СССР готовился высаживать танки в США с подводных лодок

«СП» продолжает публикацию серии материалов о самых экзотических проектах вооружений времен «холодной войны», которые разрабатывались в Советском Союзе, но в серию не пошли. Все они связанны с использованием ядерной энергии. В первой статье под тем же названием речь шла о попытках создать так называемый атомный бомбардировщик, который с оружием массового уничтожения способен был бы неограниченно долго барражировать в воздухе вдоль границ США. Однако угрозу американской территории готовили в Москве и из-под воды. Замышлялось, что десант советской морской пехоты с танками куда-нибудь на набережную Флориды должна была скрытно доставить наша гигантская атомная подводная лодка высотой в четырехэтажный дом и длиной в два футбольных поля. Планы эти были очень близки к воплощению.

Идея рождалась в конце 50-х годов прошлого века. Межконтинентальных баллистических ракет тогда еще не придумали, поэтому единственным средством доставки только что разработанного ядерного оружия оказались бомбардировщики. И здесь у американцев имелось очевидное преимущество перед СССР. Их самолеты, стоявшие на базах американских Военно-Воздушных сил, облепившие границы Советского Союза, как репейник собаку, могли в считанные часы доставить бомбы к городам и важнейшим объектам на нашей территории. Не дать бомбардировщикам взлететь – в этом могло заключаться спасение от ядерного удара. Но как это сделать?

А если попытаться внезапным ударом с земли захватить заморские и заокеанские аэродромы? Высадка воздушного десанта для этой цели представлялась нереальной – скрытно сотни парашютистов перебросить на большие расстояния не получилось бы, ведь радиолокация у американских военных была к тому времени достаточно развита. А если десант доставить под водой? Так возник замысел сконструировать транспортно-десантную атомную подводную лодку чудовищных размеров. Чтобы помимо экипажа разместить в ее отсеках сотни морпехов, да еще и с танками!

Опыт проектирования подобного рода гигантов у советских кораблестроителей уже был. С марта 1960 года Ленинградское ЦКБ-16 билось над созданием атомной транспортно-десантной подводной лодки – минного заградителя проекта 664. Атомоход должен был получиться внушительных размеров, способный принимать не только людей, но и до 162 морских мин и доставлять своим собратьям, несущим боевую службу на океанских коммуникациях, 20 крылатых ракет П-5 или П-6 и до 80 торпед калибром 533 миллиметра. Северодвинские корабелы даже приступили было к строительству головного корабля. Однако верфи срочно понадобились для создания большой серии атомных подводных ракетоносцев. Поэтому минный заградитель списали в утиль, так и не спустив на воду.

Тем не менее, затею свою адмиралы не оставили. В программу кораблестроения на 1965-70 годы вновь внесли строку о создании подлодки, способной скрытно доставлять морскую пехоту в самые удаленные районы Мирового океана. Задачу минных постановок при этом сняли. В результате в августе 1965 года задачу перед конструкторами Министерство обороны сформулировало так: новый атомоход должен быть приспособлен для «скрытной перевозки и высадки морского десанта на необорудованное побережье, снятия десанта и раненых, эвакуации их на наше побережье или переброски в другие пункты побережья вероятного противника». Кроме того, лодка должна была решать задачи снабжения боеприпасами, продовольствием и другими видами материально-технического обеспечения войск, действующих «на удаленных от своих берегов направлениях». На борт предстояло брать до 1200 человек десанта или до 20 единиц колесной или гусеничной бронетехники. Другой вариант загрузки — усиленный батальон морской пехоты (470 человек) со штатным вооружением, три плавающих танка ПТ-76, два бронетранспортера БТР-60, шесть ротных минометов. Проект нового корабля назвали 748. Главным конструктором назначили Николая Киселева.

Уйму людей и техники Киселев и его соратники замышляли разместить в трех цилиндрах прочного корпуса, расположенных горизонтально. Экипаж и десантники должны были находиться в среднем, который был наибольшего диаметра. Техники и вооружение – по бокам. В носовой части – две аппарели для высадки танков и бронетранспортеров. Для оказания огневой поддержки морских пехотинцев во время боя за захват плацдарма на атомоход планировали поставить даже две 57-миллиметровые автоматические артиллерийские установки СМ-243 ЗИФ, а также – зенитный ракетный комплекс.

Словом, на бумаге все выглядело внушительно, но и проекту 748 не суждено было воплотиться в металле. Военно-морской флот по финансовым соображениям отказался от его создания. Однако сторонники идеи скрытной переброски под водой морских десантов хоть к Австралии, хоть к Америке оказались людьми настойчивыми. В начале 70-х была сделана третья и последняя попытка создания советской атомной транспортно-десантной подводной лодки. На сей раз речь пошла о проекте 717. Снова возглавить дело поручили Киселеву. Только теперь стоящую перед ним задачу усложнили, предложив предусмотреть еще одну функцию: «спасение личного состава затонувших ПЛ с помощью специальных спасательных снарядов». Это новое дополнительное назначение потребовало, естественно, серьезной переработки прежнего замысла.

Как и следовало ожидать, новый корабль вышел сильно похожим на почивший в бозе проект 748. Все те же три цилиндра в прочном корпусе. Все те же аппарели для схода бронетехники в воду или на побережье. Все та же плоская, камбалообразная форма корабля, если разглядывать его сверху. Те же два реактора. Несколько изменился состав вооружения. Вместо 57-миллиметровых автоматических артустановок конструкторы предложили поставить более легкие, но куда более скорострельные 30-миллиметровые пушки. В подводном положении они должны были убираться в специальные контейнеры внутрь корабля. Состав десанта предполагался примерно тем же. Очень много хлопот было с гидродинамикой подлодки, получившей столь нетрадиционный корпус.

Технический проект все же был утвержден в 1972 году. Решено было построить в Северодвинске серию из пяти транспортно-десантных атомоходов. Но снова помешали ограниченные технические возможности «Севмашпредприятия», которое как раз в это время срочно клепало самые крупные в мире тяжелые атомные ракетные подводные крейсера системы «Тайфун» — наш ответ заокеанскому «Трайденту». И проект 717 отправился туда же, куда и его предшественники – в архив. Теперь уже, очевидно, окончательно.