Япония ведет Россию к «просветлению»

Доводы японской стороны, требующей вернуть ей Южные Курилы, сформулированы не с опорой на привычную нам логику, а с использованием какой-то другой, чисто восточной, логической системы. Может быть, чиновников японского МИДа на очередной демарш в адрес России вдохновляют коаны – логические парадоксы дзэн-буддизма (типа «дважды два будет пять»), цель которых – разорвать рамки понятийного мышления и приобщиться к некой «священной пустоте»?

Как сообщают токийские СМИ, посол Японии в России Масахару Коно будет отозван в начале 2011 года. Подобного рода отставки случаются нечасто и привлекают к себе большое внимание – ведь причины должны быть значительными. Однако на этот раз формальная причина была очевидна. Что, впрочем, никак не убеждает в том, что именно ради неё стоило отзывать посла раньше срока, пишет WIN.ru.

По данным журналистов, причиной недовольства японского правительства стало, в первую очередь то, что господин Коно не сумел собрать нужную информацию о поездке президента РФ Дмитрия Медведева на Курильские острова. Японские дипломаты якобы передавали в Токио, что такая поездка маловероятна. В результате визит Медведева якобы стал для руководства Японии большой неожиданностью, вызвал раздражение и прочие рефлексии среди высокопоставленных японских чиновников. Впрочем, ничего глобально нового не случилось. Просто история с любимой забавой японского МИДа получила очередное продолжение.

Когда дела в экономической сфере обстоят не лучшим образом, одним из самых проверенных временем средств народного успокоения есть достижение какого-нибудь результата на внешних рубежах, не имеющих ничего общего с реальным благополучием граждан. Тут каждое государство, испытывающее серьёзные разногласия в отношениях между властью и народом, выбирает свои возможности, исходя из ресурсов, географии и величины того самого раскола между правительством и населением. Страны и народы, испытывающие кризис идентичности – упражняются в написании особо красочных повествований о героической самобытности конкретной нации. Державы, более крепкие в своих государственнических устремлениях, считают себя достойными каких-нибудь компенсаций от соседей, обычно за сам факт наличия общей истории. Или, по крайней мере, посыпания головы пеплом и признания в каких-нибудь геноцидах перед лицом всего мирового сообщества.

Однако те государства, которые на самом деле имеют вес в международной политике и кооперации, на такие мелочи не размениваются и требуют не иначе как глобального пересмотра государственных границ, как принадлежащих сопредельным странам, так и своих собственных. Причём эти требования бывают очень занимательными и полезными для изучения.

Как известно, в суверенные пределы Российской Федерации наряду с другими областями, краями и автономными республиками, входят и Курильские острова. Которые, со времён Петра Великого, с переменным успехом осваивались русскими с севера и японцами с юга. Если изложить насчитывающую несколько веков цепь событий, связанных с самыми восточными российскими территориями в сжатом виде, то выглядеть она будет следующим образом.

С середины XVII века шло робкое определение островной географии, попытки добровольно-принудительным порядком установить отношения с коренным населением, и создать цепь торговых форпостов – Курилы издавна славились богатством своей акватории. Екатерина II распорядилась освобождать русских подданных на островах ото всех податей, и стать русскими пожелали даже отдельные жители не очень курильского острова Хоккайдо.

Состояние русско-японских отношений на протяжении всего освоения Курильских островов и Сахалина, как правило, пребывало в позиции «худой мир» с вялотекущими конфликтами. Некоторая цивилизованная двусторонность наметилась лишь в 1855 году, когда русская и японская стороны договорились о разделении сфер влияния – Сахалин объявлялся территорией под двойной юрисдикцией, и провозглашался «постоянный мир». А согласно договору года 1875 года Россия получила Сахалин в безраздельную собственность, Япония же аналогичным образом закрепила за собой те самые Курильские острова. Это был форменный дипломатический прорыв, потому как до этого знаменательного момента Япония «присоединяла» к себе разнообразные острова руководствуясь исключительно внутренними соображениями.

Однако в 1905 году, после военного поражения России, Япония экспроприировала и изрядный кусок Сахалина. Следует отметить, что подобный способ легитимизации новых земель никаких сомнений у японской стороны в те годы не вызывал. В 1945 году Россия, которая стала называться СССР, победила во Второй Мировой войне. При полном согласии западных держав, в ходе Ялтинской конференции было подписано соглашение о безусловном возвращении отторгнутой в 1905 году южной части Сахалина и передаче Курильских островов Советскому Союзу после победы над Японией. Более того, на Потсдамской конференции территория Японии вообще оговаривалась как совокупность островов Кюсю, Сикоку, Хоккайдо и Хонсю. Никаких возражений от Японии при подписании исторического документа не воспоследовало.

Таким образом, передовой японский опыт тысяча девятьсот пятого года был осмыслен в отношении реалий середины XX века. Курильские острова в полном составе вошли в состав РФ. Почему получение территорий победителем по итогам одной войны считается нормой, а переход тех же территорий после очередной войны прежнему владельцу – неправомерным явлением, известно сейчас лишь Японии. К тому же, в 1951 году Япония подписала ещё и Сан-Францисский мирный договор, в котором ещё раз подтвердила свой категорический разрыв с Сахалином и Курилами, пишет автор.

Логика Японии в споре с Россией заставляет вспомнить о парадоксах дзэн-буддизма С распадом СССР японские политики обнаружили, что есть отличный способ для повышения своего рейтинга в любых политических обстоятельствах. Прослеживается вполне недвусмысленная закономерность – как только экономика Японии начинает «болеть» – тут же раздаётся боевая песня самураев о том, что необходимо «решать проблему Северных территорий». «Северными территориями» некоторая часть японского истеблишмента склонна называть некоторые из тех самых Курильских островов, которые совершенно законным порядком числятся ныне в качестве российских земель.

Под «решением» обычно понимается передача Японии четырёх больших островов из состава Курил. Впрочем, иногда звучит и милостивое согласие на один-два острова. С чего вдруг России отказываться в пользу Японии от изрядного куска территории, на которой есть богатейшие природные ресурсы, золото, серебро и титан, к тому же заграждающей стратегическую акваторию российских берегов – поясняется как-то робко и неубедительно. Россия должна передать острова, потому что… ну должна, и всё. Так будет правильно, а после этого начнется бурное развитие экономических связей между Россией и Японией, рост инвестиций и т. д.

В качестве правовых оснований для подобной благотворительности со стороны России предлагаются следующие аргументы, имеющие, по мнению японской стороны, убедительность и силу. Например, приводится тот самый договор от 1855 года, в котором сказано про Курилы, принадлежащие Японии. Почему сей документ должен обладать большим весом, нежели итоговая декларация той же Ялтинской или Потсдамской конференций – непонятно. Или же с серьёзным видом говорится о том, что СССР не поставил свою подпись под Сан-Францисским договором. Но ведь Япония – поставила! Почему выражение или невыражение позиции СССР должно в данном случае влиять на официальный японский отказ от Курильских островов, согласованный с США и ещё 48 странами, отмечает издание.

Кажется, что все это доводы сформулированы не с опорой на привычную нам логику, а с использованием какой-то другой логической системы. Может быть, чиновников японского МИДа на очередной демарш в адрес России вдохновляют коаны – логические парадоксы дзэн-буддизма (типа «дважды два будет пять»), цель которых – разорвать рамки понятийного мышления и приобщиться к некой «священной пустоте»?

Еще одна версия: Южные Курилы – это не часть Курильских островов, а что-то другое Бывают и совсем странные заявления, вроде сообщения о том, что согласно официальному японскому мнению, те самые острова, которые японская сторона желает видеть под своей юрисдикцией, в состав Курильских… не входят вовсе. А, стало быть, это имущество никакими договорами не охвачено. Довольно странно слышать и предложение передать острова в обмен на подписание мирного договора, который между Россией и Японией не подписан со времён Второй Мировой. Наличие или отсутствие такого договора, как видно, никак не влияет на обстановку в регионе. Рядовые японцы переживают по совсем другим поводам: недавняя стрельба на Корейском полуострове, после которой КНДР заявила, что «это только начало» – более веская причина для беспокойства. К тому же, на Окинаве находится военная база США, и, по сути же, речь идет об американской оккупации острова.

Кстати, как раз США в своё время и заявляли о своей полной поддержке желаний СССР вернуть Сахалин и Курилы. В том случае, если СССР объявит Японии войну. Более того, в 1956 году Никита Хрущёв, совершивший массу крутых поворотов во внешней политике Советского Союза, даже предлагал подписать-таки мирный договор и отдать половину – острова Шикотан и Хабомаи. Однако извечные друзья японского народа, Соединённые Штаты, пригрозили отобрать у Японии Окинаву вовсе, если Япония согласится на предложение СССР и оставит идеи забрать все острова до последнего.

Как говорилось в начале статьи, японский посол улетит на родину из-за того, что не предотвратил визита Медведева на Курилы. Ожидается, что место Масахару Коно займет нынешний посол Японии в Чехии Синдзи Харада, в прошлом руководивший отделом России в японском МИДе. Наверняка столь заслуженный человек будет вовремя доставлять в японский МИД информацию о рабочих поездках российского руководства.

Никаких убедительных аргументов для претензий на Курилы у Японии попросту нет. Оттого-то весь процесс «решения вопроса Северных территорий» носит характер исключительно психологический. А именно – демонстрация достойного лучшего применения упорства (если не сказать – занудства) в достижении цели, заведомо обреченной на неуспех.

Японский МИД уже достаточно давно принял «внутреннее решение» считать Южные Курилы японской территорией, и пользуется этим соглашением в планировании дальнейшей деятельности. А смежные японские ведомства даже оформляют права на наследство на Шикотане. Как наследники будут разбираться с погранвойсками России – к сожалению, не освещается.

В качестве ответа на посещение Дмитрием Медведевым Курильских островов делегация японских чиновников внимательно осмотрела в бинокли и фотоаппараты поверхность «Северных территорий». Как этот жест может повлиять на международные соглашения и нынешнее положение дел – непонятно.

Между тем, информационный фон продолжается насыщаться мрачными красками. К последним событиям такого рода можно отнести мифический «срыв» американо-японских учений самолётами Тихоокеанского флота РФ. По странному стечению обстоятельств, истерия в японских СМИ в связи с полётом Ил-38 началась как раз на следующий день после оглашения результатов соцопроса, который зафиксировал падение рейтинга японского правительства на 25%. Так что военная угроза со стороны России, которая парой самолётов способна прекратить крупномасштабные учения – логичный ход. Вряд ли Япония откажется от универсального мирового средства – обвинять соседа во всех своих проблемах, отмечает автор статьи.

Такое впечатление, что «психическую атаку» на Россию – с облётами Курил японскими министрами на самолёте, с раздачей японскими ведомствами свидетельств о праве собственности на территории другого государства, с историями о нападении российских самолетов на американские и японские корабли – будут вести бесконечно. Стоило первому вице-премьеру правительства России Игорю Шувалову совершить на Курилы рабочий визит, как генеральный секретарь японского кабинета министров Ёсито Сэнгоку заявил следующее: «Мы направим решительный сигнал о том, что такие действия не будут плюсом для развития Дальнего Востока России».

Судя по речам господина Сэнгоку, интенсивность иррацинального занудства будет только повышаться. «Правительство Японии, – заявил Сэнгоку, – намерено упорно повторять свои заявления протеста и выражать сожаление по поводу подобных акций». То есть, через пару лет, к саммиту АТЭС во Владивостоке, выражения сожаления примут поистине небывалые формы, возможно, с разбиванием руками деревянных досок и даже кирпичей. Хочется верить, что все, по крайней мере, обойдется без ритуальных харакири.