Политические итоги: меж Кучмой-2 и Януковичем-1

Политические итоги предыдущего десятилетия в канун десятилетия наступающего.

При всех претензиях к отечественной политике нас никогда не покидала гордость, что Украина — все-таки не Россия и уж точно не Беларусь. В какой-то момент мы даже решили, что Украина — это без пяти минут Европа. Но вот наступает второе десятилетие пресловутого нового миллениума, и развеиваются последние сомнения в том, что страну выносит далеко на задворки цивилизации. Языческая радость по поводу проведения здесь Евро-2012 только подчеркивает это неутешительное обстоятельство: нам благосклонно кивнули! К вот этому ощущению себя гражданами третьесортного государства — третьесортного по качеству жизни, отношению к собственным гражданам и месту в мире — украинцам предстоит привыкать следующее десятилетие. Или копить в себе острое недовольство такой судьбой, готовность ее изменить. И ждать второго шанса — первый был упущен в 2005-м…

Остающаяся позади декада, увы, не оправдала самых светлых надежд. Но Украину она, безусловно, сильно изменила. Судите сами.

Гуд бай, коммунизм! Здравствуй, популизм

Десять лет назад Украина была, без особого преувеличения, «красной» страной. Парламентские выборы 1998 года привели в Верховную Раду 121 коммуниста, 34 представителя блока социалистов и селян, 16 прогрессивных социалистов Натальи Витренко. В 2002 году Компартия уверенно заняла второе место на парламентских выборах. Будучи не в состоянии взять власть в свои руки, эта ленинская гвардия активно мешала выстраивать в стране полноценные рыночные институты. В Украине, например, по-прежнему формально действует мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения…

Связь времен: Виктор Янукович — не самый любимый ученик Леонида Кучмы, но именно он превзошел своего учителя в его деле построения единоличной президентской власти

«Друзья народа» не только задержали развитие Украины на многие годы, но и обусловили моду на безудержный социальный популизм. В битве за избирателя стало хорошим тоном выдавливать последнее из дохлого бюджета полунищей страны. Президентские и парламентские кампании с участием Виктора Януковича, Юлии Тимошенко и поддерживающих этих политиков политических сил неизменно становились аукционами невиданной щедрости. Поскольку правые перехватили у левых их риторику и частично практику, коммунисты и их союзники оказались не у дел, предсказуемо превратившись в парламентских приживалок при крупных «буржуйских» политических игроках.

Витренко прочно забыта, Александр Мороз изредка появляется в политических ток-шоу. Петр Симоненко обновил личное счастье и укрепил личное же благополучие. Красный цвет исчез из политического спектра Украины.

Прививка «оранжевого»

В минувшем десятилетии Украине представился шанс одним рывком вытащить себя из постсоветского болота. Не случилось.

Майдан — политический пик декады, ее главное событие и мерило всех событий предшествующих и последующих. С одной стороны, он показал, на что способен народ Украины, объединенный высокими целями, позволил сотням тысяч людей ощутить незабываемое чувство гражданского достоинства. Это бесценный опыт: теперь мы не по чужим рассказам знаем, что так бывает.

С другой стороны, Майдан стал показательным уроком украинской политики, продемонстрировав, насколько вожди ниже, мелочней, трусливей своего народа. Во многом это была прививка как раз против всех и всяческих вождей, но эта часть урока еще подлежит усвоению — игры в фюреров и отцов-матерей нации все еще продолжаются, но, кажется, всерьез уже цепляют лишь небольшую часть населения. Спрос на умение руководить просто, спокойно и уверенно, без богоизбраннической придури и авторитарных вывихов, остается остро неудовлетворенным.

Но Майдан создал и одну нехорошую иллюзию — будто главные несправедливости, исходящие от государства, можно и нужно решать исключительно на площади. Может быть, с этим частично связано отсутствие в стране по-настоящему сильных партий и гражданских организаций.

Упоминание Виктора Ющенко сейчас раздражает не только его врагов, а в первую очередь его вчерашних соратников. Юлию Тимошенко раздражает сейчас все. Юрий Луценко дораздражался, но это отдельная история. Из героев Майдана героем остался один — народ. Как кажется спустя несколько лет, он проиграл вчистую. Но кто сказал, что окончательный итог той истории подведен?

С Кучмой в башке

Леонид Кучма начинал свой второй срок с попытки усилить свою и без того немалую президентскую власть: тогда действовала ныне возобновленная Конституция 1996 года. Тогда у Кучмы ничего не вышло. Зато Виктору Януковичу утаптывание всей политической системы под себя удалось отлично. В короткие сроки парламент утратил всякую не только сопротивляемость, но и вменяемость: из субъекта политики он превратился в неприятно податливый объект. Оппозиция сохраняет за собой это звание по чисто формальным признакам.

В представлении украинских политиков по-прежнему жива уверенность, что эффективная власть в стране — это максимально персонализованная власть «сильной руки». Этой несвежей идеей Леонид Кучма заразил всех своих вольных и невольных последователей. О возврате к сильной президентской власти говорили и Виктор Ющенко, который наверняка не знал бы, что с ней делать, и Юлия Тимошенко, которая точно придала бы такой власти свойственную только ей пронзительную ноту. И никому не было интересно знать, что в современной Европе эффективная власть — это именно власть разделенная и как следует сбалансированная. В этом смысле Украина за прошедшие годы не только не продвинулась вперед, а самым серьезным образом деградировала.

У нас ускоренными темпами происходит примитивизация политики, выкорчевывание ее сложных, договорных форм. Поиски консенсуса рассматриваются как признак непростительной слабости. Продавить, протащить, прорубить. Несогласных — в морду, в кутузку, в игнор. Беда не только в том, что это дико с правовой или этической точки зрения. Это, в конечном счете, просто неэффективно. Общество, будучи лишенным возможности влиять на принятие решений, перестает страховать зарвавшихся политиков от дурацких, а порой просто самоубийственных, затей. Такое государство неуклонно впадает в маразм.

Искушение колбасой

Примеры соседних России и Беларуси, еще недавно совсем неактуальные, нынче заставляют задуматься о том, как далеко готова наша страна пойти по пути раздемократизации. Многие исходят из того, что сложная экономическая ситуация просто не даст власти спокойно пользоваться плодами узурпации власти у народа, вынудит к реформаторским шагам, а там и приведет к смене нынешней правящей группы. Но представьте себе, что им удастся более-менее обуздать экономику и предотвратить массовые протесты против обнищания: «Довольні хами, ситі в них хлібала», — немного переиначим Леся Подеревянского. Вот тут-то наступит главное испытание для Украины: нужна ли нам свобода так, как мы уверяли всех и друг друга в минувшие десять лет? Или мы изменились настолько, что удовлетворимся теплым ощущением в области желудка.

На этом сломались многие. Не дай Бог сломаться и нам.