Итоги года. Через призму Wikileaks…

Еще пару месяцев назад можно было бы сказать, что внешнеполитические итоги 2010-го обещают быть очень неплохими. Национальный лидер устал, слава тебе Господи, от международных дел. Слишком много протокольных мероприятий, которые отвлекают от действительно важных занятий. Вроде кольцевания медведей, защиты тигров и добывания для Родины чемпионата мира по футболу. Благодаря постоянной занятости премьера, лидеры иностранных государств оказались в этом году практически необхамленными. Международная активность премьера начала скукоживаться по мере того, как скукоживались грандиозные планы по созданию энергетической сверхдержавы. Приснопамятный леденец в горячей ладошке начал слишком уж быстро таять.

Президент, которому было милостиво разрешено заняться внешней политикой, весьма преуспел. Например, подписал довольно бессмысленный, но вполне безвредный Договор о сокращении наступательных вооружений, который, похоже, претендует на роль главного внешнеполитического достижения этого года. Договор СНВ никаких сокращений стратегических вооружений не требует. Благодаря тому, что дипломаты придумали новые правила подсчета, он лишь фиксирует существующий статус-кво. В действительности у США так и останется гораздо больше, чем у России, носителей и боеголовок. Однако нужно же было хоть каким-то содержанием наполнить отношения Москвы и Вашингтона после столь громогласных заявлений о произошедшей перезагрузке.

Отлично прошел и лиссабонский саммит НАТО с участием Медведева. Российский президент обещал оказывать содействие НАТО в Афганистане (то есть помогать атлантистам обеспечивать безопасность наших южных рубежей). И даже согласился обсудить возможность российского участия в объединенной системе противоракетной обороны. А то, что он пригрозил натовцам новой гонкой вооружений, так это больше для порядка. Чтобы не забывали: мы могли бы и бритвой по глазам… Более того, обитателям Кремля хватило ума не придать большого значения публикации на сайте Wikileaks натовских планов защиты стран Балтии от российского вторжения.

Однако влияние Wikileacks на оценку российской внешней политики отнюдь не исчерпывается этим эпизодом. Бывают события, после которых их участники и зрители ясно понимают: мир стал другим, может быть, лучше, может быть, хуже, но другим. К таким событиям в минувшем году явно относится история с публикацией всего гигантского массива дипломатической почты госдепа. Джулиан Ассанж, которому взбешенные обвинители могут предъявить только не вовремя слетевший презерватив, на самом деле играет роль мальчика из сказки Андерсена, который практически каждому мировому начальнику смог сказать: «Ты – голый». На первый взгляд, Россия – не более чем часть всеобщей дипломатической катастрофы. Вроде бы Путин с Медведевым здесь оказались в одной компании с Берлускони, Саркози, Меркель, Лукашенко и Ахмадинежадом. Выяснилось, что американские дипломаты работают вполне профессионально и полагают нужным сообщать начальству то, что они считают правдой. И используют для этого ясные слова и подходящие образы. Разумеется, всем государственным лидерам было крайне неприятно читать о себе определения вроде «надменная тетка» или «параноик». На этом фоне сравнение Путина и Медведева с Бэтменом и Робином выглядит вполне безобидно. Штука, однако, в том, что между политикой Франции, Германии и даже, вы будете смеяться, Ирана, с одной стороны, и политикой России, с другой стороны, есть большая разница. У Парижа, Берлина и Тегерана есть реальная внешняя политика. Политика, которая ставит некие реальные цели (вне зависимости от того, благородны они или гнусны).

А вот российская внешняя политика вся целиком состоит из понтов. Изображать нечто – для нее не средство, а цель. И этого почти уже не стесняются. «Договор по СНВ выдвинул нашу страну на авансцену мировой политики, поскольку стратегические ядерные вооружения и их сокращение – это российско-американский «эксклюзив», где солируют два главных глобальных игрока на этом поле», – вполне откровенно заявляет Константин Косачев, председатель Комитета Госдумы по международным делам. То есть этот столь, как говорят, важный договор, собственно, не очень-то и нужен, главное – возможность «посолировать».

И вот из публикаций Wikileaks однозначно следует: эти понты не работают. Нет никаких сомнений, что не только американские дипломаты, но и представители всех прочих государств прекрасно понимают, каковы движущие силы и источники российской внешней политики. Вся эта дребедень про стратегические вооружения и противоракетную оборону совершенно не скрывает от них того, что они имеют дело со слабым, глубоко коррумпированным государством. Программа-минимум в отношениях с ним – добиться, чтобы оно, самоутверждаясь, не наделало каких-либо гадостей.

И вот теперь, когда мы знаем, что они знают (черт бы побрал Джулиана Ассанжа), выясняется, что вся эта имперская тандемодемагогия если и годится для чего-нибудь, то только для телевизионного «популизаторства» всех этих толстых, леонтьевых и ревенок. Внешняя политика, построенная на стереотипах XIX века, просто непродуктивна. Она никак не может помочь модернизации страны. Потому что зарубежные партнеры справедливо указывают на то, что модернизация эта должна начаться с модернизации политической системы. «Особые» отношения с лидерами других стран никак не продвигают наши экономические интересы. И вот уже итальянская Alitalia отказывается от российских самолетов Superjet. Объятия с Берлускони проект не спасают.

Разумеется, хорошо, что в минувшем году Россия умудрилась практически ни с одной из приличных стран не испортить отношений. Но этого мало. Нашей стране давно пора найти свое место в «общемировом оркестре». Но для этого надо отказаться от попыток изображать первую скрипку. В этом смысле история с Wikileaks может помочь завершить так надолго затянувшийся процесс нашей самоидентификации.