Эксперт: цель Каддафи – не допустить ударов НАТО

«И Россия, и Китай будут влиять на ситуацию и держать ее под контролем», – считает известный германский политолог Александр Рар. По его мнению, Каддафи уже победил в гражданской войне, но Западу теперь не удастся однозначно подыграть лишь мятежникам, и под давлением ООН обеим сторонам придется договориться о перемирии.

Ливийские военные не прекратили атаки на повстанцев, заявил в пятницу член оппозиционного военного совета Халед ас-Сайех. Французским журналистам в Бенгази он сообщил, что «сторонники режима Каддафи не прекращают нападения на народ. Они продолжают атаки на находящиеся в осаде города». В частности, по его словам, продолжаются обстрелы городов Мисурата и Адждабия, которые частично остаются под контролем оппозиции, передает «Интерфакс».

Американский президент Барак Обама вечером в пятницу пригрозил, что США начнут военные действия против режима Каддафи, если тот скорейшим образом не выполнит требования резолюции Совбеза ООН.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее в пятницу телеканал «Аль-Джазира» передал о том, что войска Каддафи продолжают перестрелку с оппозиционерами, несмотря на объявление Триполи о прекращении огня. Одновременно, по данным телеканала, в сумерках на окраине Триполи прогремели три мощных взрыва. Причины их пока неизвестны.

Ранее Триполи объявил о немедленном прекращении боевых действий в стране и выполнении резолюции ООН. В ответ на это британский премьер Дэвид Кэмерон заверил, что союзники не обратят внимания на это заявление режима Каддафи и пока продолжат подготовку к военной операции. Франция также приняла это решение настороженно. Позже Триполи заявил о том, что решение о прекращении огня вступило в силу.

По данным источников в Пентагоне, активная фаза операции союзников против режима Каддафи может начаться в воскресенье или понедельник.

В четверг собравшийся в Нью-Йорке Совет Безопасности ООН принял резолюцию (воздержались Россия, Германия и Китай), которая предусматривает закрытие воздушного пространства для ливийской авиации, возможные боевые действия, за исключением применения наземных сил. Перед этим полковник заявлял, что в случае ударов извне Ливия окажет упорное сопротивление агрессорам. О том, что заставило Каддафи передумать и в пятницу днем объявить о готовности выполнить ультиматум международной коалиции, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказывает эксперт Совета по внешней политике Германии, участник Валдайского клуба Александр Рар.

ВЗГЛЯД: Александр Глебович, Каддафи и его окружение говорили, что Ливия будет стоять до конца, не будет ограничиваться жертвами, и вдруг Каддафи развернулся на 180 градусов. Он блефует, чтобы выиграть время, или всерьез готов на мировую с мятежниками?

Александр Рар: Это тактика опытного диктатора. Саддам Хусейн в иракской войне тоже пытался обхитрить силы Запада, которые были в тысячу раз сильнее его. Здесь аналогичная ситуация. Каддафи понимает, что почти весь западный мир против него. Резолюцию ООН не заблокировали только Китай и Россия. Арабская лига также высказалась за запрет полетов авиации над Ливией.

Скорее всего, теперь ливийский лидер хочет как можно скорее решить вопрос с повстанцами. Объявив о своей готовности договариваться, он тем самым показывает, что подчиняется тому, что написано в резолюции ООН. Его цель состоит в том, чтобы не допустить ударов НАТО по своей территории. В любом случае, он фактически победил в этой гражданской войне, и теперь его будут заставлять договариваться.

ВЗГЛЯД: То есть у Ливии нет шансов успешно отбиваться от воздушных атак западных стран?

А.Р.: Нет, конечно. Ливийская армия примерно соответствует бывшей армии Саддама Хусейна. Американские пилотируемые бомбардировщики, так называемые «невидимки», наводят жуткий страх и панику. Если они будут запущены, то они разбомбят эту страну, как в свое время разбомбили Югославию.

ВЗГЛЯД: Удастся ли в случае интервенции силам Каддафи нарушить воздушное и морское транспортное сообщение в центре Средиземного моря? Ранее в Триполи грозили, что гражданские и военные объекты Запада станут целями ливийского контрудара?

А.Р.: Угрозы такие звучали, но такой вариант исключен. Милошевич в свое время тоже много угрожал Западу, но ничего подобного не сделал. Хусейн тоже грозился разбомбить Израиль, но ракеты в ту сторону так и не были запущены. Дело в том, что против него может быть направлена такая мощь, что силы воли лидера на это просто не хватит.

ВЗГЛЯД: Вы не исключаете, что повстанцы в последние дни нарочно отступали перед силами Каддафи, имитируя угрозу своего поражения, с тем чтобы спровоцировать мировое сообщество на интервенцию?

А.Р.: Думаю, что вы приписываете этим повстанцам слишком много военной мудрости. Надо помнить, что это совершенно неорганизованная сторона. В диктаторской стране невозможно себе представить, что, оказавшись в пустыне, люди смогли что-то конкретно спланировать. Это спонтанный бунт. У них даже нет военного лидера. У них второстепенное по силе оружие и одна общая идея – убрать диктатора, который всем надоел.

ВЗГЛЯД: Возможно ли, что Каддафи и повстанцам все же не удастся победить друг друга быстро и гражданская война затянется?

А.Р.: Вряд ли. Мы подходим к завершению гражданской войны. Все, что Каддафи мог разбомбить, он разбомбил. Остались один-два города, которые нужно взять. Я думаю, здесь он не блефует, он действительно пошлет туда пехоту, переодетую в полицейскую форму, и наведет порядок. Если бы резолюция ООН появилась раньше, повстанцы еще бы имели шанс, но не теперь. В лучшем случае, им удастся договориться с ним.

ВЗГЛЯД: Если Каддафи согласится на примирение, но повстанцы упрямо откажутся от него? Возможно ли в таком случае международное давление и на оппозицию, хотя до сих пор Запад ее только опекал?

А.Р.: В резолюции ООН как раз отмечается, что разоружаться должны обе стороны конфликта. И Россия, и Китай будут влиять на ситуацию и держать ее под контролем.

ВЗГЛЯД: Почему Берлин, в отличие от своих союзников по НАТО, не участвует в войне?

А.Р.: Не только Германия, но и все страны БРИК против интервенции. Если учесть, насколько нехотя Германия отправила войска в Афганистан и сделала это, только чтобы отдать дань американцам. Поддержать страну после того, как на нее напали 11 сентября. Дело в том, что немцев трудно убедить в том, что нужно воевать против кого-то, кто тебе ничего не сделал. Каддафи им не угрожал.

А тезис о том, что необходимо защищать гражданское население, которое тоже вооружено, никого не убеждает. Немцы понимают, что Саркози просто хочет выпендриться, другого слова нет. Этим всем он хочет взять под свой контроль военную политику ЕС. Немцы не хотят затевать сомнительную кампанию под французскими флагами.