Похожие события – разные выводы. Дело Кашина и дело Гиффордс

Избиение московского журналиста Олега Кашина и покушение на американского политика Габриэль Гиффордс. Что общего между этими событиями? С точки зрения политических элит Запада, для которых Россия выступает в образе «недемократического», «коррумпированного», «полицейского» и т. д. государства – ничего. С нашей точки зрения, определенные параллели все-таки есть, и мы сейчас попробуем на них указать.

Итак, Олег Кашин был избит неизвестными лицами два месяца тому назад, попав в больницу с пробитой головой, сломанной челюстью, руками и ногами. Сразу после этого журналисты обратили внимание, что незадолго до этого на сайте «Молодой гвардии «Единой России» (по сути, молодежного движения правящей партии) появилась статья журналиста Владислава Ловицкого (Калашника), иллюстрированная фотографией Кашина, на которой стояло клеймо «Будет наказан». После того, как Кашин в тяжелом состоянии попал в реанимацию, коллаж сняли с сайта, однако оппозиционные российские СМИ поставили вопрос об ответственности тех, кто допустил словесную агрессию в адрес избитого журналиста.

Далее обсуждение истории избиения Кашина началось уже в мировых СМИ, где был сделан однозначный вывод о том, что независимые журналисты в России преследуются властями, попирается свобода слова, российская политическая система носит репрессивный характер и т. д. В свою очередь, западные партнеры «Молодой Гвардии «Единой России» стали подумывать над тем, чтобы приостановить, а то и вовсе разорвать связи с этой организацией. «Проблемы стали для нас очевидными после последних событий, когда было совершено нападение на Олега Кашина, учитывая, что «Молодая гвардия» на своем вебсайте выразилась, скажем так, толерантно по отношению к насилию. Мы сразу предупредили, что в такой ситуации наши представления о ценностях расходятся». Так, к примеру, прокомментировал происходящее руководитель московского бюро фонда Аденауэра в Москве Ларс Петер Шмидт.

8 января в Тусоне (Аризона, США) было совершено покушение на Габриэль Гиффордс, представляющую в конгрессе Демократиюческую партию. Преступник открыл огонь по толпе в то время, как политик встречалась с избирателями, Гиффордс получила пулю в голову, шесть человек погибло.

Перед этим экс-губернатор Аляски и бывший кандидат в вице-президенты США от Республиканской партии Сара Пэйлин разместила запись в своем Facebook, где призвала «уничтожить» нескольких своих политических противников-демократов, в числе которых была и Гиффордс. Округ, от которого избиралась Гиффордс, а также фотография самой Гиффодрс на размещенной на Facebook Пэйлин карте были помечены мишенью.

Вот перед нами первая параллель – со штампом «Будет наказан» на фотографии Кашина. Параллель вторая – сразу после того, как стало известно о покушении на Гиффордс, Пэйлин стерла злополучную карту со своей страницы. Параллель третья – это ей не помогло. Режиссер-документалист Майкл Мур, разоблачавший семейство Бушей, сравнил Сару Пэйлин со «сталинистом, который который вырезает неугодные лица с фотографий». Джейн Фонда написала: «Недостаточно того, что Сара Пэйлин стерла карту со своего сайта. Она должна нести ответственность». Ответственность, очевидно, политическую – все же никому в голову в Америке не приходит обвинять Сару в организации политического убийства. Тем более что свою, как сказал бы уже упомянутый нами Ларс Петер Шмидт «толерантность к насилию» демонстрировала не только она, но ее политические противники, соратники миролюбивого президента Обамы. К примеру, экс-глава секретариата Белого Дома Рам Эммануэль насмотревшись, видимо, боевиков в стиле «Крестного отца», посылал оппонентам по почте дохлую воблу (это считалось у мафиози «чертной меткой»), а после окончания одной из избирательных кампаний со всего размаха втыкал в деревянный стол кухонный нож и выкрикивал «мертв!» после имен конкурентов, выбитых им из политической гонки. Эммануэлю повезло – все эти люди сегодня живы-здоровы и ходят на своих ногах. Случись что с кем-то из них – и темпераментному соратнику Обамы пришлось бы пережить немало неприятных дней.

На этом параллели кончаются. Я, во всяком случае, ничего не знаю о том, чтобы кто-то решил разорвать отношения с Республиканской партией США. Или чтобы кто-то сделал далеко идущие выводы относительно американской политической системы. Или о моральном кризисе американского политического класса, одержимого склонностью к насилию. Обобщений нет – и это, наверно, правильно. Всем понятно, что страх показаться беззубым, неинтересным и скучным перевешивает для большинства современных политиков любые этические ограничения. Однако у запоминающейся брутальной риторики есть и другая сторона, что хорошо видно как на примере Пэйлин и Гиффордс, так и на примере Ловицкого-Калашника и Кашина.

Как видите, я пытаюсь провести еще одну параллель и сравнить мировую реакцию на два, в общем-то, похожих события. Хотя масштабы трагедии в Тусоне несопоставимы с тем, что произошло в Москве. Олег Кашин, слава Богу, жив и даже вернулся к работе – а убитых в Тусоне уже не вернешь. Равно как несопоставим и политический уровень Сары Пэйлин, готовившейся стать вторым человеком в США и начинающего молодежного активиста, недавно ставшего лишь «вторым номером» в редакции сайта своего движения.

Однако в отношении России обобщения, о которых говорилось выше, имели место быть. А это кажется нам несправедливым. Нам непонятно, почему о России говорят о «стране, где убивают журналистов»? А вот Америку почему-то не принято называть «страной политических убийств», «страной политических вендетт», страной, где убивают политиков?

Может быть, потому, что в мировых СМИ просто так принято – об одних всегда говорить либо ничего, либо очень плохо, о других – либо ничего, либо очень хорошо? Но, если принято, то кем?