«Перезагрузка» отношений РФ-США изменила весь мир

В 2010 году Россия оставалась верной принципам многовекторности своей внешней политики. Улучшение отношений с Украиной и Белоруссией на фоне продолжающейся «перезагрузки» с США позволило Москве наметить для себя новые пути распространения влияния в геополитическом пространстве. «Росбалт» предлагает свою версию пяти основных внешнеполитических событий года.

Прошедший год был ознаменован многими важными моментами во внешнеполитической жизни России, прежде всего, довольно успешным продолжением начатого в 2009 году процесса «перезагрузки» отношений между РФ и США. Это определило тренд, в соответствии с которым выстраивалась политика Москвы на международной арене в 2010 году.

Главным событием международной жизни, с точки зрения приоритета российских внешнеполитических интересов, как полагают эксперты, стало значительное потепление отношений с соседями из ближнего зарубежья – Украиной и Белоруссией. Как считает заместитель директора Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов, поворотной точкой в этом процессе стало избрание президентом Украины Виктора Януковича.

Приход к власти лояльного по отношению к Москве украинского лидера качественно повысил роль России на постсоветском пространстве. Причем улучшение отношений Москвы и Киева закономерно повлияло на контакты России и с США, Европейским союзом и НАТО, поскольку до февраля-апреля 2010 года политика России в направлении этих трех центров силы определялась, в первую очередь, конкуренцией на постсоветском пространстве, и главной сценой, на которой шла эта геополитическая игра, была Украина.

Приход Януковича к власти, взятый им курс на сближение с Россией, провозглашение Украиной внеблокового статуса, подписание с Москвой новых соглашений по Севастополю и по газу сняли огромный комплекс проблем, носящих для Москвы фундаментальный характер.

Вторым по значимости событием прошедшего года эксперт назвал череду саммитов, которые состоялись в Москве в декабре. По его словам, саммиты СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и Таможенного союза «стали вехой качественной интенсификации ориентированных на Россию интеграционных процессов на постсоветском пространстве».

Действительно, усиление Таможенного союза с перспективой превращения его в общеэкономический альянс, укрепление ЕврАзЭС, серьезное и качественное упрочение ОДКБ повысили статус России как надежного политико-экономического партнера и союзника. А это означает, что «россия-центричные» процессы на постсоветском пространстве получили новый импульс. Сюда же можно отнести и нормализацию отношений между Москвой и Минском. Политики, наконец, нашли «формулу», которая помогла стабилизировать ситуацию.

На третье место Дмитрий Суслов поставил факт подписания нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) и визит президента России Дмитрия Медведева в США. «Это разные события, но они укладываются в одну тенденцию, которая означает, что «перезагрузка» российско-американских отношений реально заработала», — отметил эксперт. Визит же Медведева в США, по мнению Дмитрия Суслова, показал, что «и после достижения результатов стороны не собираются останавливаться, а намерены дальше продолжать позитивное сотрудничество». «Именно в 2010 году стороны нашли обоюдно приемлемую и выгодную обеим странам формулу отношений», — отмечает политолог.

«Новая формула» подразумевает, что Москва содействует реализации жизненно важных интересов США в той степени, пока это не противоречит жизненно важным российским интересам. В свою очередь, Америка отказывается от элементов в своей политике, которые, в соответствии с видением российской стороны, угрожают интересам России, как то: расширение НАТО, развертывание третьего позиционного района стратегической ПРО в Центральной и Восточной Европе. Кроме этого, Вашингтон не мешает Москве реализовывать ее интересы на постсоветском пространстве.

Четвертое место эксперт отдал состоявшемуся 19-20 ноября саммиту НАТО в Лиссабоне и прошедшей «на полях» встрече Россия–НАТО. «Это весьма важный рубеж в области европейской безопасности, показывающий де-факто отказ НАТО от претензий на некую односторонне-универсальную роль в Европе, а также фундаментальное изменение философии отношений России и НАТО по проблематике евробезопасности», — считает собеседник «Росбалта».

«Изменение философии отношений» выразилось в содержании новой стратегической концепции НАТО. Впервые НАТО не рассматривает Россию как второстепенного игрока, которого можно игнорировать или даже частично сдерживать, но расценивает ее как стратегического партнера, сотрудничество с которым необходимо для успешного существования НАТО. О необходимости партнерства говорится в новой стратегической концепции НАТО. В Лиссабоне Альянс продемонстрировал, что не собирается противодействовать стремлению России не допустить членства Грузии в НАТО.

Как отметил Дмитрий Суслов, «несмотря на то, что Альянс не отказывается от принятого в Бухаресте решения по Грузии, используемая в документах НАТО лексика показывает, что это не произойдет в обозримой перспективе и членство этого закавказского государства в североатлантической организации не стоит на повестке дня». «В принципе, — уверен эксперт, — это понижает степень традиционного противоречия, существующего в российско-западных отношениях в области европейской безопасности, поэтому саммиты в Лиссабоне очень важны».

Наконец, пятое место эксперт отдал такому событию как публикация новой Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов Америки. Это первая стратегия администрации Барака Обамы, она опубликована в мае 2010 года. «Значимость этого документа в том, что в нем впервые зафиксировано изменение философии внешней политики США, по сравнению с той, которая проводилась администрацией Буша и превалировала вообще во внешнеполитическом мышлении США после окончания «холодной войны», — отметил собеседник «Росбалта».

Отметим, что в документе, в котором в концентрированном виде представляется новая американская политика, заявляется: однополярный мир невозможен. Вашингтонские стратеги, наконец, признали, что в условиях многополярности Америке необходимо отказываться от политики односторонних действий, что США для обеспечения успеха своей внешней политики необходимо выстраивать партнерство с ключевыми центрами силы, в том числе незападными.

Как считает Дмитрий Суслов, российско-американская «перезагрузка» для США является неотъемлемой частью глобальной стратегии, по сути, стратегией адаптации к многополярности, и «это также свидетельствует о том, что мир очень серьезным образом изменился за последний год».