«Утомлённые», как зеркало российской «элиты»

Фильм известного режиссера Никиты Михалкова «Утомленные солнцем II» стал в России заметным событием. Но это произошло не из широких к нему зрительских симпатий — в прокате фильм как раз потерпел полный провал. Да и на международном Каннском фестивале, куда его, используя свои немалые возможности, продвинул не сомневавшийся в успехе именитый режиссер, не получил ни одного из десятка разнообразных призов..

Бюджет фильма для российского кинематографа рекордный — 50 миллионов долларов, никогда еще ни один режиссер в нашей стране на съемки своей картины столько не получал. К тому же, рекламируя свой фильм, сам Михалков буквально «висел» на всех телеканалах, да еще постоянно раздавал интервью корреспондентам газет и журналов.

Без активной поддержки Кремля это было бы невозможно — в России телевизионное время стоит очень дорого, недешево обходится и реклама в печати. Михалков, по подсчетам экспертов, «съел» в телеэфире больше миллиона долларов, но ему, это, конечно, не стоило ни копейки.

Чтобы ни говорили о «свободе» мнений российских средств массовой информации, они, прежде всего телевидение, жестко контролируются руководством страны. Михалков для него «свой», он постоянно встречается как с президентом Д. Медведевым, так и особенно с главой правительства В. Путиным, его суждения по актуальным вопросам звучат в эфире постоянно. Что и неудивительно — зная настроения в «верхах», он, как правило, выражает то, что они хотели бы слышать.

Не буду останавливаться на художественных достоинствах «Утомленных солнцем II», почти все критики сходятся в том, что они напрочь отсутствуют — Михалкова, который в прошлом снял немало хороших картин, здесь просто не узнать. Куда интересней другое. Как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. Мировоззрение российской правящей элиты Никита Михалков, являющийся ее типичным представителем, выражает в своем фильме рельефней и ярче всего.

Начало войны показано в фильме как сплошной хаос, паника и нагромождение абсурдных ситуаций на фоне крови, гибели и убийств тысяч людей, метавшихся в этом хаосе и абсурде. Нет никакого серьезного сопротивления наступающим немцам, никакого руководства этим сопротивлением, никакого героизма солдат и офицеров Красной Армии, полностью растерявшихся и утративших всякое самообладание. Но ведь это грубейшее искажение исторической правды.

И паника, и хаос, и развал всё это было. Но было и другое, куда более важное, о чем в фильме нет даже и намека. Была стойкость мужество советского солдата, твердость и бесстрашие офицеров и генералов, воля и энергия хозяйственных и партийных руководителей — от лейтенантов и секретарей райкомов до членов Политбюро и Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

В первые месяцы, несмотря на потерю 63 дивизий, значительного количества военной техники и огромной территории, Красная Армия не только выстояла, но и провела ряд успешных контрнаступательных операций на Украине и в Прибалтике, да и разгром немцев под Москвой — первое их серьезное поражение во Второй мировой войне — чего стоит. «Русский солдат превосходит нашего фанатизмом, выдержкой и презрением к смерти», — писал в августе 1941 года немецкий нацистский официоз «Феоктишер Беобахер». А Гитлер после поражения своих армий под Москвой прямо выпалил своим опешившим генералам, что если бы он знал о реальных возможностях сопротивления русских, то никогда не начал бы против них войны.

План «Барбаросса», план молниеносного разгрома немецкими армиями Советского Союза в первые же месяцы войны был сорван. Путь к поражению и капитуляции фашистской Германии в мае 1945 начался именно в 1941 году. Это неопровержимый факт. В своих вымученных, полубредовых фантазиях Михалков с ним не считается — я — де «свободный художник», «как хочу, так и ворочу». Зрительские симпатии для него вещь второстепенная, главное же реакция зарубежных благодетелей и меценатов, встречающих любую антисоветчину, тем более состряпанную в России, на «ура».

Дали же ему престижного американского «Оскара» за «Утомленные солнцем I», где жизнь страны в период 30-х годов изображается как кровавый кошмар, где по прихоти вождя могут расправиться с любым невинным человеком. Западу с его генетической русофобией, грязный поклеп на родную страну афиширующего свой «патриотизм» российского режиссера понравился, его и поощрили за проявленное усердие. И вот он снова пытается вымолить хоть какую-нибудь зарубежную награду и опять путем сливания нечистот в могилы своих предков, на отеческие гробы. Что же удивляться почти пустым кинозалам и резко критическому отношению к «великому фильму» — а оно объединило людей разных убеждений — почти всех, кто его посмотрел.

Впрочем, это вряд ли изменит отношение к режиссеру власть имущих в Кремле. Там ведь тоже смотрят на войну через призму пещерного антисоветизма, переворачивающего все с ног на голову. Заявил же премьер В. Путин о том, что войну удалось выиграть благодаря заградотрядам, которые пулеметами останавливали бегущих. А официальные утверждения с самого политического верха о том, что Великая Отечественная война была выиграна советским народом вопреки «преступнику» Сталину?

То есть Верховный Главнокомандующий только мешал, никаким отпором гитлеровской агрессией не руководил, наоборот, сидел у себя в Кремле, думал только о том, как бы побыстрей сдать Гитлеру Москву, как бы не допустить взятия Берлина, но, слава богу, народ попер стеной и помешал реализовать эти гнусные замыслы «кровавого» и «преступного» вождя…

Глупость, абсурд, но они задаются и поощряются с самых политических верхов. И разве только в идеологии? В той же российской позиции по Таможенному союзу, по сути упраздняющей сам этот союз, абсурда не меньше. Привыкший держать нос по ветру режиссер знал, что делал, нагромождая в фильме один вздор на другой. Охаивание прошлого в нынешней «демократической» России в большой чести, простят любую нелепость, любую ложь, лишь бы очернить «тоталитарное» советское время…

И другое «генетическое» качество нынешней российской элиты еще раз выставил на показ в «Утомленных» Никита Михалков. В фильме погибают почти все персонажи, на роль которых были приглашены популярные российские артисты, в том числе несколько заслуженных и народных. В живых остается лишь главный герой Котов, чудом выживший после расстрела в «Утомленных солнцем I».

Его роль исполняет сам Михалков, по широте и благородству своей творческой души отдавший заметные роли в фильме своей дочери и сыну — их тоже спасает от, казалось бы, неминуемой гибели ни кто иной, как сам господь Бог. Ему с высоких небес видней, какую семью осчастливить своим благословением и милостью, «великий» режиссер лишь напомнил о воле Всевышнего в своем «метафизическом», как он любит подчеркивать, фильме…

Ну а если серьезно, в «демократической» и «цивилизованной» России подобная семейственность проникла даже в правительство, так что режиссер здесь лишь следует поведению руководителей самого высокого звена — и тут знаменитый режиссер верен традициям нынешней российской элиты.

Все члены михалковской семьи в фильме выходят целыми и невредимыми из самых невероятных ситуаций. Самого Котова какие-то высшие силы «выносят» из православной церкви за несколько секунд до ее взрыва, а его дочь, например, спасает морская мина, на которой она плывет несколько часов после потопления немцами санитарного судна.

Сам режиссер не замечает явной фальши и нелепости всех этих «художественных» находок и в своих многочисленных интервью и по телевидению, и в печатных СМИ буквально любуется своим киношедевром, да и собой лично. И во всех михалковских рассуждениях об интригах завистников и недоброжелателей постоянное выпячивание своего «я». Совсем как у нынешних руководителей страны, заполонивших собой все ведущие российские телеканалы и постоянно наставляющих и поучающих своих подчиненных в духе: «я поручаю, я требую, я настаиваю, я прошу…».

Но чем больше таких указаний и поручений чисто показушного пиар-управления, тем хуже идут дела… Вот и получается, что Россия по темпам выхода из экономического кризиса на предпоследнем месте среди стран СНГ, ниже только Украина, но там все до последнего времени тормозил и кризис политический Несмотря на то, что возможностей поправить дела в нашей стране куда больше, чем у других, — таких богатейших природных ресурсов, как в России, нет ни у кого в мире..

А она буквально на глазах теряет остатки промышленного и особенно научно-технического потенциала, несмотря на многолетние официальные обещания руководства страны перейти к «инновационной» экономике. Девять лет назад, например, доля машиностроительной продукции в российском экспорте в Китай составляла 40%, сегодня только 5%. Место машин заняли сырьевые товары, прежде всего нефть — российская экономика становится сырьевым придатком уже не только западных держав, но и своего совсем недавно отсталого восточного соседа…

И последнее. Фильм Михалкова сделан в духе так называемого «антисталинизма». Репрессированный комдив Котов в начале фильма в своем лагерном сне с явным удовольствием, силой «макает» Сталина головой в торт с его изображением, отомстив таким образом вождю за свои страдания и унижения. Эпизод, отражающий лютую ненависть к вождю нынешней российской элиты. Что и понятно: он бы заставил ее работать на народ, а не на свой карман, а стали бы работать вполсилы или думать о кармане, отправил бы в ГУЛАГ.

Михалков как представитель этой элиты обнажает здесь ее подлинное нутро. Ну а плевать в сторону ветеранов Великой Отечественной войны, которые поднимались в атаку с именем Сталина, ему, «русскому патриоту», как он себя везде превозносит, не впервые. И Сталин веры в него солдат и офицеров Красной Армии не обманул, проявив выдающиеся качества стратега, военачальника и организатора отпора врагу, что открыто признавали даже его политические противники, те же Черчилль, Рузвельт, де Голль и многие другие.

Почему же до сих пор у нас, в России официальные СМИ чернят вождя, не гнушаясь при этом и самой грязной и подлой клеветой? Потому что Сталину удавалось то, что не могут нынешние российские руководители. В отличие от них он не на словах, а на деле поднимал и возрождал страну, причем в гораздо худших исторических условиях. А такое власть имущие, не способные решить ни одной из ее застарелых и все более обостряющихся проблем, не прощают.