Россия снова в красном галстуке

Пионеров сегодня можно встретить на улицах Орла, Брянска, Ярославля и Омска

Кто из рождённых в СССР не помнит торжественную церемонию принятия в пионеры? С дрожью в голосе произнесённые слова клятвы, красный галстук на шее? С тех пор многое кануло в Лету. С середины 1980-х годов предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию. После «перестройки» пионерия отказалась от политической окраски и взяла новый девиз: «За Родину, добро и справедливость». На десятом Всесоюзном слёте пионеров осенью 1990 года преемником пионерской организации стал Союз пионерских организаций, независимый от политических партий и движений. Казалась, пионерии крышка. Но…

Как ни крути, идеи пионерии достойной замены не нашлось. Массово и прочно не прижились в России ни скауты, ни православные следопыты, ни «медвежата». Поэтому во многих российских регионах пионерские организации испытывают ренессанс. Дети в красных галстуках понемногу начинают встречаться в городах Брянской, Ярославской, Омской областей. Самая большая пионерская организация — почти 50 тысяч подростков — находится на Орловщине. Чем занимаются нынешние пионеры, рассказывает председатель областной пионерской организации Орла Екатерина Морозова.

«СП»: — Екатерина, как получилось, что с развалом СССР пионеры в стране повсеместно исчезли, а у вас — остались?

— В 1991 году стоял вопрос, существовать ли пионерской организации в Орловской области. У нас был областной слет, и на нем, посоветовавшись с детьми, решили: зачем менять хорошее, что есть, на неизвестно что?! Поэтому в Орловской области многие школы сохранили пионерское движение.

По сути, мы сохранили лучшие традиции пионерства. В итоге с 1992 года в Орловской области существует единая детская организация — пионерская организация Орлята. Со своими законами и традициями. Взять, к примеру, призыв к пионеру. В советское время он звучал так: «В борьбе за дело коммунистической партии будь готов!» А теперь — «К делам на благо Родины, добра и справедливости будь готов!» А отзыв остался с советских времен — «Всегда готов!»

«СП»: — А галстуки у вас есть, горны, барабаны?

— Мы сохранили символы и атрибуты старой пионерской организации. Остался и красный галстук. Мы сами шьем галстуки на уроках труда — размер тот же, «советский», и цвет алый. Раньше нам присылали пионерские галстуки из других регионов, где остались старые запасы — из Магадана, Белоруссии. Есть и горны, и барабаны, и красное знамя, на котором вышит герб нашей организации, эмблема и призыв. А вот серпа и молота теперь нет.

«СП»: — Вашу организацию не курируют коммунисты?

— Наша организация не политическая и ни в коем случае не коммунистическая. Мы — детская организация, и находимся вне политики. Сейчас много партий, мы дружим со всеми. Но мы не навязываем детям политическую тенденцию, у детей должен быть свой выбор.

«СП»: — А что нужно от ребенка, чтобы вступить в пионеры?

— Заявление. Ну, и согласие родителей.

«СП»: — А структура пионерской организации прежняя, советская?

— Структура тоже немного изменилась. Первое звено — юниоры, «орлята». Среднее звено у нас всегда называется «пионеры-орлята». Есть еще старшеклассники, типа комсомольцы, но они, в основном, работают вожатыми.

«СП»: — Власти интересовались — зачем вам пионерская организация?

— Да, многие нас вообще не понимали — зачем, почему? Во всех регионах пионерию закрыли, а тут нет. В 1997 году, помню, мы ходили по кабинетам, выбивали деньги, работали без зарплаты. Но мэрия нас поддержала и выделила деньги на пионерскую организацию отдельной строкой в бюджете. Это позволило в каждой орловской школе сохранить ставку старшей пионервожатой и педагога-организатора. Зарплата у них — 3800 рублей, можно сказать, работают на энтузиазме. Но и это нам очень помогло: по официальным данным, в Орловской области около 40 тысяч подростков состоят в пионерах.

Коськова Елена, координатор детских общественных объединений пионерской организации Орловской области:

— Пионерский галстук у нас дети носить не обязаны, но они их носить любят. Одевать галстук нужно на мероприятия, например, 19 мая — в день рождения пионерской организации. У нас это выглядит как детский праздник: с 8 утра начинают звучать на площади детские песни, сходятся толпы пионеров, проходит торжественная линейка. В этот день проходит и церемония приема в пионеры — а вообще в год в наши ряды вступают 3-4 тысячи подростков. Правда, часто родители бывают против, проводя ассоциацию со своим пионерским детством.

Евгения Ломаева, педагог-организатор:

— Я занимаюсь старшими пионерами. Отношение к нам разное. Кто-то не верит, кто-то понимает, что дети заняты. Раньше считалось, что красный галстук — кровью обагренный, теперь мы стараемся обосновывать наши атрибуты по-другому. Вот появилась легенда об алых парусах — своя пионерская легенда. А про Павлика Морозова мы стараемся не говорить.

Александра Лапина, 11 класс:

— В третьем классе я вступила в пионеры, мне много об этом рассказывала мама. Меня в ЭМО не тянет, потому что это убивает индивидуальность, а у нас индивидуальность сохраняется: ты проявляешь свои идеи не в одежде, а в поступках. У меня много поступков. Я, например, помогаю маленьким первоклассникам делать уроки. Бывает, мы всей школой собираем одежду и игрушки детям в детдомах, ездим к ним пообщаться.

К тому, что я пионерка, сверстники в компании относятся хорошо. Парень у меня не пионер, но относится к моим идеям хорошо. А вот к Ленину я никак не отношусь: это вождь. Можно так сказать: эта личность была важная для советских пионеров, они боготворили его. А я верю в Бога и иногда хожу в церковь. Я не знаю, хороший или нет Ленин. У всех есть недостатки, недостаток Ленина — диктатура.

Как появились пионеры

Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации. Несколько месяцев в Москве действовали детские группы, в ходе эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации — отряды юных пионеров имени Спартака. 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр.

19 мая 1922 года II Всероссийская конференция Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ) решила распространить этот опыт на всю страну. Этот день стал днём рождения пионерской организации.

Пионерская организация многое заимствовала у скаутов — организацию по отрядам, институт вожатых, церемониал, клятву, сборы у костра, элементы символики. С 1934 года начался переход пионерской организации в школу. Были введены должности старших вожатых — руководителей пионерских дружин. С тех пор пионерия строилась по принципу «класс — отряд», «школа — пионерская дружина».

В стенах школы пионерская организация постепенно потеряла свою специфику и со временем стала частью советской государственно-бюрократической системы, в её работе появился формализм.

Стукачи или герои?

Позором пионерии стало сталинское время, оно сделало из пионеров смертоносных ябед. Вожди партии (Надежду Крупскую в начале 30-х годов печать называла вождем) делились мыслями вслух, как детям участвовать в жизни. «Поглядите, ребята, кругом себя, — рекомендовала Крупская. — Вы увидите, как много еще старых собственнических пережитков. Хорошо будет, если вы их будете обсуждать и записывать. Боюсь, что у вас получится целая толстая тетрадь».

Прибывавшие из-за границы деятели международного коммунистического движения приветствовали зорких наблюдателей. Радио, газеты, книги, речи пели хвалу каждому доносу. «Пионерская правда» печатала очерк о герое-пионере Коле Юрьеве, который сидел в пшенице с осколком увеличительного стекла. Он увидел девочку, которая срывала колоски, и схватил ее. Вырваться девочке, которая съела несколько зерен хлеба, не удалось. Голодные люди, рвавшие колосья, на жаргоне тех лет в печати назывались «парикмахерами колхозного хлеба». После создания колхозов в стране начался голод, и неудивительно, что крестьяне крали зерно.

«Стой! Откуда? Куда?» — так окликают станичные пионеры каждого чужого человека, проходящего по полю, и, если человек окажется вором, задерживают его», — писала «Пионерская правда» в 1933 году. Газета весело рассказывала, как дети сами, в отсутствие взрослых, обыскивали чужие дома. Настоящий пионер Проня Колыбин смело разоблачил свою мать, которая пошла в поле собрать опавшие зерна, чтобы накормить его самого. Мать посадили, героя-сына отправили отдыхать в Крым, в пионерский лагерь Артек. Сведения о герое Колыбине хранятся в картотеке кабинета истории Всесоюзной пионерской организации.

Школьник из-под Ростова-на-Дону Митя Гордиенко ловил голодных в поле несколько раз. Выступая на суде свидетелем, он говорил: «Разоблачив воров колхозного хлеба, я даю обязательство организовать на охрану урожая тридцать ребят нашей коммуны и быть руководителем этого пионерского отряда…» Так, после одного из доносов Мити на двоих взрослых муж был приговорен к расстрелу, а жена к десяти годам лишения свободы со строгой изоляцией. Митя получил за этот донос именные часы, пионерский костюм, сапоги и годовую подписку на местную газету «Ленинские внучата».

Реабилитирует пионеров Великая Отечественная война. В это время сотни детей проявили совсем не детское самопожертвование.