Власти страны озверели

Без объявления военного положения в Беларуси происходит массовая волна террора против своего народа. Так обрисовала нынешнюю ситуацию дочь экс-кандидата в президенты Беларуси Ева Некляева во время пресс-конференции в Вильнюсе. Ветеран белорусской политики Станислав Шушкевич заявил, что руководство страны озверело, а глава комитета по иностранным делам Сейма Эмануэлис Зингерис провел параллель между событиями 19 декабря 2010 года в Минске и 13 января 1991 года в Вильнюсе.

Сегодня в Вильнюсе прошла пресс-конференция представителей белорусских демократических сил, в которой приняли участие экс-кандидат в президенты Беларуси в 2006 году Александр Козулин, дочь Владимира Некляева, доверенные лица Виталия Рымашевского и др. С литовской стороны выступил глава парламентского комитета по иностранным делам Эмануэлис Зингерис.

После прошедших в Беларуси президентских выборов и последовавшего жесткого разгона демонстрантов на площади Независимости в Минске в информационном пространстве Литвы ни дня не обходится без белорусской темы.

Пресс-конференции на белорусскую тему в Литве ранее не особенно привлекали внимание журналистов, однако на этот раз недостатка в журналистах не было.

Белорусы показали смонтированный ими фильм о событиях 19 декабря, т.е. о разгоне демонстрации в Минске на площади Независимости, с кадрами жесткого избиения участников митинга белорусскими спецподразделениями: толпа, снег, три омоновца избивают «демократизаторами» лежащую на снегу молодую девушку…

Посмотрев фильм, глава парламентского комитета по иностранным делам Эмануэлис Зингерис провел параллель между событиями в Минске прошлого года и событиями 13 января 1991 года.

По словам Юрия Алейника, доверенного лица экс-кандидата в президенты Владимира Некляева, время для белорусов сейчас разделилось на два этапа – до и после 19 декабря. В этот день десятки тысяч белорусов вышли на улицы Минска протестовать против результатов выборов, сотни людей вскоре были брошены в тюремные камеры, избиты, покалечены. «19 декабря это все не закончилось, а продолжается по сей день, — уверял он. – Обыски, аресты, заключение под стражу – это то, что мы на сегодня имеем».

Он поблагодарил литовский Сейм за принципиальную позицию. «В эти праздничные дни белорусская тема не угасает, что для нас очень важно», — сказал он.

Доверенное лицо другого экс-кандидата в президенты, лидера кампании «Европейская Беларусь» Андрея Санникова, Станислав Шушкевич, едва начав выступление, заявил, что белорусские демократические силы победили. Он также подчеркнул, что «посадил голос, рассказывая о том, что произошло в Беларуси». «Наше руководство озверело и применило грубую физическую силу, в результате чего за решеткой оказались более 600 человек, — рассказал он. — Это агония власти, и мы бы хотели, чтобы нас правильно понимали везде. Легче всего это объяснить здесь, в Литве. Мы обязательно победим, а насколько скоро зависит от того, как нас будет понимать Европа».

Он выразил надежду, что Европа не будет прямо или косвенно поддерживать режим Лукашенко.

Координатор кампании «За справедливые выборы» Сергей Калякин ознакомил журналистов с примерами нарушений в ходе подсчета голосов. «Наш главный вывод, который совпадает с выводом, сделанным международной миссией наблюдателей, состоит в том, что в стране отсутствует реальный прогресс на предмет соответствия стандартам, которые признаются в ОБСЕ», — подчеркнул он.

Он также отметил, что официальные итоги нельзя считать соответствующими реальному волеизъявлению белорусских граждан ввиду большого числа нарушений и подтасовок, примеры которых он привел, и использования административного ресурса, государственной пропаганды.

«Но даже в этих условиях, — продолжал Калякин, ссылаясь на данные экзит-пулов и данные независимого наблюдения, — Лукашенко в первом туре не набрал необходимых голосов (…) Лукашенко не победил, потому что победители себя так не ведут. Человек, за которым 4/5 населения Беларуси, не пускает спецназ на разгон мирных граждан».

Дочь Владимира Некляева описала ситуацию, в которой находится ее отец. После задержания о нем ничего не было известно в течение 8 суток. «Без объявления военного положения происходит массовая волна террора», — отметила она. По ее словам, выход на улицу был единственным способом показать властям, что «белорусы существуют», показать тех, кто против сложившейся ситуации. «Нет никакой возможности добиться справедливости в Беларуси, поэтому мы взываем за помощью к Европе», — говорила она.

На пресс-конференции также присутствовал и экс-кандидат в президенты Беларуси Александр Козулин, который не принимал активного участия в ходе нынешней президентской кампании. По его словам, сейчас, когда прошло некоторое времени и эмоции слегка улеглись, можно сделать несколько выводов:

«Развенчан миф, который долго существовал в Европе, что Лукашенко побеждал на выборах. Как дальше воспринимать отношения с человеком, который не может быть законным президентом, начиная с 1996 года? Сегодня это становится очевидным».

Бывший политзаключенный считает очевидным, что в применении силы не было необходимости. «Господин Некляев был жесточайшим образом избит еще до закрытия участков. Где еще такое может быть, в каком цивилизованном обществе?» — удивлялся он.

«Кадры показывают, что это было заранее спланированная акция по разгону, — продолжал он. – Когда Лукашенко увидел, что весь проспект Независимости заполнен людьми разных поколений, то понял, что страна голосует против него, и он дал команду уничтожать всех. Каждый, кто вышел на площадь, был личным врагом Лукашенко. Свою ярость он выплескивал на каждого гражданина. Как правитель, называющий себя «батькой», может так называться?».

Даже если за Лукашенко и проголосовало бы 80% избирателей, 20% — тоже большое число людей, которые имеют право голоса, считает представитель оппозиции. «Топтать свой народ никому не позволено», — заявил Козулин.

«Нужно ясно сказать, что Лукашенко не только нелегитимен, а 19 декабря – это государственный переворот. Очевидно, возникает вопрос о новых выборах», — утверждал он.

Он убежден, что в белорусском обществе произошел серьезный раскол, а что касается стран Запада, то ни в коем случае нельзя допустить торговли политзаключенными.

«Диктатура и диктатор не могут быть гарантом стабильности в регионе, равно как диктатор не может быть гарантом независимости и суверенитета», — отметил Козулин.

Участники пресс-конференции выразили надежду на солидарность и помощь европейцев.

В заключение пресс-конференции Э.Зингерис выразил надежду, что следующим лауреатом Нобелевской премии мира станет кто-нибудь из Беларуси.

Накануне подобная пресс-конференция прошла в Варшаве. Завтра пресс-конференция пройдет в Праге, и еще ряде других европейских столиц. Включая Брюссель.

Накануне Нового года в Вильнюсе прошли парламентские слушания по событиям в Беларуси.

Напомним, что Сейм Литвы принял резолюцию с требованием освобождения всех политических заключенных, кандидатов в президенты, членов их штабов. «Это позиция Литвы, которую я выскажу 12 января на официальном заседании глав парламентских комитетов по иностранным делам в Брюсселе по событиям в Беларуси. Мир не должен на этот раз дать Лукашенко играть с нами», — сказал на пресс-конференции Э.Зингерис.

По официальным результатам белорусского Избиркома, за фальсификатора Лукашенко «проголосовало» более 80% белорусов. В результате спецоперации по брутальному разгону демонстрантов были арестованы и брошены в тюрьмы порядка 700 человек, многие из которых до сих пор находятся в следственных изоляторах или же изоляторах КГБ. Были задержаны 7 кандидатов в президенты.

Арестованным кандидатам грозит до 15 лет тюрьмы за организацию массовых беспорядков. Некоторым из задержанных участников демонстрации также «светит» подобный срок.

Напомним также, что решением узурпатора власти в Беларуси не был продлен мандат офису ОБСЕ в Минске, что вызвало бурную реакцию представителей европейских стран и Литвы в частности.