Что скрывается за кампанией «Говори правду!» в Беларуси

Выборы в Беларуси закончились, жизнь обывателей вошла в свое обычное русло – без потрясений, шокирующих кадров по ТВ и ужасающих слухов. Люди заняты предновогодними хлопотами. Каждый надеется в Новом Году обрести счастье, благосостояние, любовь, дружбу, в конце концов, просто набраться новых впечатлений.

Но что-то недосказанное, не всем понятное, не объясненное все же нет-нет, да и всплывает в памяти белорусов.

И наверное самый задаваемый среди них вопрос после 20 декабря был – почему люди вышли на Площадь?

Дискутировать на эту тему можно долго и нудно. Но чтобы найти истину или приблизиться к ней, стоит взглянуть на программу тех, кто полтора-два года пытался вместе с зарубежными спонсорами не только заявить о себе во всеуслышание…

Выдержки из стратегического плана ГК «Говори правду» (2009год)

(стиль и орфография оригинала сохранены)

О перспективах социально-политической трансформации общества и государства в Республике Беларусь

VI. Возможные сценарии будущей предвыборной кампании

6.1. Обоснование выбора основных вариантов сценария кампании

«…В чем главное отличие нынешней кампании от кампании 2006г.?

Появилось несколько новых факторов:

· Фактор кризиса и резкое ухудшение экономического самочувствия, которое в перспективе может нарастать; · Фактор личной безопасности, в том числе и фактор младшего сына; · Фактор заинтересованности Лукашенко в легитимации власти через признание Европы (стране нужны кредиты и рынок для белорусских товаров); · Фактор снижения рейтинга Лукашенко. · Интернетизация страны: возможности использования новых медиа для проведения агитационной кампании. Следует также учитывать, Лукашенко до выборов может заявить программу модернизации страны, совершив несколько демонстративных и символических действий. Среди них могут быть:

· Изменение избирательного законодательства (без изменения избирательной системы) · Изменения налогового законодательства · Изменение законодательства о партиях. Следует также помнить, что в отличие от 2006 г. Лукашенко не будет играть на экономических достижениях своего режима, а будет педалировать, скорее всего, внешнеполитические успехи и «прорыв в сторону Европы». В этом случае его козырем становится продвижение европейской тематики, что может одновременно его ограничивать в применении репрессивных мер в отношении оппозиции. Если Лукашенко все же сможет замедлить негативные последствия кризиса, он будет использовать это в своей риторике.

Если Лукашенко перехватывает инициативу у оппозиции и выдвигает программу реформ, его может вполне устраивать фигура Милинкевича в качестве основного конкурента. Милинкевич уже сейчас объективно работает на этот сценарий, предлагая программу «Беларусь в Европу».

Любой из предложенных сценариев строится на фигуре кандидата национального доверия и предполагает наличие массовых акций протеста, как инструмента давления на власть. Кандидат национального доверия не является кандидатом от какой-либо одной или нескольких оппозиционных структур, хотя он выступает как альтернатива существующей власти. У кандидата национального доверия как консенсуальной фигуры может появиться шанс на выход за пределы тех 30% электората, которые уже сегодня критически настроены по отношению к действующей власти. Условно говоря, кандидат национального доверия более близок к «варианту Коштуницы», а не к «варианту Ющенко».

Определение кандидата национального доверия происходит экспертным путем. Формально его появление на политической сцене происходит в ходе широкой общественной кампании «Говори правду!». Кампания «Говори правду!» является фоновой гражданской кампанией, суть которой заключается в публичном разоблачении тотальной лжи относительно реального положения дел в Беларуси. Данная кампания представляет собой процесс сбора свидетельств публичного обмана со стороны действующей власти на всех уровнях. В ходе данной кампании происходит выведение кандидата национального доверия на политическую сцену, его легитимация в глазах общественного мнения.

В этой ситуации необходимо позиционирование кандидата национального доверия по отношению к другим оппозиционным кандидатам. Скорее всего, уже не удастся исключить из президентской кампании представителя ОДС и А. Милинкевича как лидера движения «За свободу» (процесс их позиционирования уже начался). В любом случае лидеру национального доверия необходимо на первом этапе (до регистрации кандидатом) публично дистанцироваться от процессов, происходящих в оппозиции, но не втягиваться в противостояние с ними. На втором этапе (активная фаза кампании) возможны переговоры, которые на фоне благоприятной рейтинговой динамики должны привести к снятию оппозиционных кандидатов в пользу лидера национального согласия. Важно не допустить, чтобы кто-либо из оппозиционных лидеров начал самостоятельную игру, что в корне подорвало бы саму идею национального доверия.

Выдвижение в качестве альтернативы Лукашенко кандидата национального доверия имеет также эффект неожиданности для команды действующего президента. Сегодня она рассчитывает на стандартное поведение оппозиции, которая тратит основные силы на реализацию процедуры «Единый кандидат». Выдвижение нового лица и не через привычные политические процедуры – ход нестандартный, который может спутать планы и привести на данном этапе к тактическому выигрышу.

Независимо от выбора сценария есть несколько обязательных задач, которые решаются в любом случае и без которых проведение избирательной кампании принципиально невозможно:

1. Мониторинг ситуации. Предполагается, что ближайшие год – полтора – это время, когда возможны существенные изменения в короткий период. Необходим постоянный анализ ситуации для определения вероятности конкретного сценария;

2. Выдвижение кандидата национального доверия;

3. Создание организационной структуры и команды кандидата. Во всех случаях управление кампанией должно быть технологизировано и профессионально организовано. Необходимо исключить принципы личных симпатий и своячество. До активной фазы кампании (начало сбора подписей) должна быть разработаны: организационно-управленческая схема избирательной кампании: районирование и картографирование избирательных округов, найм агитаторов, назначение бригадиров, подготовлены формы и каналы контроля и отчетности;

4. Формирование повестки дня кампании: формулировка позитивного и критического месседжа кампании;

5. Разработка основных текстовых материалов кампании. К моменту активной фазы должна быть созданы: программа кандидата (пространный краткий вариант и вариант для печати), все основные агитационные материалы, информационное досье, портфолио кандидата;

6. Проведение интернет-кампании в поддержку кандидата: активизация блогосферы, использование возможностей YouTube и RuTube, социальных сетей. Целенаправленное продуцирование импульсов для распространения информации (слухи, анекдоты, промо-информация);

7. Проведение информационной кампании. К моменту активной фазы кампании должны быть оформлены все интернет-проекты, проведена информационная кампания в прессе. Главная задача – поддержания нарастающего темпа кампании, пик которой должен приходиться на день голосования;

8. Организация кампании давления Запада на белорусские власти с целью полноценного участия оппозиционных партий в участковых и территориальных избирательных комиссий;

9. Сбор подписей и регистрация кандидата. Ориентировочно должно быть собрано около 250 тыс. подписей;

10. Подготовка массовых акций протеста.

Главное отличие предстоящей кампании по сравнению с кампанией 2006 г. должно состоять в ее своевременной подготовленности. Одна из главных ошибок прошлых лет состояла в том, что до начала кампании основная активность заключалась в выборе единого кандидата, а подготовительная организационная работа совпадала по времени с активной фазой кампании, что приводило к постоянному тактическому запаздыванию. Другое отличие состоит в технологизации кампании. Кампания должна строиться по принципу бизнес-проекта с профессиональным, а не политическим менеджментом. Соответственно, финансирование кампании должно строиться в соответствии с полными и достоверными расчетами, а не произвольно: подобный проект не может начинаться без гарантированного и полного финансирования.

Далее приведены несколько возможных сценариев кампании, которые могут трансформироваться один в другой в зависимости от изменения ситуации:

Сценарий «Победа» возможен в том случае, если сработает фактор кризиса и произойдет более или менее резкое изменение общественных настроений против существующей власти. Динамика ситуации будет очевидна не позднее, чем за три месяца до выборов. Этот сценарий реализуется в случае, когда Лукашенко баллотируется сам. В случае, когда он выдвигает вместо себя «преемника» это сценарий используется, если не удается склонить преемника к переговорам. Сценарий включает в себя следующие необходимые составляющие:

· Определение кандидата национального доверия экспертным путем, через оценку экспертами набора предпочитаемых в массовом сознании характеристик кандидата, как наиболее подходящей фигуры для целей данной избирательной кампании; · Проведение кампании «Говори правду!» как фоновой кампании для выдвижения и выведения на политическую сцену кандидата национального доверия и актуализации его программных положений; · Проведение информационной кампании по распространению сведений о возможном уходе Александра Лукашенко: инициирование слухов, в том числе и по интернет-каналам. Необходимо приучить общественное мнение и мнение элиты к самой возможности такого ухода · Формирование новой повестки дня кампании для оппозиционного кандидата. Акцент на экономической и социальной проблематике как наиболее невыгодной для власти; · Проведение переговоров с альтернативными кандидатами и их снятие в пользу кандидата национального доверия. Основание – динамика рейтинга; · Проведение кампании «от двери к двери». Эта кампания должна проходить не фрагментарно, а последовательно во всех основных городах страны. Основная цель кампании «от двери к двери» – создание устойчивой узнаваемости кандидата; · Постоянная демонстрация активности через проведение публичных акций. В случае если не удастся их сделать массовыми с первых дней кампании, необходимо прибегнуть к символическим мероприятиям, которые будут яркими, привлекающими внимание и будут идти по нарастающей, особенно в случае репрессивной реакции власти; · Массовая визуализация альтернативной кампании, через использование простой и доступной символики кампании. Создание атмосферы солидарности через ее символическое обозначение; использование технологии флэш-моб; · Организация многопрофильной кампании наблюдения за выборами: контроль плоскостной (тотальное наблюдение за счет внутренних ресурсов силами агитаторов), глубинный (с привлечением международных наблюдателей), проведение экзит-пул исследования; предполагается, что в данном случае власть будет вынуждена прибегнуть к фальсификациям, поскольку, как показывают актуальные замеры и динамика экономической ситуации, убедительно победить Лукашенко не удастся; · Организация акции по защите результатов выборов: сценарий с условным названием «Площадь-победа». Сценарий строится на комбинировании факторов: публичные акции протеста, которые должны иметь кумулятивный эффект и актуализация идеи личной ответственности председателей избирательных комиссий. Сценарий «Площадь-победа» строится как продолжение кампании «Говори правду!», где на этой стадии народ требует правду о результатах голосования. Массовая акция стартует с первого дня голосования, то есть за 5 дней до основного дня голосования, достигает пика в день голосования и продолжается после него до достижения результата. Главное требование – пересмотр (отмена) результатов выборов, смена Президента РБ.

Сценарий «Перемены здесь и сейчас» реализуется в том случае, если экономическая ситуация ухудшается, но Лукашенко удается временно удержать ее под контролем и он баллотируется на выборах, или если Лукашенко в выборах не участвует и выдвигает преемника. Если Лукашенко выдвигает преемника в условиях кризиса, задачей кандидата национального доверия является принуждение преемника к переговорам, с четко очерченной «жесткой» повесткой переговоров. В случае, когда переговоры срываются, сценарий трансформируется в сценарий «Победа». Если преемник выдвигается в условиях, когда государству удается временно сдерживать кризисные явления в экономике, задачей максимум является принуждение власти к переговорам, результатом которых будет институционализация заявленных перемен и утверждение кандидата в качестве субъекта политической жизни через сценарий «Перемены здесь и сейчас». Такие переговоры являются реальностью, потому что преемник будет понимать, что кризисные явления в экономике будут нарастать и вместе с ними социальное напряжение, поэтому изменения, достигнутые в результате переговоров, могут позволить сбалансировать ситуацию. Если же переговоры срываются, то необходимо реализовывать сценарий «Победа» с требованиями проведения второго тура выборов. Второй тур выиграть для власти практически невозможно. Объявление второго тура автоматически приведет к консолидации оппозиции и мобилизации оппозиционного кандидата, а также к деморализации властных структур, которые увидят реальную возможность смены политического руководства страны. В случае второго тура не возникнет проблем с мобилизацией людей на площадь.

Составляющие данного сценария:

· Проведение аналитической работы по мониторингу вероятности реализации данного сценария. Предполагается, что вероятность этого сценария будет очевидна не ранее, чем за 3 месяца до выборов; · Выдвижение кандидата национального доверия через кампанию «Говори правду!» и его позиционирование по отношению к другим альтернативным фигурам (единый кандидат от ОДС и Александра Милинкевича); · Проведение переговоров с альтернативными кандидатами и их снятие в пользу кандидата национального доверия. Основание – динамика рейтинга. Если добиться снятия всех или нескольких альтернативных кандидатов не удается, это ослабляет нашу кампанию, но не отменяет ее; · Организация многопрофильной кампании наблюдения за выборами: контроль плоскостной (тотальное наблюдение за счет внутренних ресурсов силами агитаторов), глубинный (с привлечением международных наблюдателей), проведение экзит-пул исследования; · Проведение кампании давления на власть «Перемены здесь и сейчас». Кампания проводится в активной фазе – «Площадь», начиная за шесть дней до дня голосования. Лейтмотив кампании: «Мы не верим, что Лукашенко проведет перемены, нам нужны гарантии». В данном случае необходимо обеспечить непрерывный характер публичных акций. Следует учитывать, что заинтересованность Лукашенко в международном признании результатов выборов может сыграть положительную роль, поскольку заставит действующего президента воздержаться от жестко репрессивных действий в отношении митингующих, потому что, в случае если митингующие будут разогнаны, это не позволит ЕС признать выборы; · Кандидат национального доверия выдвигает требование публичных и институциональных гарантий для обеспечения перемен в стране. Формируется политическое предложение от оппозиции к власти; · Дальнейшие действия зависят от полученных результатов голосования. Если кандидат национального согласия набирает убедительное число голосов, реализуется описанный выше сценарий «Победа»; · Если оппозиции не удается собрать убедительное число голосов, идет продолжение кампании давления на власть под лозунгом: «Гарантии перемен здесь и сейчас». Один фактор давления – внешний – легитимизация Лукашенко не должна стать возможной без институциализации нашего кандидата, то есть. Другой – внутренний – необходимость разделения ответственности за дальнейшее развитие страны на фоне углубляющегося экономического кризиса; · В этом случае продолжает осуществляться сценарий «Перемены здесь и сейчас», но цель у этой «Площади» другая – принуждение власти к переговорам. Площадь стоит до тех пор, пока Лукашенко или преемник не соглашается на переговоры с кандидатом национального доверия либо не принимает ряд требований Площади; · Переговоры с представителями власти через форму «круглого стола», общественного форума и т.п. Цель – институционализация оппозиции и оформление ее политической субъектности. Наш кандидат становится полновесным лидером общенационального доверия и новой институциализированной оппозиции. Есть два фактора, способных значительно ослабить этот сценарий. Первый – если Лукашенко удается удержать ситуацию под контролем за счет дополнительных финансовых вливаний. В этом случае он явно лидирует в избирательной кампании.

Второй – если не удается договориться о снятии с Милинкевичем, позиция которого объективно выгодна власти, поскольку является аргументом в пользу международной легитимации.

Исключить вероятность сложения этих факторов не представляется возможным.

В этом случае на нашего кандидата ложится дополнительная функция – принуждение через сценарий «Площадь-Перемены» Милинкевича к более радикальным шагам. То есть, давление не только на власть, но и на оппозицию, которая готова для решения собственных задач пойти на уступки в вопросах реальных перемен в стране. Принуждение к переговорам власти и принуждение умеренной части оппозиции (Милинкевича и др.) к требованию от власти пойти на публичные переговоры с оппозицией. Давление на Милинкевича важно и потому, что если он признает свое поражение и победу Лукашенко или его преемника, это сделает возможным признание выборов со стороны ЕС (так как уровень доверия Милинкевичу в ЕС достаточно высокий) при отсутствии каких-либо изменений в стране, то есть фактическое укрепление власти на ее позициях. Можно предположить при данном развитии событий, что власть постарается использовать такую возможность. Цель – институционализация оппозиции и оформление ее политической субъектности—остается прежней. Наш кандидат также становится в этом случае лидером общенационального доверия и новой институциализированной оппозиции.

Попытка реализации данного сценария было предпринята Милинкевичем в 2006г., но оказалась неудачной в силу причин как технологического, так и политического характера. Движение Милинкевича «За свободу!» возникло в результате избирательной кампании, однако не стало весомым политическим актором. Шанс на создание такого актора появляется в настоящее время, исходя из наличия новых факторов, о которых речь шла выше…».