Россия деградирует из-за «матрешечной модернизации»

Попытки Москвы провести «матрешечную модернизацию», в результате которой «золотой миллион» будет мирно сосуществовать с остальным населением страны – нищим и лишенным всех возможностей — ведет к деградации России и углубляет ту пропасть, которая существует между двумя этими группами, предупреждает Евгений Гонтмахер.

Член правления московского Института современного развития Гонтмахер заявляет следующее: «Деградация государства достигла такой стадии, когда политическая элита, находившаяся в плену миражей «вертикали власти» и «управляемой демократии», потеряла контроль над происходящими в стране процессами».

Конец прошлого – начало нынешнего года, считает эксперт, заставил еще большее количество людей задать вопрос: что делать, чтобы предотвратить сползание страны к «катастрофе», когда возникнет четкое разделение общества на «наших» и «ненаших» с силовым подавлением вторых первыми – причем даже в больших масштабах, чем это происходит в Белоруссии.

Ситуация намного хуже, продолжает он. ««Ненаши» просто вытесняются из общественной жизни через внешнюю и внутреннюю эмиграцию», а также подвергаются пропагандистскому оболваниванию. А результатом этой «национальной катастрофы» станет «необратимая деградация и маргинализация критически большой части народа».

Вновь повторив те аргументы, с которыми он выступал в статье в газете «Ведомости» в прошлом году, Гонтмахер заявил, что силы, заинтересованные только в личном обогащении, должны, тем не менее, заботиться о сохранении стабильности – иначе не будет ни иностранных инвестиций, ни иностранных рабочих, от которых эти силы зависят.

Следовательно, власть имущим придется использовать сочетание средств, включая спектакли и репрессии, чтобы держать большинство в узде. Хотя открыто они об этом, конечно же, никогда не скажут. Вместо этого члены клуба «золотого миллиона» говорят правильные вещи, но ничего не делают.

«Причина этого», продолжает Гонтмахер, «не в злом умысле, а в несоответствии качеств той политической элиты, которую мы имеем, масштабам модернизации, в которой Россия действительно нуждается». Эта элита не будет работать на благо большинства, для нее главное – это немногие избранные.

Но здесь существует и более важная проблема, вызывающая следующий вопрос: «можно ли реализовать в России модель матрешечной модернизации», когда в одной стране будут мирно уживаться «золотой миллион» и «все остальное население»? Ответ один – нет, особенно учитывая размах деградации государства, которая уже произошла.

По словам Гонтмахера, «власть на местах перешла к региональным князькам и «авторитетам» (что часто одно и то же), которые взяли под свой контроль милицию и другие правоохранительные органы». Эти люди к приезду московского начальства строят «очередные потемкинские деревни», а в остальном ведут себя так, как им заблагорассудится.

Взять ситуацию под контроль силами небольшой группы людей невозможно, утверждает Гонтмахер. «Более того, любая их попытка вмешаться в ход событий … может превратить эту политическую элиту в группку беженцев из собственной страны».

Но несмотря на апокалиптические высказывания, отражающие его понимание ситуации в стране и его недовольство действиями Москвы, Гонтмахер предлагает идею о «пяти колоннах» людей, которые в случае их объединения смогут взять на себя трудную, но посильную задачу по «спасению страны».

К ним он относит уличные протесты, объединение известных деятелей культуры, организованную и незарегистрированную демократическую оппозицию, а также экспертное сообщество, которое «не потеряло свою независимость». И, наконец, это «самая массовая, естественно, пятая колонна, которая, собственно говоря, и должна взять на себя основную тяжесть спасения России».

«Это миллионы неравнодушных людей из всех общественных слоев», — говорит Гонтмахер. Это «студенты, предприниматели, врачи, учителя, офицеры, рабочие, усилия которых на их рабочих местах, в их городах и поселках в итоге и должны переломить угрожающие тенденции деградации и распада».

Лишь слияние всех этих колонн в единый поток, заявляет московский аналитик, даст шанс на «спасение России и начало ее вывода в круг цивилизованных стран». Он четко дает понять, что если такого слияния не произойдет, будущее у России действительно будет крайне мрачным.

Аргументы Гонтмахера некоторые представители власти могут воспринять как призыв к революции. Но это было бы преувеличением его глубоко прочувствованных идей и слов. Если такой вдумчивый человек, как Гонтмахер, говорит не о решении проблем, а о поиске путей спасения страны, это свидетельствует о серьезности и масштабности тех сложностей, с которыми сталкивается Россия.