Политические «антигерои» 2010-го — величина переменная

Снискавшие вчера лавры победителей, сегодня оказываются в замыкающей колонне аутсайдеров. Такова политжизнь – на ее беспокойных волнах всегда можно ждать как крена доверия, так и дифферента падения. Поэтому субъективно выстраивая галерею наших «антигероев», «Обозреватель» желает им в Новом году, чтобы от них «отстала» приставка «анти»…

Проигрышный популизм Тимошенко

После выборов у Тимошенко было два варианта: либо признать победу Януковича и перейти сразу в жесткую оппозицию, либо оспаривать результаты в судах и девальвировать свой политический рейтинг. Юлия Владимировна выбрала второе. Это тем более странно, что «ВОНА» — как оказалось, главенствует в умах меньшей части Украины и, увы, далеко не большая часть поддерживающих ее и на Западе.
Стало очевидно: стратегия экс-премьера дала сбой. А значит, и тактика оказалась уязвимой. Более того – в ее тактические ловушки попало меньше граждан страны, чем планировалось.

А ведь сулила Юлия Владимировна молочные реки и шоколадные берега. Сколько всего было в предвыборных обещаниях: эффективная помощь многодетным; надбавка горнякам на 30-40%; выплата вкладов Сбербанка с 1 января 2010; пенсии в полном объеме, но не ниже 60% от средней зарплаты; газ по старой цене; 30% прибыли предприятий с ваучерной историей приватизации направят на выплату дивидендов владельцам мелких пакетов акций, читай, простым смертным.

Электорат на социальную мякину не поддался. Потому что понял: тот, кто обманывает народ, чтоб получить его деньги, — мошенник; прибегающий к обману, чтобы заполучить поддержку на выборах, — политик. По-украински… Сказалось и разочарование населения в разборках оранжевых и в невыполненных ими обещаниях.

Утешать Тимошенко пока может одно: она, как и Янукович, дважды садилась в премьерское кресло. И по времени непрерывного пребывания в нем Юлия Владимировна превзошла Виктора Федоровича на 8 дней (784 против 776). У последнего, однако, были две ходки за президентской булавой. У Тимошенко — одна. Еще не вечер?

Уверовавший в непогрешимость Луценко

Говорят, как новый год начнешь, так его и закончишь. В отношении экс-главы МВД Юрия Луценко – все так и случилось.
Из-за вмешательства в избирательный процесс и незаконной агитации в пользу Тимошенко (что подтвердил суд) депутаты «сорвали» с него министерские погоны. Лиха беда начало.

«Полевой командир» Майдана, между тем, оказался крепким орешком: в его трудовую книжку вписали новую должность – он стал первым замом и одновременно исполняющим обязанности министра. И хоть суд пресек кадровые пируэты (первого зама может назначать министр, а его Рада уволила), Кабмин дал Юрию Витальевичу «порулить» аж до переформатирования коалиции.
Нынешний арест и пребывание за решеткой «Юры Терминатора» однозначно указывают: не так он «рулил» и не по той колее выстраивал свою служебную деятельность.

Юрий Витальевич сто раз был прав, провозглашая с Майдана 2004-го так полюбившийся народу лозунг: «Бандиты должны сидеть в тюрьмах!». Теперь, пребывая в СИЗО, у него есть возможность убедиться на собственном опыте в действенности этого призыва. Как и уяснить: с коррупцией в стране таки борются или сотрясают, как во времена Ющенко-Луценко, воздух.
А еще я думаю, бывшему министру в своем нынешнем статусе невольно придется поразмыслить не только над политико-правовыми категориями, но и над морально-этическими. Ну, например: правда ли, что справедливость в отношении граждан страны приправляется иногда щепоткой мести, а в отношении избранных персон – неизменной ущербностью или злостью тех, кого они когда-то обидели.

Зварыча подвели не колядки, а «бабки»

Двухгодичная следственная эпопея с экс-председателем Львовского административного апелляционного суда Игорем Зварычем показывает: зло, в отличие от добра, имеет своих антигероев.

Расследование дела о взятках судьи-«колядочника» (взяли с поличным при получении 100 тыс. дол., а на следующий день в его доме нашли 1 млн. дол. и более 300 тыс. грн.) закончилось 30 декабря 2009-го, а в течение всего 2010 шло ознакомление с ним. Весьма оригинально это происходило.

«Зварыч ежедневно прочитывал две-три странички дела, а затем отказывался продолжать, мотивируя тем, что вроде бы устал», — поведал как-то масс-медиа экс-генпрокурор Медведько.

Дальше – больше. Зварыч, оказывается, самолично испортил 600 листов из 70 томов своего дела. Затягивать следствие во что бы то ни стало – его четко выстроенная стратегия. Для этого он объявляет голодовку и настаивает на освобождении от должности гепрокурора и двух его замов, главы СБУ и ее следственной бригады. Добрался аж до президента, потребовав извиниться перед ним за попрание его прав. Так и вырисовывается образ эдакого судьи-диссидента, бесстрашно борющегося за всенародное право «засевать в судах».
Стоп! Коль Зварыч настаивал на том, что у нашего народа есть традиции засевать накануне Рождества Христового где ни попадя, в том числе и в судах, то проводился ли следственный эксперимент? За разъяснением «Обозреватель» обратился в Генпрокуратуру. И вот такой мы получили ответ: «Приклад Зварича не брати, та свого не віддавати. До святої, до куті, хай вам сіють, як в суді».
На том и спасибо…

Экс-мэр Черновецкий в экзиле

Столичный Карфаген разрушен. Глава Киевсовета, избранный городской голова Черновецкий утратил основание равнобедренного треугольника власти – кресло главы горадминистрации.

В условиях измененного закона «О столице» эта должность не только цементирует в одном лице местную власть на Крещатике, но и выполняет роль главной несущей конструкции. Теперь большинство полномочий – финансовых, управленческих – у Александра Попова.
Могла ли противостоять малочисленная «молодая команда» экс-банкира болем мощной и опытной команде регионалов с Банковой и Садовой? Теоретически да, если бы на стороне Леонида Михайловича выступили какие-нибудь Воины Света ближайших космических околиц. А так зачем поднимать бурю в стакане: ребята из противоборствующего лагеря такие, что могут обеспечить стопроцентную гарантию мира – закопать топор войны вместе с теми, кто за него возьмется.

Нынче Черновецкий пребывает, фигурально выражаясь, в экзиле. Будучи якобы на больничном, осел где-то за границей. Общается с окружением по телефону, а с подконтрольным ему Киевсоветом только в эпистолярной форме, подписывая документы.
Может, оно и правильно. Ленин, к примеру, руководил подготовкой к вооруженному восстанию из далекого Шушенского. И все прошло успешно: переворот назвали революцией, хлеб отдали голодным, землю – крестьянам, заводы и фабрики — рабочим. Но Леониду Михайловичу такой сценарий вряд ли пригодится: свободных земель, заводов, фабрик уже почти нет. Да и зачем «дедушке Лене» революционные игры – с внуками куда полезнее и безопаснее возиться.

Женская грудь как инструмент политборьбы

В этом году заявили о себе во весь голос активистки всеукраинского женского движения Femen. Да что там голос — во все тело!
И решили его использовать для дела – борьбы с проституцией, секс-туризмом, неискренней политикой и ущемлением гражданских прав.
Приемчики обескураживающе — эпатажные: после первого тура президентских выборов у стен Центризбиркома, при морозе и честном народе они устромили «голую» демонстрацию – предстали в неглиже с оголенной грудью пред очи публики с зазывным лозунгом: «Обери мене».

Желающих не нашлось – наверное, у таких «политгорячих» барышень в лютый мороз кровь в жилах стынет…
В течение года Femen устраивало акции протеста и против своеволия Национальной экспертной комиссии по защите морали, и у стен столичной милиции. Итог один: пиара и шума много… и ничего.

Наконец, семя общественной активности проросло в устойчивое политическое «либидо»: «У нас все есть для участия в выборах: ум, креативность, длинные ноги… Мы хотим понять, каких результатов можно добиться на выборах без денег, но с идеологией, самоотдачей и творческим подходом к предвыборной кампании. Мы верим в политику женской груди», — оптимистично поведала лидер движения Анна Гуцол накануне местных выборов 31 октября.

Мы, кстати, тоже верили. Чтобы рубашки на груди рвать в парламенте, как это наблюдали недавно сограждане, ума, креативности и творческого подхода не надо. Да и кроме депутатской агрессии и политнапряжения в рядах сторонников, такие «веселые картинки» ничего другого не вызывают. То ли дело молодая, красивая женская грудь. Да вот незадача: по признанию Гуцол, к их организации «проявляют интерес ряд политпартий, но конкретных предложений не поступало».

Да какие ж предложения? А рост, вес, объем груди – инструмент как ни как политборьбы…

Если настоящего мужчину, как говорят, видно даже когда он голый, то настоящую женщину — когда она грудью идет на защиту общественных интересов. Грудью открытой и без камней за пазухой.