Wikileaks: дело Ходорковского это потёмкинские деревни политики

1. (C) Аннотация: Обвинитель на суде над Ходорковским/Лебедевым закончил чтение 188 томов уголовного дела и приступил к опросу свидетелей. Наблюдатель от Международной ассоциации адвокатов заявил о своей уверенности в том, что судебный процесс честный. Связанные с делом события за пределами России продолжают оказывать на него влияние. ХХХХХХХХХХХХ Верховный Суд Российской Федерации оставил в силе судебное постановление Европейского суда по правам человека о незаконном первоначальном аресте Лебедева; арбитражный суд в Гааге признал Россию ответственной за соблюдение положений Энергетической хартии, оставив открытыми возможность оспаривающего судебного решения и возможной конфискации активов российского правительства за рубежом владельцами компании «ЮКОС». Несмотря на широкий ряд последствий данного дела, он продолжает оставаться нашумевшим только для иностранцев и небольшого числа россиян. Дело также показывает, насколько далеко готово зайти правительство России, чтобы навести блеск «власти закона» на политически мотивированном судебном разбирательстве. Конец аннотации.

Последнее развитие ситуации

2. (C) Судебное разбирательство над бывшим руководителем компании «ЮКОС» Михаилом Ходорковским и его компаньоном Платоном Лебедевым продолжается в Хамовническом суде Москвы. Закончилось длившее в течение всего лета чтение уголовного дела, включающего 188 томов, и начался опрос свидетелей со стороны обвинения. На настоящий момент обвинение вызвало 31 из 250 свидетелей, что означает то, что суд продлится, вероятно, до 2012-го года. ХХХХХХХХХХ, сообщил нам ХХХХХХХХХХ, что он считает судебный процесс честным, и судья Данилкин делает всё в его власти для предоставления защите возможности изложить аргументы и подвергнуть сомнению следственные материалы.

3. (C) Защита пыталась внести на рассмотрение показания бывшего аудитора компании Price Waterhouse Coopers, который в августе дал письменные показания под присягой в Калифорнии юристам Ходорковского. Обвинение заявило протест против представления к делу письменного показания, заявив, что они не получили надлежащего извещения. Однако, по информации ХХХХХХХХХХ, Российское посольство проинформировала главного обвинителя в России лишь недавно. Письменное показание PWC существенно для признания вины или невиновности компании «ЮКОС»; будучи аудитором компании «ЮКОС», компания визировала финансовые отчёты компании «ЮКОС» в период с 1994 по 2003 г.г., ХХХХХХХХХХХ.

Постановление о Лебедеве и другие «международные» вопросы

4. (SBU) Битва компании «ЮКОС» продолжается одновременно на внутригосударственном и международном фронтах, включая некоторые конкретные действия в отношении производства по делу в Москве. 23-го декабря Верховный Суд Российской Федерации постановил, что решение, принятое в 2003-ем году об аресте и задержании Лебедева было незаконным в соответствии с постановлением Европейского суда по правам человека от 2007-го года. (Примечание: Правительство России часто проигрывает дела в Европейском суде по правам человека, и общей практикой является выплата компенсаций, требуемых в соответствии с постановлениями суда, в то же время игнорируя существенное исправление имеющий место системной проблемы. Это решение представляет редкое отступление от подобной практики и сигнализирует о потенциально обнадёживающей тенденции. Конец примечания.) Постановление Верховного Суда указывает на то, что только первые два месяца из шести лет (к настоящему моменту) заключения Лебедева являлись незаконными, и, таким образом, может рассматриваться как минимально значимое. Однако защита может использовать это постановление как свидетельство того, что весь обвинительный приговор был запятнан незаконным задержанием и поэтому должен быть отклонён. Юристы защиты сказали Радио Свободная Европа, что они ещё не решили, каковыми будут их дальнейшие действия, но назвали постановление «победой», в то же время выразив недоумение отсрочкой вынесения постановления Верховным Судом по этому делу.

5. (SBU) ХХХХХХХХХХХХ Этот шаг следует за постановлением от 2-го декабря арбитражного суда в Гааге о признании России ответственной за соблюдение положений Энергетической хартии, требуя, тем самым, от правительства России защитить свою позицию против заявлений владельцев компании «ЮКОС» об ущербе, оценённом в 100 млн долларов (ref A). Эта сумма станет самым крупным арбитражным решением, составляющим 10% годового национального продукта России, и, хотя собрать всю сумму целиком будет сложно, решение может дать владельцам разрешение на конфискацию государственных активов за пределами России. Постановление по Энергетической Хартии может затронуть, среди прочих, такие компании как Royal Dutch Shell и BP, которые были принуждены пересматривать договора на благоприятных для правительства России условиях.

Россияне апатичны, но скептичны в отношении правительства России

6. (SBU) Учитывая значительные последствия дела в международном масштабе и бывшее положение Ходорковского, можно было бы ожидать большого количества внимания к компании «ЮКОС» в самой России. Однако многие россияне продолжают уделять этому делу недостаточное внимание (ref B). По результатам опроса, проведённого в декабре Левада-Центром, опросившего 1600 респондентов в 127 городах и посёлках, лишь более 1/3 россиян следят за процессом (майский опрос Левада-Центра показал такое же число людей, знавших в принципе о существовании такого процесса). Тот же опрос, однако, выявил значительное расхождение во мнениях с «партийной линией», проводимой премьер-министром Владимиром Путиным. В ходе «прямой линии» 3-го декабря Путин защищал законность лишения свободы Ходорковского и обвинил Ходорковского в убийстве. Он также заявил, что все вырученные от продажи компании «ЮКОС» средства были направлены для создания Фонда содействия реформированию ЖКХ. Опрос Левада-Центра, однако, показал, что 65% опрошенных не верят заявлению Путина о фонде, и 50% полагают, что Путин должен быть вызван как свидетель по делу.

Ходорковский начинает терять надежду

7. (SBU) Ходорковский и Лебедев постоянно сохраняли бодрую манеру держаться, постоянно улыбались и смеялись во время слушаний дела, а также оживлённо разговаривали со своими сторонниками. В ходе своего тюремного заключения Ходорковский написал ряд философских статей (опубликованных в либеральных газетах, как, например, «Ведомости»), которые были равнозначны документам теневой политики, которые он мог бы составить, если бы был одним из советников президента. Он также выразил свою веру в то, что российская судебная система явит надлежащую справедливость и власть закона, а судья Данилкин – достаточную независимость для его оправдания. В последние месяцы Ходорковский сделал пессимистические заявления о том, что не надеется на освобождение. По общим отзывам, в 2003-ем году Ходорковский не верил, что его на самом деле арестуют. Ход его мыслей сейчас, очевидно, следует по похожему пути от наивного отказа верить в происходящее до постепенного погружения в реальность его ситуации.

Комментарий

8. (C) Тот факт, что судебные процедуры, по-видимому, тщательно соблюдаются в деле, политическая мотивировка которого очевидна, может показаться парадоксальным. Они указывают на те усилия, которые правительство России готово потратить на то чтобы спасти лицо, используя в данном случае поверхностный блеск власти закона для нанесения на циничную систему, в которой политические враги безнаказанно устраняются. Элита и россияне, придерживающиеся общепринятых взглядов, заметили, что правительство России применяло двойные стандарты в отношении незаконной деятельности олигархов 1990-х. В противном случае, буквально каждый второй олигарх сидел бы на судебных заседаниях рядом с Ходорковским и Лебедевым. Все понимают, что Ходорковский нарушил негласные правила игры: не влезай в политику и можешь набивать свои карманы сколько хочешь. Большинство россиян полагают, что суд над Ходорковским политически мотивирован, им просто нет до этого дела. Для активистов по правам человека преодоление общественной апатии и цинизма означает бег с препятствиями, но дело Ходорковского – особенно тяжёлый случай. Мы продолжим следить за делом по мере его продвижения.