Защита Ходорковского потребует возбуждения дел

Эксперты полагают, что процесс по делу ЮКОСа носит политический характер

Адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева потребуют возбуждения уголовных дел в связи с вынесением «неправосудного» приговора их подзащитным.

«Будет поставлен вопрос в целом о преступной расправе, которая на языке уголовного закона называется «привлечение заведомо невиновных к уголовной ответственности», «вынесение неправосудных решений» и «фальсификация доказательств», — заявил один из адвокатов Ходорковского Вадим Клювгант.

Защитники экс-главы ЮКОСа и бывшего руководителя МЕНАТЕПа также не исключили, что могут обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге в связи с вмешательством российских властей в ход судебного разбирательства.

«Безусловно, тезис о том, что на протяжении всего процесса в ходе предварительного расследования, в ходе судебного разбирательства происходило грубое вмешательство со стороны государства и высокопоставленных должностных лиц, будет одной из позиций жалобы в Европейский суд по правам человека, если нам придется обращаться туда по второму уголовному делу», — заявил Юрий Шмидт.

Он пояснил, что это будет жалоба на нарушение европейской конвенции, которая запрещает вмешательство властей в отправление правосудия.

Заинтересованность государства в деле ЮКОСа признал на днях шведский арбитражный суд, который отметил избирательность уголовного преследования, хода налоговой проверки компании и распродажи ее активов.

В декабре 2010 года Хамовнический суд Москвы приговорил экс-главу ЮКОСа и бывшего руководителя МФО «МЕНАТЕП» к 13,5 года колонии общего режима, признав их виновными в хищении нефти у дочерних компаний ЮКОСа и отмывании денег на сумму около 30 млрд долларов.

«Признание принципов»

Арбитражный суд в Стокгольме обнаружил свидетельства заинтересованности российских властей в экспроприации имущества ЮКОСа и отклонил апелляцию России на принятое ранее решение, согласно которому государство должно выплатить компенсацию одному из бывших акционеров ЮКОСа – британской компании RosinvestCo.

RosinvestCo требовала возместить потерю инвестиций в ЮКОС, ссылаясь на соглашение о взаимной защите капиталовложений между СССР и Великобританией от 1989 года, которое не допускает незаконную экспроприацию имущества без выплаты компенсаций.

Как стало известно газете «Ведомости», суд признал, что в случае с ЮКОСом речь идет именно о незаконном отчуждении имущества, целью которого был возврат активов компании в собственность государства и оказание давления на политического оппонента.

В решении суда отмечается, что схемы уклонения от уплаты налогов, которые, по мнению обвинителей, применял ЮКОС, использовались и другими нефтяными компаниями. То, что жесткие санкции были применены только к ЮКОСу, свидетельствует о дискриминации, отмечается в решении арбитража.

Кроме того, суд отметил, что во время налоговой проверки, начатой одновременно с кампанией против ЮКОСа, было обнаружено множество нарушений, которых не нашли во время предыдущей проверки всего несколькими месяцами ранее.

Третьим фактом, доказывающим, по мнению судей, вмешательство российских властей в «дело ЮКОСа», стали итоги аукциона по продаже «Юганскнефтегаза», на котором победила компания, действовавшая в интересах контролируемой государством «Роснефти».

Эту информацию в интервью Би-би-си подтвердил один из адвокатов Михаила Ходорковского Юрий Шмидт, подчеркнув, что в будущем решение шведского арбитража может положительно отразиться на деле экс-главы ЮКОСа.

«Если говорить о процессе по обвинению Ходорковского и Лебедева, то прямо это решение повлиять не может, потому что это дело является как бы личным делом господина Путина, которого не интересует абсолютно ничего, что происходит вокруг, и его воля определяет, собственно говоря, судьбу Ходорковского на протяжении уже длительного времени, — сказал адвокат. — Но настанет когда-то момент, когда уголовное дело перейдет под юрисдикцию международных инстанций и вот тогда все решения, вынесенные по гражданским делам, безусловно, сыграют свою позитивную роль в участи Ходорковского», — добавил он.

Юрий Шмидт подчеркнул, что для защиты Ходорковского важно «признание принципов».

«Для нас лично, как для защитников Михаила Борисовича, важно признание принципиальных положений. Оценка действий российских властей, российских судов – вот это очень важно. Это [решение шведского арбитража] дает оценку российскому правосудию, точнее — отсутствию правосудия в России», — резюмировал адвокат.

Между тем, как стал известно «Ведомостям», Россия намерена подать апелляцию на решение шведского суда.

Неоднозначный прецедент

Арбитраж в Стокгольме не полностью удовлетворил требование RosinvestCo, присудив компенсацию в размере лишь 1,5% от заявленной истцом суммы. Таким образом, Россия должна будет выплатить 3,5 млн долларов и приплюсовать к ним проценты по лондонской межбанковской ставке предложения (LIBOR) на дату оплаты.

Размер компенсации оказался существенно меньше судебных издержек, которые RosinvestCo оценивает в 14,3 млн долларов.

Аналитики сомневаются в том, что этот прецедент может создать тенденцию, поскольку сумма компенсации крайне мала.

«Иск удовлетворен в очень малой степени, все-таки 1,5% от суммы иска – крайне редко такое снижение, честно говоря, происходит», — сказал в интервью Би-би-си глава Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев.

По его мнению, этот прецедент скорее можно считать отрицательным, поскольку сумма присужденной компенсации не покрывает даже издержек компании на судебное разбирательство.

«Если бы взыскали 100%, то тенденция была бы гораздо круче, то есть гораздо больше бы организаций посчитали себя неудовлетворенными. А так там сумма вылилась в 3,5 млн. Скорее, это тенденция в минус, чем в плюс», — отметил юрист, подчеркнув, что после такого решения суда ни одна здравомыслящая компания не станет подавать подобный иск.

Мизерная величина присужденной судом выплаты говорит о том, что, скорее, попытка оказать политическое давление на Россию, полагает генеральный директор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаэлян.

«То, что касается величины, — всего 1,5% от заявленной суммы, — говорит о том, что это, скорее всего, попытка этот прецедент создать, чем вопрос о реальной компенсации. Это средство, скорее всего, политического давления на российское руководство, и совершенно очевидно на сегодняшний момент, что это средство не сильно эффективное. Мне кажется, что дело, скорее всего, очень быстро заглохнет», — отметил аналитик.

По его мнению, процесс по делу ЮКОСа носит политический, а не экономический характер, поэтому решение шведского суда вряд ли заставит российские власти изменить решение.

«Совершенно однозначно российское руководство обозначило, что свою позицию оно менять не собирается. Мы это увидели во всех судебных процессах, которые здесь происходили. Несмотря на достаточно серьезное давление на российское правительство со стороны всех крупных демократических держав, оно все-таки не пошло на попятную».

Российские власти не раз заявляли, что преследование Ходорковского и Лебедева — это исключительно уголовное дело, к которому высшее руководство страны никакого отношения не имеет.