые ученые выйдут на пенсию, а нам достанется плохо образованное молодое поколение.

К 2020 году Пентагон уже превратится в вояку умирающей империи. Ему придется надеяться на космическую робототехнику, дабы сохранить статус-кво, поскольку экономика в это время будет уже хромать. К этому же периоду китайская глобальная сеть космических спутников будет управляться самым мощным операционно-компьютерным механизмом, что позволит Пекину приступить к милитаризации космоса без оглядки на США. Благодаря своим спутникам, Китай сможет оперативно управлять крылатыми ракетами и осуществлять эффективные информационные атаки по всему миру.

В своем империалистическом высокомерии Вашингтон полагает, что падение Америки будет больше похоже на медленное и плавное скольжение. В январе Барак Обама заявил, что «никогда не смирится с тем, чтобы Америка находилась на вторых ролях». А несколькими днями позже вице-президент Байден шутил, что «мы призваны исполнить пророчество Пола Кеннеди о том, что мы — великая нация-банкрот, которая потеряла контроль над своей экономикой и слишком «растянулась» по всему свету». И в то же время Джозеф Най, гуру неолиберальной внешней политики, в ноябрьском номере журнала «Внешняя политика» отвергал «метафору об органической природе ослабления» Америки, и отрицал, что это вообще имеет место.

Но сами американцы, наблюдая, как производство выносится за границу, лишая их рабочих мест, смотрят на все это более трезвым взглядом, чем отцы нации, пребывающие в безопасности. В августе 2010 года соцопросы показали: 65 процентов американцев считают, что их страна катится вниз. В то же время, военные союзники США — Австралия и Турция, вооруженные американским оружием, проводят совместные учения с китайской армией. Экономические союзники Вашингтона тоже все чаще посматривают в сторону китайской валюты, манипулируя налогами. Когда Обама вернулся из турне по Азии, заголовок в «Нью-Йорк Таймс» гласил, что «экономическая политика Обамы в мире не воспринимается, а Китай, Британия и Германия не испытывают к Америке доверия, и переговоры с Сеулом провалились».

Вопрос уже не в том, удержатся ли США на вершине или упадут вниз. Вопрос в том, насколько быстро произойдет крушение. С 2008 года США опустились на III место в мире по объему экспорта (11 процентов). Китай имеет показатели в 12 процентов, а ЕС — 16. Оснований надеяться, что эта тенденция повернет вспять, нет никаких. В 2008 году США занимали II место после Японии по количеству запатентованных научных изобретений (232 тыс.). Но Китай догоняет нас и в этом, запатентовав 195 тысяч изобретений — рост в 400 процентов с начала 2000 года!

Добавьте к этому низкое качество системы образования, которая отвечает за появление в стране новых ученых и изобретателей. Если раньше мы были мировым лидером по количеству университетских дипломов среди 25-34-летних граждан, то теперь мы спустились на 12 место. На Втором Экономическом Форуме Соединенные Штаты заняли «почетное» 52 место из 139 стран по качеству образования в математических институтах. Почти половина всех дипломированных специалистов в США — иностранцы, большинство из которых возвращаются на родину, а не остаются в Америке, как было раньше. К 2025 году США столкнутся с нехваткой научных кадров.

Это наслаивается на негативные тенденции в валютной сфере, когда на доллар не смотрят уже, как на надежную мировую валюту.

«Другие государства не считают Америку самым сильным игроком в экономике», — комментирует Кеннет Рогофф, бывший экономист МВФ. Российский президент Дмитрий Медведев заявляет, что «настало время отказаться от однополярной системы мироустройства, поддерживаемой искусственно».

После нескольких лет ослабления доллар к 2020 году утратит свой особый статус мировой резервной валюты. США настолько зависят от импорта нефтепродуктов, что любое происшествие на мировом нефтяном рынке (а это случится до 2025 года) вызовет нефтяной шок Америки. ВМФ США может оказаться не в состоянии даже обеспечивать защиту нефтяных маршрутов из Персидского залива в страны Азии. И тогда Тегеран, Эр-Рияд и Абу-Даби сольются в коалицию и могут неожиданно объявить, что отныне безопасность в Персидском заливе будут обеспечивать морские патрули КНР, например, с военно-морской базы в Омане. Лондон из-за экономического давления может разорвать договор о размещении военной базы США на о. Диего Гарсиа в Индийском океане. Тем временем Канберра под давлением китайцев объявит об уходе своего 7-го флота из Фремантла, откуда он оказывал поддержку ВМС США в Индийском океане.

Понемногу к 2025 году «доктрина Картера», в соответствии с которой военная мощь США будет всегда стоять на страже в Персидском заливе, потеряет всякий смысл. Все элементы, которые обеспечивали жизнеспособность этой доктрины — бесперебойные поставки нефти из данного региона, низкие пошлины, мощность боевых кораблей — канут к тому времени в Лету. И тогда США смогут покрывать лишь 12 процентов своих потребностей в энергоносителях…

С военной силой Соединенных Штатов, растянутой по миру от Сомали до Филиппин, с политическими «заварушками» в Израиле, Иране и Корее, вероятность возникновения острого военного кризиса значительно повышается.

На протяжении всего 2010 года трения между Пекином и Вашингтоном за влияние в Тихом океане становятся все более частыми. Раньше США считали Тихий океан своим «озером». Но никто не смог предвидеть совсем другого поворота событий.

Вспомним, что после Второй мировой войны Вашингтон совместно с Великобританией образовали геополитическую глобальную ось. Теперь Китай, используя прибыль от экспорта в США своих товаров, вкладывает деньги в подрыв гегемонии Соединенных Штатов в Тихоокеанском бассейне. Пекин вскоре сможет создать под себя морскую дугу от Кореи до Индонезии — дугу, долгое время контролируемую ВМФ США.

После того, как в августе этого года Вашингтон заявил о своих национальных интересах в Восточно-китайском море, и провел военно-морские учения, чтобы закрепить свои позиции в этом регионе, на страницах «Глобал Таймс» один из китайских правительственных функционеров с раздражением и намеком воскликнул: «Соперничество между Китаем и США за обладание Восточно-китайским морем покажет, кто в конечном итоге окажется мировым лидером на планете!».

Пентагон уже признал, что Пекин обладает нужными средствами «для атаки американских авианосцев» в восточной части Тихого океана. Наращивая ядерную мощь, модернизируя средства милитаризации космоса и ведения кибер-войн, КНР уже оспаривает право Вашингтона на безраздельное лидерство.

Для сдерживания Китая Вашингтон приступает к построению глобальной кибернетической сети, в том числе, в космосе, чтобы обладать возможностью мониторинга «геополитических движений» своего оппонента. Разработчики этого плана думают накрыть Землю «кибернетической решеткой», с помощью которой можно будет разрушать военные планы врага и даже выслеживать одинокого террориста в поле. Но даже если будущие события и будут такие «счастливые», как в этой голливудской картинке, все равно тенденции значительного ослабления американской мощи — налицо, а окончательно они дадут о себе знать к 2025 году.

Союзники Америки уже перестраивают свои отношения со странами Азии, а для США содержание 800 военных баз на иностранной территории становится все более и более обременительными. Это неизбежно заставит Вашингтон против своей воли уйти из некоторых регионов. С наращиванием Китаем и Соединенными Штатами средств милитаризации космоса и кибернетического пространства возникновение конфликта между ними будет, вероятно, иметь место тоже к 2025 году.

С другой стороны, появление новой сверхдержавы в полном смысле этого слова тоже не гарантировано, поскольку Китай и Россия будут придерживаться собственной культуры, без ориентации на Романо-германскую цивилизацию, и развивать оборонные проекты регионального уровня.

К 2020-2040 годам возникнет мировая олигополия (власть монополистов) в виде КНР, России, Индии и Бразилии, которые будут иметь дело со странами, чей авторитет будет падать — Францией, Британией, Германией, Японией и США…

Если упадок американской силы действительно произойдет в течение 22 лет (между 2003 и 2025 годами), то солидный отрезок этого периода мы уже прошли, затратив огромные суммы (так необходимые самим США) на ведение безнадежных войн в чужих пустынях.

Американский Конгресс и Президент США находятся в тупике. Американская государственная система подчинена финансовым интересам транснациональных корпораций. При этом наличие серьезных проблем в таких сферах, как национальная безопасность США, образовательная система (недополучающая необходимого финансирования) и архаические механизмы энергообеспечения США заставляют думать, что Америку ожидает очень «жесткая посадка».

Журнал «Евразия»

Альфред Мак-Кой — профессор Висконсинского университета Мэдисон, получил докторскую степень в Йельском университете, являющийся не только самым элитарным учебным заведением США, но и одним из важнейших центров стратегических исследований для правительства США. Сам же Мак-Кой — инициатор проекта «Переходные империи», изучающего уровень влияния Соединенных Штатов в глобальном масштабе.