Ложное впечатление ЕС о Лукашенко

Президент Белоруссии Александр Лукашенко после выборов на прошлой неделе практически не оставил сомнений по поводу того, кто контролирует страну. Европейский Союз рассчитывал, что демократии будет больше. Но при этом оказывается, что в самой Белоруссии многие довольны таким «статус-кво».

Президент Венесуэлы Уго Чавес был одним из первых, кто поздравил «великого европейского лидера» Александра Лукашенко с его переизбранием, назвав его страны «бастионом достоинства и процветания в центре Европы, взбудораженным ненасытной жаждой транснациональной столицы». В своем поздравительном послании президент Ирана, Махмуд Ахмадинежад, назвал происшедшее «еще одной золотой главой в блистательной истории великого народа Белоруссии».

Президент России Дмитрий Медведев также направил свои поздравления, хотя и с налетом немного нечистой совести. Выборы в Минске, сказал он, были «внутренним делом», и охарактеризовал Белоруссию как одну из стран, которая является «очень близкой России, вне зависимости от того, кто там находится у власти».

Под «золотой главой», о которой упомянул президент Ирана Ахмадинежад, имели в виду выборы в Белоруссии, на которых, по официальным данным, 7,8 миллиона человек проголосовали за их будущего президента в предыдущее воскресенье. Но глава не была золотой, она была кровавой.

Едва было объявлено, что автократичный лидер Лукашенко остается у власти (это была его четвертая победа на выборах подряд, на этот раз он официально набрал 79,7% голосов), как порядка десяти тысяч граждан вышли на улицы столицы страны Минска. Попытка штурмовать дом правительства провалилась. Органы, которые, как оказалось, хорошо подготовились, обрушились на демонстрантов, арестовали несколько сотен человек и задержали семь кандидатов в президенты от оппозиции.

Облавы на выходных

Старый новый президент заявил, что «бандиты» вызвали массовые беспорядки, и что он не допустит у себя в стране революции. По ускоренной процедуре около шестисот критиков режима были приговорены к тюремным срокам. Его министерство юстиции угрожало запретить все партии, движения и профсоюзы, чьи члены принимали участие в протестах — будто бы таких организаций и без того почти не осталось. В выходные милиция провела рейды по домам и офисам нескольких активистов оппозиции.

Это было жутким возвращением к былым временам, и это означало серьезный кризис общественных отношений для Западной Европы. Через два дня после выборов 27 государств-членов ЕС отметили, что у них создалось «плохое впечатление» о картинах, приходящих из Минска. В январе ЕС решит, не возобновить ли старые санкции против режима в Минске.

Лишь в прошлом году политики в Брюсселе, ссылаясь на ослабление степени политической напряженности в царстве давнего диктатора Лукашенко, сняли запрет на въезд в ЕС, введенный в 2006 году в отношении самого Лукашенко и примерно 30 его соратников. Европейцы тогда заявляли, что Белоруссия сделала ряд позитивных шагов, включая освобождение политзаключенных и успешную работу двух оппозиционных газет. Его даже оперативно пригласили присутствовать на инаугурационном мероприятии программы Восточного партнерства ЕС в Праге. Этот шаг дал повод для торжества минской газете «Комсомольская правда», которая смогла назвать Лукашенко «полноправным участником европейской политики».

Но как показывают последние выборы в Минске, таковым он как раз не является. В очередной раз аналитики задаются вопросом, что движет этим 56-летним сыном рабочего текстильной фабрики, и как ему неизменно удается получать поддержку большей части народа, несмотря на все протесты.

Молчаливое большинство

Стабильность и относительное благополучие, курс на поддержку национальных чувств и беззубая оппозиция — это три источника, из которых Лукашенко черпает свою силу и уверенность в себе. За месяцы до голосования он постепенно увеличил выплаты, получаемые 2,5 миллионами пенсионеров, более чем на 20%, а в будущем году планирует удвоить зарплаты врачей и учителей.

Страна, которая когда-то была инженерным центром и производителем оружия для Советского Союза, действительно в последнее время достигла некоторых успехов. Экономика выросла более чем на треть с 2005 года. Сельхозэкспорт увеличился в 6 раз за 10 лет, потому что Лукашенко модернизировал молочные комбинаты и закупил 15 000 тракторов. Правительство хвалится, что ни одна другая страна на пространстве бывшего СССР не строит так много жилья в пересчете на душу населения, как Белоруссия.

По данным исследования Белорусского института стратегических исследований, который базируется в Литве, 51% считает, что их страна развивается удовлетворительно, при этом в 2001 году таких было лишь 38%. Опрос также показывает, что большая часть молодежи лояльна Лукашенко. Кажется, минский диктатор является президентом молчаливого большинства, которое будет терпеть его до тех пор, пока чувствует, что идет экономический подъем.

Почти в самом сердце Европы, менее чем в тысяче километров от Берлина, царство Лукашенко олицетворяет вариант развития, которое не соответствует тому, что воображал себе Запад. Почти через 20 лет после развала СССР авторитарные режимы правления установились в большинстве из его бывших республик.

Стабильность, порядок и спокойствие

Президент Нурсултан Назарбаев контролировал Казахстан больше двух десятилетий. В Узбекистане диктатор Ислам Каримов однажды приказал своим службам безопасности расстрелять сотни демонстрантов. Прозападная «Оранжевая революция» на Украине провалилась, и теперь страна возвращается к авторитарному стилю правления. Наконец, в России премьер-министр Владимир Путин построил систему однопартийного правления, приукрашенную несколькими покорными партиями.

Все эти режимы зависят от унаследованной системы подавления, осуществляемого спецслужбами и полицией. А руководство в каждой стране рассчитывает на население, измученное девальвациями, кризисами и неопределенностью, не желающее поэтому перемен и делающее ставку на стабильность, порядок и спокойствие. Так же и в случае с лукашенковской Белоруссией, где спецслужбы по-прежнему носят название КГБ. «Многие считают, что советская система была неплохой. Люди воспринимают начало 1990-х как шок и верят, что Лукашенко избавит их от него», — говорит минский политолог Павел Морозов. «Многие хотят, чтобы все оставалось как есть», — добавляет он. Лукашенко также позиционирует себя как защитника белорусского суверенитета и «человека посередине», который удерживает крепость меж, с одной стороны, соблазнительными призывами Европейского Союза, а с другой, бесцеремонными и грубыми русскими, которые хотят держать своего младшего партнера под тщательным контролем.

Белорусы опасаются, что более тесные связи с Россией могут позволить госкомпаниям Москвы скупить их бизнес, а реформы в стиле рыночной экономики, которые хочет видеть ЕС в Белоруссии, вызовут рост инфляции и безработицы. Напротив, Лукашенко возлагает надежды на новые источники капитала: Венесуэлу, Иран и Китай. Пекин хочет модернизировать железную дорогу в Белоруссии, а также минский аэропорт, а взамен получит место для станции радиоперехвата.

Недопонятая ирония

Слабость оппозиции — одна из причин того, что Лукашенко не упрекнут в жестокости милиционеров, которую правоохранительные органы проявили в день выборов. К лидерам оппозиции не питают большого уважения в народе. Их считают склонными к самолюбованию, авторитарными и контролируемыми из-за границы. Но есть причина, почему они зависят от дотаций Запада. Оппозиции не хватает поддержки класса частных предпринимателей.

Посольство США в Минске, которое работает весьма активно, не раз обращало внимание на эту нехватку в своих докладах в Вашингтон. В депеше, написанной в феврале 2006, до выборов в том же году, посол США Джордж Крол охарактеризовал уровень поддержки Лукашенко как «существенный», а сам режим — как «сильный». Оппозиция, продолжал Крол, не смогла убедить белорусов, что при новом лидере жизнь улучшится. Но у оппозиции также практически не было возможности обсудить альтернативы Лукашенко, потому что постоянно сажают в тюрьму и всячески деморализуют критиков режима. Этой осенью RockerJocker, минская поп-группа, выступила с хитом — песней под названием «Саня останется с нами». Саня — уменьшительное панибратское имя Лукашенко. В тексте упоминаются голубое небо страны, счастливые матери, чистые улицы, надежное автобусное сообщение, и в целом Белоруссия описывается как «самое чистое место на Земле».

Лукашенко практично и проницательно приобрел права на песню и она играла во время его появлений в рамках предвыборной кампании. Ее также транслировали несколько раз в день по государственным радиостанциям. Большинству белорусов она понравилась, многие посчитали, что стихи — это обещание, которое дает им их президент. И едва ли кто-то заметил, что в слова вкладывался изначально ироничный смысл.