Русский вопрос в СССР

Асимметричная структура советского многонационального государства связана с глубокими противоречиями в положении русской нации в рамках СССР. В первые послереволюционные годы в условиях отрицания всего, связанного со старым режимом, большевистское руководство искало себе опору не в национальных, а в социально-классовых чувствах. Официальная идеология интернационализма фактически приобретала форму национального нигилизма, что, в частности, имело катастрофические последствия для культуры и самосознания русского народа.

Многие ем национальные ценности с точки зрения нового режима представляли собой наследие «проклятого прошлого» («самодержавия, православия, народности»), причем особенно ревностно преследовалось все, связанное с православной религией. Тяжелый удар по русскому народу был нанесен гражданской войной, расколовшей нацию на два непримиримых лагеря. С этого момента социальная и идеологическая нетерпимость стала существенным элементом общественной жизни, несомненно деструктивным для национального развития. До сих пор невосполнимы утраты русского национального организма от террора по отношению к таким слоям русского населения, как дворянство, духовенство, купечество, интеллигенция. Большая часть национально-культурных сил, физически уцелевших в годы гражданской войны, оказалась оторванной от родины в результате эмиграции. Приблизительно до середины 30-х годов планомерно проводилась политика принижения русского национального самосознания. Это было особенно заметно на фоне так называемой политики «коренизации», проводившейся в это время в национальных республиках и автономиях. Предпринимавшиеся русской общественностью попытки возродить историко- культурную преемственность беспощадно подавлялись. Так, в конце 20-х годов было полностью разгромлено российское краеведение, в рамках которого систематизировалось и сохранялось этнорегиональное разнообразие русской национальной культуры. На рубеже 20 — 30-х годов были уничтожены многие архитектурные памятники, в том числе и имевшие огромное символическое значение (например, храм Христа Спасителя в Москве). Известно, что каждому тоталитарному режиму свойственно систематическое искажение исторического прошлого в соответствии с политико-идеологическими целями. Приблизительно до середины 30-х годов русская история как наука и, главное, как предмет преподавания препарировалась в рамках упрощенного классового подхода. Единственным позитивным содержанием истории России и русского народа признавалась классовая борьба трудящихся, а положительными героями — вожди крестьянских восстаний и деятели революционного движения. Такая концепция обедняла восприятие исторического процесса и сужала содержание исторической памяти народа.
До революции и в первые послереволюционные годы русский народ был преимущественно крестьянским, а его национальная культура развивалась в трех формах: культуры образованных классов, культуры городских низов и народной культуры крестьянства. Последняя, самая массовая, служила основой двух первых. Поэтому «переломом хребта» (по выражению А. Солженицына) в истории русской нации стала в начале 30-х годов насильственная коллективизация, сопровождавшаяся истреблением наиболее самостоятельной и активной части крестьянства. Коллективизация и индустриализация положили начало массовым миграциям, преимущественно из села в город, которые выбили значительную часть народа из привычного уклада жизни и создали заметную прослойку так называемых маргиналов, т. е. людей, оторванных от социально-культурных корней и с трудом интегрирующихся в новую (городскую) среду .
В результате русская деревня, традиционно рассматривавшаяся как каркасная структура национального развития России (например, в концепции А. В. Чаянова), полностью пришла в упадок. Вызванное миграциями перемешивание населения, проводимая властями нивелировка социального уклада, а также стандартизация образования и распространение массовой культуры привели к разрушению этнорегиональной структуры русского народа, складывавшейся веками и обеспечивавшей многообразие, а тем самым и устойчивость национальной культуры. Еще в годы гражданской войны подверглась физическому истреблению большая часть казачества. Позднее утратили свою специфику и другие этнографические и субэтнические группы.
По понятным мотивам новый режим ликвидировал все имевшиеся в России структуры и институты местного самоуправления: деревенскую общину, земство, городские думы и т. п. Перестали существовать нарождавшиеся к моменту большевистского переворота парламентские структуры. Советы на местах, как правило, не обеспечивали, особенно с начала 30-х годов, самоуправление и рассматривались как приводные ремни партийно-государственного управления. Таким образом, Россия лишилась основных элементов гражданского общества, в том числе тех, которые возникли на русской национальной почве и обеспечивали бы полноценное этносоциальное развитие русского народа.
Приблизительно в середине 30-х годов в национальной политике правящего режима произошел определенный поворот. Коммунистическое руководство поняло, что для сохранения и укрепления своей власти ему необходима дополнительная социально-психологическая опора в виде русского патриотизма. Официальная идеология инкорпорировала такие понятия, как Родина, слава русского оружия, приоритет России в ряде областей науки и культуры. В интерпретации истории стала подчеркиваться положительная роль тех фигур, которые способствовали единению и укреплению русского централизованного государства. Официальное советское искусство включило в себя и тщательно препарированные и отобранные фольклорные формы. Вместе с тем в национальных республиках и автономиях усилилась борьба с «буржуазным национализмом», означавшая, по сути дела, подавление национальной культуры и самосознания многих народов. «Коренизация» сменилась политикой русификации. Эта тенденция резко усилилась в годы Великой Отечественной войны. Объективно на русский народ легла основная тяжесть военных усилий и жертв, и в официальной пропаганде того времени мотив ведущей роли русской нации получил усиленное звучание. Русский народ был провозглашен «руководящим народом», «наиболее выдающейся нацией» из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Были сделаны некоторые уступки традиционному национальному самосознанию. Так, русская православная церковь получила официальный статус, но на условиях полной лояльности режиму.
Сталинскому режиму удалось поставить подавлявшееся прежде русское национальное чувство на службу своим стратегическим целям. Контролируемый процесс возрождения русских национальных ценностей осуществлялся селективно. Активизировались преимущественно те компоненты национального самосознания, которые находились в рамках великодержавной имперской идеологии. Система вовсе не ставила своей целью улучшить реальное положение русского населения: повысить уровень жизни, обеспечить возможность полноценного социально-культурном развития, восстановить национальную культуру в ее целостности. Любые же усилия в направлении русского национального возрождения, не исходившие «сверху», по- прежнему исключались.
Эта политика «заигрывания» с национальными чувствами русском народа при пренебрежении его реальными национальными потребностями не претерпела существенного изменения до недавнего времени. Социально-экономические процессы послевоенных десятилетий породили и новые проблемы в положении русской нации. Так, получило развитие массовое переселение русских в другие республики, особенно в республики Прибалтики и Казахстан. Одновременно ускорился процесс депопуляции сел центральной России, особенно в связи с политикой ликвидации «неперспективных» деревень. Сочетание этих двух процессов дает основание говорить о идущем «размывании» историко-географического ядра русской нации. Зафиксировалось своеобразное положение русских в межнациональном разделении труда: повсеместно (как в России, так и большинстве других республик) русские составляют костяк индустриального пролетариата и технической интеллигенции. При этом за пределами России они слабо представлены в составе крестьянства, в сфере образования и культуры, а также в государственных структурах (за исключением армии и правоохранительных органов). На Россию и русский народ легла основная тяжесть затрат, связанных с наращиванием советском военно-экономического потенциала. Именно в России наиболее разительна диспропорция между общим уровнем промышленного развития и уровнем жизни населения. Русская нация на современном этапе сталкивается с острыми демографическими проблемами. В результате падения рождаемости естественный прирост русского населения в последние десятилетия ниже, нем у большинства других народов страны, что приводит к постепенному падению доли русских в населении СССР (1959 г. — 54,6%, 1970 г. — 53,4%, 1979 г. -52,4%, 1989 г. — 50,8%). Во многих регионах имеются диспропорции в поло-возрастном составе населения. По ряду социальных причин (тяжелый труд, алкоголизм, неблагоприятные экономические условия и т. д.) в РСФСР особенно велик разрыв в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами (более 10 лет).
В послевоенные годы продолжалась деградация русской культуры. Процесс этот имел много аспектов, отражаясь и в повседневной жизни. Так, стандартизации и обеднению подвергся русский язык, который сейчас испытывает дефицит элементарных коммуникативных средств, например форм обращения к незнакомому человеку. Резко сократился круг людей, безупречно владеющих всем богатством литературной речи. Неоднократно обращалось внимание и на такое своеобразное явление, как крайне широкое распространение форм речевого поведения, заимствованных из уголовной (лагерной) среды . Брешь, появившаяся в результате утраты национальных и мировых культурных ценностей, заполняется низшими формами массовой культуры. Утрачен универсализм, присущий лучшим достижениям российской культуры. В результате насаждения изоляционизма и ксенофобии культурная жизнь приобрела оттенок провинциализма. Достаточно указать на слабое знание иностранных языков даже в среде интеллигенции .
Суммируя сказанное, можно указать на двойственное положение русского народи.

1. Это «доминирующий» и одновременно «обиженный» народ. Он доминирует и по доле в населении страны, и по числу своих представителей в органах государственной власти, и по доле производимого на своей территории национального дохода (около 60%), и по своей роли в науке. Русский язык фактически (но не формально) является государственным языком в СССР и официальным языком ООН. Русский — язык функционирования центральных органов коммуникации. В ассимиляционных процессах русские обычно выступают активной стороной. При этом парадоксально, что и сама русская культура оказалась объектом ассимиляции, но не со стороны какой-либо нации, а со стороны безнациональной по сути своей тоталитарной системы. Вместе с тем отсутствуют русские национально-государственные институты. РСФСР — одна из республик-доноров в межреспубликанском перераспределении произведенного продукта. Затраты на социально-бытовые нужды в РСФСР совершенно не соответствуют вкладу россиян в общее национальное богатство. Так, вклад в инфраструктуру Москвы и Ленинграда в расчете на душу населения в три раза меньше, чем в столицах других союзных республик.

2. Это «государственный» и одновременно лишенный национальной государственности народ, о чем было сказано выше.

3. Это одновременно «большой и малый» народ: русские составляют более половины населения СССР, но в большинстве республик, объявивших о своем суверенитете, они являются меньшинством .

4. Это народ со старой культурой, создавший шедевры мирового значения, и одновременно народ, отрезанный от собственных культурных корней.

5. Это «виновник» всех бед (в глазах многих представителей других народов СССР) и одновременно «жертва» исторической трагедии или даже «враждебных сил» (по весьма распространенному в русской среде мнению).