Россия, которую мы не нашли

Последние месяцы уходящего года были отмечены не совсем радужными событиями. 30 ноября не удалось спустить на воду атомный подводный крейсер стратегического назначения с гордым именем «Александр Невский». 5 декабря не удалось запустить в Космос навигационные спутники системы «ГЛОНАСС».

Когда-то ввод в строй стратегических субмарин был одним из строжайших государственных секретов. Иное дело сейчас. Тактико-технические характеристики стратегических подлодок и их ракетного оружия — давно секретом не являются. О ходе строительства и вводе в строй подводных крейсеров сообщается чуть ли не в режиме он-лайн. А о запуске ракет с космодрома Байконур в сети Интернет идёт прямая трансляция. Самое удивительное, что любое из этих событий в наше время всегда проходит на грани фола. Отказать в любой момент может всё что угодно.

Итак, на 30 ноября был запланирован перевод в плавучий док для последующего спуска на воду атомного подводного крейсера стратегического назначения «Александр Невский». СМИ об этом были заранее извещены. Но торжественного события не случилось. И можно только гадать, что стало тому причиной — то ли технические неполадки, то ли какая-то политическая целесообразность. Возник и такой вопрос: а зачем вообще спускать на воду боевой корабль для его достройки на открытом воздухе в морозную зиму?

Неужели всё дело в том, что сдать надо до конца последнего квартала текущего года! Ну и стоило ли ломать плановую советскую экономику, если план сдачи обязательно до конца года как был, так и остался самым главным руководством к действию? «Александр Невский» — очень мощный (в потенциале) подводный ракетоносец проекта 955 «Борей». Подводный крейсер способен нести 12 межконтинентальных баллистических ракет «Булава». Имеет он и торпедное вооружение. Длина субмарины — 170 метров. Скорость подводного хода — 25 узлов. Экипаж — 107 человек. Глубина погружения — более 300 метров. Полное водоизмещение — 24000 тонн.

«Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года, считается первым серийным крейсером проекта 955. Головной крейсер — «Юрий Долгорукий» — сейчас проходит ходовые испытания. Главное оружие этих АПЛ — стратегическая «Булава». Как известно, зачётных пусков у неё совершенно недостаточно для принятия ракеты, несущей ядерные боеголовки, на вооружение. Тем не менее уверенно заявляется, что в следующем году «Булава» будет принята на вооружение. Принять столь грозное оружие на вооружение стратегических АПЛ директивным указом, конечно, можно. Вот только нельзя быть уверенным, что ракеты, чья надёжность сейчас значительно ниже 50 процентов в случае наступления той необходимости, ради которой они и создаются, полетят именно в сторону агрессора.

Другая неудача случилась 5 декабря. Мощной ракетой «Протон-М» на свои орбиты должны были быть выведены сразу три навигационных спутника «Глонасс-М». Не вышли. Разгонный блок вместе с тремя космическими аппаратами упал где-то в Тихом океане. Случился большой скандал. Президент публично потребовал найти виновных в произошедшем. К расследованию подключились высшие государственные структуры, включая Генпрокуратуру и Счётную gалату.

Даже череда незачётных пусков стратегической «Булавы» не вызывала ничего подобного. Объяснить это можно тем, что в ГЛОНАСС вложены колоссальные бюджетные средства — называется сумма затрат только за последние восемь лет свыше 140 миллиардов рублей. ГЛОНАСС — самый дорогостоящий проект Роскосмоса. К тому же с этой навигационной системой, которая полностью запускалась бы как раз с вводом в строй трёх потерянных спутников, связывались очень большие надежды. Так что потеря сразу трёх спутников — удар и по финансам, и по престижу страны.

Дано указание проверить всю цепочку ГЛОНАСС — навигационные спутники, системы наземного приёма и распределения информации, ракеты и разгонные блоки, которые выводят аппараты на орбиту. Виновных, вне сомнения, нам укажут. Но ведь самое время задуматься: а почему всё так происходит? Мы уже двадцать лет живём в новой стране, в которой, по идеям ещё перестроечных лет, всё должно было быть стократно лучше, чем при затхлом советском застое. Рынок победил, и во всех сферах жизни должна была бы торжествовать динамика и успех новаторских начинаний. Почему же всё сложилось не так, как хотелось, что мы действительно потеряли, а что так и не приобрели?

В конце восьмидесятых годов ХХ века в СССР даже в официальных партийных кругах стала доминировать точка зрения, что если бы не кровавый большевистский переворот 1917 года, остановивший стремительное развитие империализма в России, то году так в 1989-м мы бы все жили в замечательной, свободной и процветающей стране! Не хуже шведов и финнов. Тональность этим страданиям о неверном пути тёмного русского народа, обманутого большевиками, задал известный кинорежиссёр своим фильмом-потрясением «Россия, которую мы потеряли». Многие действительно были потрясены: как же так? Все в империи «было в шоколаде», а её взяли и разрушили. Отстранимся от политики и просто вспомним: что имели, что потеряли, что приобрели только в области техники и технологий.

В начале ХХ века рухнули две империи — Российская и Германская. При этом Германия в 1921-м оказалась унижена и растоптана в чём-то даже больше, чем наша страна. В том году, стоит напомнить, официально завершилась гражданская война в Советской России. Прошло двадцать лет. Армада немецкихвойск взломала границы СССР, началась вторая в истории Государства Российского Великая Отечественная война. Немецкие инженеры за кратчайшие сроки смогли создать образцы военной техники — одни из лучших в мире. Какая у них была индустрия! Какая высочайшая по качеству технология! И ведь всё это досталось гитлеровцам по наследству от индустриальной мощи империи кайзера Вильгельма II. Основы танкостроения, самолётостроения, производство отличных пушек и оптических систем, прекрасная электротехника, многое другое были заложены в Германии накануне и в годы Первой мировой. Немецким конструкторам и инженерам, не утратившим своих навыков, осталось при Гитлере только реализовать свои милитаристские замыслы на значительно обновлённой промышленно-технологической базе. И в бой!

Что досталось в наследство Красной Армии от царской? Фактически — ничего! Армия новой России получила лишь огромное количество новой военной формы, сшитой по эскизам художника Васнецова, — это известные «будёновки» и длиннополые шинели. В оригинале головные уборы должны были называться «богатырками», так как были стилизованы под шлемы древних воинов. Но согласимся, что в одной лишь военной форме, будь она от Васнецова или Юдашкина, войну не выиграешь. Правда, достались нам знаменитые трёхлинейные винтовки Мосина образца 1891 года. Была ещё неплохая полевая трёхдюймовая пушка. И практически всё! Не слишком ли малое наследство от Великой империи, которую потеряли?

Авиационной промышленности у царской России не было, танкостроительной — тем более. Химическая, оптическая и электротехническая, даже при наличии у империи таких гениев, как Менделеев и Ладыгин, находились в состоянии почти зачаточном. Автомобильная представляла из себя почти отвёрточную сборку западных моделей. Общее машиностроение, станкостроение, металлургия да практически все виды технологий отставали от западных, рождавшихся тоже в эпоху империализма, а в Германии — так и вовсе под управлением императоров. Так что же страна потеряла в 1917-м, если с 1921-го всё пришлось начинать почти с нуля?

И тем не менее через двадцать лет СССР встретил немцев своими — а не импортными — танками, самолётами, прекрасными образцами артиллерийских орудий и лучших в мире миномётов, в том числе реактивных. Кто не знает — советские миномёты были и остались лучшими в мире, от их огня немецких солдат на советско-германском фронте погибло больше, чем от огня ствольной артиллерии и бомбовых ударов авиации.

В 1941 году в стране имелась индустрия, способная решать любые задачи. Да, целые заводы и самые передовые технологии были закуплены на Западе за золото, хлеб и нефть, которые отдавались почти за бесценок. Да, страна голодала, жил народ очень небогато. Но за двадцать лет в СССР построили такую промышленность, которую в царской России не создали за три века Дома Романовых. И всё, что создавалось на заводах и фабриках, было результатом умственного и физического труда советских людей самых различных национальностей. Это были наши собственные изделия, а не купленные за рубежом.

Давно не секрет — и спорить с этим глупо, — что те двадцать лет были самыми жестокими годами для русского народа за последние три века, времени становления и падения династии Романовых. Миллионы погибли в междоусобной брани, миллионы умерли от непосильного труда и голода. Но вместе с тем Россия, втоптанная в кровавую грязь в 1921-м, казалось, навсегда возродилась, словно птица Феникс, и в 1941-м предстала Великой Державой — единой и неделимой. Причём великой не в опереточной пышности царского двора, а в реальном секторе экономики и реальной промышленности. Это тоже не секрет, никто этого оспорить не может.

о есть если бы СССР всё-таки рухнул через двадцать лет после окончания Гражданской, он бы оставил миру образцы самых передовых достижений, выпускавшихся серийно, подчеркну, хотя бы в области военной техники. Но страна не рухнула. Банально об этом говорить лишний раз, но многие сегодня этого и не знают: нацистскую Германию разгромил Советский Союз, а не Великобритания или США и даже не антигитлеровская коалиция. Не будь этой коалиции — мы бы всё равно победили, но с большими потерями.

Оставим в стороне ракетно-ядерную программу, построение лучшей в мире общеобразовательной школы и академической науки. Вспомним последние двадцать лет Советского Союза, эпоху застоя.

С 1971 до 1991 года в СССР были запущены в серию: лучший в мире газотурбинный танк Т-80, лучший в мире — на то время — бронетранспортер БТР-80, лучшая в мире оперативно-тактическая ракета «Ока», лучшие в мире многоцелевые титановые подводные лодки, лучший в мире сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160, лучшие в мире тяжёлые стратегические ракеты, непревзойдённый по характеристикам боевой ракетный железнодорожный комплекс, лучшие в мире — по сей день — истребители МиГ-29 и Су-27. Можно вспомнить самый большой в мире транспортный самолёт Ан-124 «Руслан», пассажирский самолёт нового поколения Ту-204 и лучший на то время региональный пассажирский Ту-334 — который должен был возить пассажиров уже лет пятнадцать, как минимум. И это самый минимальный перечень того, что было сделано за два застойных десятилетия.

То есть в наследство тем, кто взялся коренным образом реформировать политическое устройство, экономику и промышленность страны, досталось вполне осязаемое наследие. Если считать, что реформы проводятся для того, чтобы убрать лишние путы, мешающие ускоренному движению вперёд, то, имея реальную научную, производственно-технологическую и образовательную базу, страна в результате заявленных реформ должна была совершить головокружительный скачок в будущее. По идее, мы сейчас должны были бы жить в обществе всеобщего благоденствия, сравнимом с коммунизмом.

Так что проклинаемая Советская империя, о потере которой реформаторы, конечно, не плачут, оставила и народу, и его новым лидерам всё, чем последние двадцать лет мы продолжаем пользоваться чисто паразитически.

Сейчас модно говорить о какой-то стратегии «двадцать-двадцать». В случае её реализации Россия будто бы почти волшебным образом преобразится как раз к 2020-му, народ её станет счастливым и процветающим. Позволю усомниться.

За двадцать лет истории «Новой России» с 1991-го было предпринято всего несколько попыток реализации как бы прорывных проектов в области высоких технологий. В частности, это создание стратегической ракеты «Булава», строительство неатомной лодки нового поколения типа «Лада», проект пассажирского регионального самолёта «СухойСуперДжет-100» и создание истребителя пятого поколения. Но ни один из проектов до конца не доведен.
Про «Булаву» лишний раз говорить, наверное, не стоит. Ракета эта — разорение для государственного бюджета. Питерская «Лада» должна была отличаться уникальными ходовыми, акустическими и боевыми характеристиками. А главное, в неё предполагалось установить оригинальную воздухонезависимую электрохимическую энергетическую установку. Ничего из заявленного реализовать не удалось. И давно построенная первая «Лада» если и встанет в строй подводных сил ВМФ, то в качестве обычной дизельной, ни в чём не превосходящей свою давнюю советскую предшественницу — «Варшавянку».

Российский «СухойСуперДжет», административно задавив советский региональный Ту-334, стал сборной солянкой мировых авиастроительных технологий. Что в этом лайнере собственно российского — с трудом определяют даже авиационные специалисты. Увы, и это чудо мировой интеграции всё ещё проходит испытания, и как на самом деле самолёт поведёт себя в эксплуатации — не знает никто. Истребитель пятого поколения ПАК ФА — летает. Но ведь летает всего лишь планер — макет будущего самолёта. Для российского истребителя пятого поколения нет двигателей пятого поколения, нет оружия пятого поколения, нет многого из того, что относится к этому поколению и без чего боевой самолёт — не боевой, а так, летающий макет. А в США истребители пятого поколения, и тяжёлые и лёгкие, давно в строю.

В конце прошлого века была выдвинута идея построить в России лучший пассажирский самолёт века нового. Его так и назвали МС-21 — «Магистральный самолёт 21-го века». Предполагалось, что в новом лайнере отечественная авиапромышленность реализует все новейшие разработки, которые хранились в неких секретных запасниках. И наша страна явит миру действительно некий суперлайнер, который станет законодателем авиационной моды на десятилетия вперёд. Параллельно вокруг этого проекта консолидируется и расцветет весь отечественный авиапром. Что в итоге? Проектирование МС-21 начато, но уже ясно, что это будет просто более масштабная версия «СухогоСуперДжет-100». С миру по нитке начат сбор технологий для проектирования «прорывного российского» МС-21.

В ХХ веке мы потеряли две великих империи — Российскую и Советскую. А по-настоящему Новой России так и не обрели. Ничего собственного и действительно прорывного у нас не получается вовсе не потому, что разрушена какая-то научно-техническая кооперация, хромает трудовая дисциплина или рабочим-инженерам денег мало платят. Работать стало скучно. Русский человек всегда меньше всего заботился тем, как жить — бедно или богато, он всегда думал, пусть и подсознательно, зачем жить? Над этой особенностью русской души много размышляли философы, немало потешались юмористы. Нет сверхвеликой цели, нет сверхзадачи, нет осмысленности бытия — и все реформы пойдут прахом.

Царизм рухнул не только потому, что большевики оказались хитрющими иезуитами. Народ разуверился в верховной власти. Даже имея серьёзное техническое отставание от немцев, русская армия вполне могла разгромить кайзеровскую за несколько месяцев. Были у нас тогда и грамотные полководцы, и блестящие фронтовые командиры, и хорошо обученные храбрые солдаты. Вместо решительного наступления многомиллионную армию загнали в окопы, заставили гнить и бессмысленно гибнуть два с половиной года.

Среди русских инженеров в те годы был настоящий творческий бум. Всё для фронта, всё для Победы — так думали лучшие технические умы России. Кому из них дали реализовать творческий потенциал? Практически никому, кроме, наверное, Игоря Сикорского. В ходе кровавой мясорубки, которую не большевики, а народ окрестил империалистической войной — не Великой Отечественной! — царское правительство стало в огромных количествах закупать оружие и военную технику за границей, обрекая свои заводы на отставание от мировых конкурентов.

Поэтому-то народ в массе своей без сожаления терял ту Россию, в которой уже не видел возможностей для реализации своего гигантского творческого потенциала. Парадоксально, но нынешняя ситуация в обществе очень схожа с той, что была накануне 1917-го. Не потому, что верхи не могут, а низы не хотят. Скучно жить стало при внешнем колбасном изобилии. Мало кто видит для себя возможность реализоваться в полной мере в нынешней стране, вроде бы и полностью идеологически свободной и абсолютно рыночной.

Недавно СМИ сообщили, что министр обороны России Анатолий Сердюков встретился в Сочи с министром обороны Италии Игнацио Ла Русса и сообщил тому: «В настоящее время уже достигнута договоренность о приобретении десяти многофункциональных бронемашин «Рысь».

Более того, как неоднократно говорилось на самых различных уровнях, всё решено и о создании СП по выпуску «Рысей» — модификации одной из боевых машин фирмы ИВЕКО. Совместное предприятие будто бы уже строится на базе КамАЗа. И как бы уже обговорен заказ на закупку нескольких сотен бронемашин ИВЕКО-«Рысь» для Сухопутных войск России.

А что мешало объявить тендер на закупку новой лёгкой бронетехники для Сухопутных войск? Ничто не мешало! Просто ни одна западная бронемашина не способна даже сейчас обыграть в открытом конкурсе машину российскую. Нет в мире лучших бронетранспортёров, чем БТР-80. Ну нет, хоть ты тресни, даже в США! Именно по критерию: цена — качество. Нет и лучших бронемашин, чем «Тигр» и «Волк». Итальянская «Рысь» — котёнок по сравнению с русским «Волком».

Не столь уж и давно советская артиллерия считалась едва ли не лучшей в мире. Оказывается, и здесь мы за последние двадцать лет катастрофически отстали от мирового уровня. Если верить весьма компетентным источникам из ОПК, идут переговоры с ведущими западными фирмами по закупке артиллерийских установок среднего калибра для ВМФ РФ и Сухопутных войск. Естественно, с приобретением технологии производства орудийных стволов. Дадут ли их — вот в чём вопрос.

Как уже говорилось, в 1917 году никакого богатого наследства в технологическом плане Советская Россия не получила. И мы просто вынуждены были в двадцатые-тридцатые годы закупать целые заводы и новейшие технологии за рубежом. Народ это понимал и принимал. А Советский Союз как раз оставил уникальное наследство в сфере ВПК. Где всё это? Кто виноват в утрате критических технологий? Войны мировой всё-таки не было, все прошедшие со времен распада СССР годы Российская Федерация была управляема. Может быть, всё-таки можно выяснить, кто персонально доуправлялся до того, что мы вынуждены закупать то, в чём не столь уж и давно были мировыми лидерами? Надо думать, что управленцы сии — люди не бедные. Так вот пусть они и оплачивают из своего кармана внеконкурсные закупки авианосцев, бронемашин, пушек и беспилотных летательных аппаратов для оснащения той Российской армии, которая видится едва ли не самой высокотехнологичной в мире.

А что касается государственного заказа и выделения бюджетных средств, здесь надо семьдесят семь раз отмерить, чем один раз отрезать кому-то миллиардный финансовый кусок.