Украина: без права на пенсию

Модель пенсионной реформы, которую предлагает правительство, лишь перекладывает социальную ответственность на плечи самих граждан, не давая при этом никаких гарантий и возможностей для реального накопления пенсионных средств.

Эта псевдореформа «подарит» обществу повышение уровня женской безработицы, недостаток рабочих мест для молодых, неполучение пенсий военными. А главное — она не обеспечит украинцам достойной старости ни через пять, ни через двадцать лет.

Наверное, именно поэтому власть до последнего «прячет» свои нововведения от народа, опасаясь повторение «предпринимательского» Майдана.

На самом деле, для эффективного воплощения пенсионной реформы необходимо лишь создать одинаковые условия для развития всех трех систем пенсионного обеспечения: солидарной, обязательной накопительной и системы добровольных сбережений.

Действительно ли власть прячет пенсионную реформу? Да.

Текст закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» и другие сопроводительные документы стали доступны на сайте Верховной рады лишь 21 декабря 2010 года, тогда как сам законопроект был зарегистрирован в парламенте еще 13 декабря за №7455. Затем правительство здесь же отозвало его «для доработки».

Кроме того, общественное обсуждение законопроекта будет происходить параллельно с его рассмотрением в парламенте. Это означает, что народ не будет иметь никаког влияния на один из главных социальных законов страны. Принятие пенсионной реформы планируется за тем же принципом, который имел место во время принятия Налогового кодекса.

Власть снова » будет протягивать» закон, удобный ей, а не конкретному работнику и пенсионеру. Если Украина является демократическим государством, то парламент должен был бы рассматривать проект, к которому уже внесены все поправки общественности. Иначе — грош цена всем красноречивым речам о свободе слова и правовом обществе.

Власть недооценивает возможности гражданской активности украинцев, хотя «предпринимательский» Майдан должен бы стать для нее уроком. Если изменения в системе налогообложения затрагивают около 6 миллионов украинцев, то изменение системы пенсионного обеспечения задевает интересы каждого.

Миллионная акция протеста, которой малый и средний бизнес ответил на принятие Налогового кодекса, это лишь мизерный пример того, как может отреагировать общество на сомнительные действия власти.

Почему же, так называемую пенсионную реформу, принимают тайком «тишком-нишком»? Дело в том, что ее последствия не будут совпадать с обещаниями власти о повышении качества жизни граждан. Предлагаемый механизм изменения пенсионного обеспечения — это даже не реформа.

Власть лишь старается перевести ответственность за социальное обеспечение людей преклонного возраста на них самых. При этом никаких мероприятий, которые бы гарантировали, что честная работа на протяжении всей жизни даст украинскому гражданину возможность получить достойное пенсионное обеспечение, эта «реформа» не предусматривает.

Стараясь изменить систему пенсионного обеспечения, правительство не ставит себе за цель ликвидировать основные социально-экономические причины дефицита Пенсионного фонда: низкую цену труда, искусственно заниженные размеры прожиточного минимума и минимальной зарплаты, долги из выплат зарплат, практику выплат зарплат «в конвертах».

Вместе с тем, правительственная «реформа» направлена на решение лишь одной тактической задачи — сокращение дефицита бюджета Пенсионного фонда.

Главный недостаток предлагаемой реформы в потому, что она ориентирована на борьбу со следствиями, а не с макроэкономическими, социально-экономическими, социальными и демографическими причинами отрицательных явлений в сфере пенсионного обеспечения.

Кто же более всего пострадает от псевдореформы? Можно выделить несколько основных категорий граждан, которые первыми ощутят на себе последствия правительственных трансформаций.

Во-первых — женщины. Повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет поставит проблему их полноценной занятости.

Большинство женщин, особенно занятых на производствах со значительными физическими и умственными нагрузками, не смогут продолжить или найти работу по специальности через физиологические особенности стареющего организма. Кроме того, уже сегодня необходимое количество рабочих мест для женщин в стране отсутствует.

Во-вторых — молодежь. «Реформа» послужит причиной недостатка рабочих мест и для молодых. По меньшей мере 2 миллиона вакансий, на которые могут претендовать молодые специалисты и рабочие, будут занятые женщинами пенсионного возраста.

В связи с повышением пенсионного возраста для женщин, они останутся на своих рабочих местах, чем углубят проблему вакансий для молодых специалистов.

На этот факт нельзя не обращать внимания, ведь уже сегодня уровень официальной безработицы среди молодежи составляет больше 30%. Кроме того, 47% молодых специалистов вынуждены работать не по специальности из-за отсутствия необходимых вакансий.

В-третьих — мужчины — государственные служащие. Согласно правительственному проекту, они будут выходить на пенсию в 62 года, тогда как остальные мужчины — в 60 лет. Это вызовет значительный отток самых образованных кадров из государственной службы.

В-четвертых — военные и правоохоранительные служащие. Им увеличен срок выслуги, необходимой для начисления пенсии, с 20 лет до 25 лет. При этом пенсии этой категории людей будут выплачиваться лишь после достижения ими 45 лет. Это означает, что выйти на пенсию раньше, военные и правоохоранители смогут, но денег не будут получать.

В-пятых — все, кто родились после 1978 года. Эти граждане не смогут получать достойную пенсию, поскольку система накопительного пенсионного обеспечения будет доступная лишь для тех, кому до 2012 года будет меньше 35 лет.

Существующая солидарная система пенсионного обеспечения неэффективная, она не способна обеспечить достойное существование людям преклонного возраста. Это признают и эксперты, и власть.

Вместе с тем, правительственная «реформа» лишает лиц, старше 35 лет на момент старта «реформы», возможностей накапливать себе такую пенсию, которую они хотят и могут иметь учитывая их доходы. Для них доступной остается лишь солидарная система, а размер государственных пенсий едва ли достигнет высокого уровня.

Что делать? Прежде всего — создать равные условия для развития трех систем пенсионного обеспечения — солидарной, обязательной накопительной и добровольных сбережений.

Первая состоит в потому, что нынешние пенсионеры получают пенсии за счет отчислений в Пенсионный фонд, которые платят работающие граждане.

Вторая предусматривает открытие специальных персональных пенсионных счетов для каждого работающего, благодаря чему размер пенсии будет зависеть от размера зарплаты.

Третья разрешает каждому дополнительно откладывать себе на пенсию, пользуясь услугами частных пенсионных фондов.

Для реализации этой задачи нужно осуществить ряд шагов, которые устранят несоответствия нынешнего проекта пенсионной реформы и обеспечат ее эффективную реализацию.

Во-первых, власть должна создать условия для того, чтобы каждый работающий смог отложить достаточное количество средств, лишь бы иметь обеспеченную старость.

Нужно постепенно повышать зарплаты к европейскому уровню путем увеличения доли зарплаты в стоимости конечного продукта или услуги. Рост размеров зарплаты автоматически увеличит поступление в Пенсионный фонд.

Во-вторых, государство должно создать фонды, где будут храниться деньги работника к его выходу на пенсию. Кроме того, должна быть гарантия их сохранения и накопления.

В-третьих, нужно заменить монополизированное государством управления Пенсионным фондом на трехстороннее: государство — работодатели — профсоюз. Это усилит контроль, увеличит ответственность сторон в процессе наполнения фонда и распределения его средств, а также станет основной преградой для коррупции в этой сфере.

Поскольку к выходу на пенсию доживают лишь 25-30% мужчин, у Пенсионного фонда ежегодно должны оставаться значительно больше средств, чем декларируется. Поэтому переход к трехстороннему управлению Пенсионным фондом является крайне необходимым. Кроме того, нужно законодательно закрепить право работающих пенсионеров получать и зарплату, и пенсию.

Должны быть выплачены задолженности по зарплате и проведены мероприятия по предупреждению возникновения долгов в будущем. Ведь именно неуплата или несвоевременная выплата зарплат предопределяет уменьшение поступлений в Пенсионный фонд или их задержку.

При этом должна быть ликвидирована выплата зарплат «в конвертах». Легализация теневой зарплаты вдвое увеличит взносы предприятий к Пенсионному фонду.

Нужно также заменить прогрессивную шкалу налогообложения на регрессивную: чем больший фонд зарплаты на предприятии — тем меньшим налогом на пенсионное обеспечение он облагается. Это будет побуждать работодателей платить зарплату легально.

Нужно ликвидировать специальные пенсии, а остальные пенсии — уравнять за размерами коэффициента начисления. Нужно отказаться от практики, когда определенные категории пенсионеров получают пенсию размером 90% бывшего должностного оклада, а другие — 35%.

Для этого необходимо узаконить прогрессивную шкалу начисления пенсионных взносов. Если работник претендует на получение специальной пенсии, он должен всю жизнь платить большие пенсионные взносы, чем люди, которые ориентируются на обычную пенсию.

Итак, пока изменения в законодательстве не будут отображать экономически обоснованного подхода, до тех пор власть не имеет права утверждать, что она улучшает жизнь людей.

Мы еще не до конца осознаем все последствия правительственной пенсионной реформы. Если мы «проглотим» ее, то наше будущее не будет отвечать ни одному из европейских стандартов.

Нужно действовать, пока парламент не утвердил новый закон.