Борис Немцов как деятель современного искусства

То, чем Борис Немцов занимается последние годы, политикой назвать практически невозможно. Однако на удивление легко классифицировать его деятельность по линии современного искусства в его самой бессмысленной и беспощадной ипостаси. Лавры Марселя Дюшана, превратившего в произведение искусства унитаз, или Дэмиена Херста, продавшего акулу в формалине за 12 миллионов долларов, Немцову и не снились, но попыток подвизаться на ниве акционизма и перфомансов он не оставляет.

Еще в девяностые годы первым шагом к творческому успеху Немцов счел узнаваемый образ. Однако ошейник уже был занят Олегом Куликом, поэтому начинающему арт-деятелю пришлось довольствоваться белоснежными костюмами и кучерявой шевелюрой. Уж лучше бы ошейник, ибо рейтинги Кучерявого были удручающе низкими даже в годы его непрестанной телеротации.

Не получив признания в родном отечестве, Немцов, по примеру многих других «современных и актуальных» соотечественников, подался за рубеж. Там его, соответственно, поощрили, не посмотрев на отсутствие талантов — и не таких видали. В ответ на щедрый прикорм Борис Ефимович занялся укреплением лидирующих позиций США в современном мире — о чем и отчитался недавно на одноименной конференции. Что именно делается им для этого в России — согражданам остается, к счастью, неведомо, иначе рейтинги Немцова, которые и сейчас не превышают статистической погрешности, опустились бы до отрицательных величин.

Но, как говорится, нет пророка в своем отечестве. На это сетовал еще Герман Нитш, художник, использующий вместо красной краски кровь, благосклонно воспринятый в США, а в Европе отсидевший три срока за свои перфомансы, самым безобидным из которых было потрошение телят. Поэтому за последнее предновогоднее «представление» Бориса Немцова, в ходе которого тот попытался собрать группу людей, прорвать оцепление ОМОНа и присоединиться к несанкционированному митингу, последовало справедливое возмездие в виде ареста на 15 суток. Очевидно, что наказание в 15 суток для любого гражданина РФ, желающего остановить движение по ул. Тверская в новогодний вечер, было бы принято общественностью с пониманием. Однако, как и в случае с переворачиванием милицейских машин арт-группой «Война», поступок, за который обычно сажают, с легкой подачи богемы и прессы стал как бы ненаказуемым. Из-за чего? Из-за сомнительного радикализма, больше смахивающего на хулиганство в глазах людей, далеких от «тусовки»? С каких это пор действие, имеющее далеко неочевидную эстетическую и социальную подоплеку, сопряженное с очевидным нарушением закона, не должно понести за собой уголовную или административную ответственность? Вышеупомянутый Нитш, отсидел, повторюсь, трижды. Одна из самых значимых фигур уличного движения Франции — Zevs — отсидел месяц в тюрьме Гонконга за логотип Chanel, нарисованный на магазине Armani. Да и несанкционированные демонстрации, если проводить совсем уж прямые аналогии, в этих ваших америках разгоняют более чем жестко (см.,например), с соответствующим количеством задержаний.

Поэтому защитникам Немцова, на разные голоса сетующим, что «пора валить из этой страны», надо бы прикусить языки — безнаказанности не будет нигде, за преступление сажают не только в России, и востребованность в галереях, равно как и белизна штанов, не являются откупом от тюрьмы. В связи с этим возникает резонный вопрос — неужели, пытаясь присоединиться к несанкционированному митингу и прорвать оцепление, Немцов не догадывался о том, что ему могут быть инкриминированы нарушение правил проведения массовых мероприятий, нарушение общественного порядка и хулиганство? Конечно, догадывался. Но опять же — перфоманс, радикализм, публика жаждет экшена. Тогда не надо удивляться, что за экшен придется ответить. На мой взгляд, неплохим наказанием стали бы исправительные работы — благо прецедент по использованию такого наказания для угоревшего деятеля современного искусства уже имеется. Так, признанный виновным в жестоком обращение с животными — двумя принадлежавшими ему котятами — эстонский художник Алвар Рейснер несколько лет назад был приговорен к 600 часам общественно-полезных работ. В случае с Немцовым могут быть применены такие виды работ, как расчистка дворов и улиц столицы от снега, уборка мусора на Триумфальной, Болотной площади и в парке Горького, мытье подъездов и помощь санитаркам в столичных больницах и домах престарелых. Все полезней, чем перфомансы.