Каким будет новый Египет?

За несколько дней до запланированного на 19 марта референдума по изменению Конституции 1971 года ситуация в Египте остается сложной и неясной. Более того, путаницы все больше. По мере того как огонь «Революции 25 января» гаснет, угасает и революционный пыл, объединивший мусульман с христианами. Зато разгораются старые конфликты.

На фоне незаметной для широкой публики работы комиссии по подготовке проекта Конституции на политической сцене все чаще возникают акты насилия на религиозной почве. 8 марта христиане-копты столкнулись на улицах Каира со сторонниками салафизма. Копты протестовали против актов агрессии со стороны мусульман, совершивших поджог церкви в Суле и требовали суда над преступниками, а также разрешения на восстановления церкви. Салафиты, в свою очередь, требовали освобождения нескольких женщин, которые, якобы, насильно удерживаются в коптских монастырях. По их утверждениям, это бывшие христианки, принявшие ислам. Салафиты — это представители одного из самых крайних движений в исламе. Идеологически они близки к саудийскому ваххабизму, их программа предполагает возврат к религии предков (салаф — по-арабски «предок») и очищение от обновлений в исламе. Эта идеология близка большинству экстремистских мусульманских группировок во главе с Аль-Кайдой. Наиболее ненавидимым ими «обновлением», или ересью, как они это называют, является демократия. В качестве альтернативы демократии они видят халифат, живущий по законам шариата. Оптимальной моделью отношений ислама с другими религиями они считают «конституцию Омара», которая предлагает не-мусульманам три выхода: ислам, специальный налог (джизия) или смерть.

При Мубараке салафиты были лишены права участвовать в политической жизни страны. Их преследовала служба безопасности, которую теперь они обвиняют в незаконных арестах, применении пыток и даже тайных убийствах своих соратников.

Странная политика Мубарака и секретные документы

Отношение к экстремистам правительства Мубарака, особенно в последние десять лет, было, как минимум, неоднозначным. С одной стороны, жестокие репрессии против подозреваемых в терроризме, ярким примером чего являются массовые аресты в 2004 году после терактов в Шарм Эль-Шейхе, а с другой — отсутствие реакции на насилие в отношении христиан, когда власти отказывались расследовать даже случаи убийств.

В последние дни на улицах Каира появились бродячие торговцы, предлагающие приобрести секретные документы из архивов египетского МВД по 30 фунтов за комплект (что-то около 5 долларов США). Особым интересом у публики пользуются документы, описывающие два ряда событий. Первый — это участие Гамаля Мубарака, сына бывшего президента, в организации терактов в Шарм Эль-Шейхе в 2004 году. В этих документах содержится информация о том, что «наследник» Мубарака знал о планировавшихся терактах и даже сотрудничал с террористами. Объектом покушения должен был быть конкурент Гамаля по бизнесу, связанному с поставками египетского газа в Израиль. Второй — сотрудничество службы безопасности Египта с высокопоставленными духовными лицами коптской церкви, которым она, якобы, передавала женщин-христианок, принявших ислам. Подлинность этих документов, мягко говоря, сомнительна. Отсутствие на них дат, подписей, печатей и прочих необходимых атрибутов официальности, а также явно провокационная их направленность, вызвали возмущение в обществе, которое усмотрело в распространении этих фальшивок провокацию все той же службы безопасности.

Примерно так же рассматривает распространение этих «сенсаций» и «Братья-Мусульмане» в своем официальном заявлении возлагают ответственность за эту попытку раскачать ситуацию на «промубараковские банды», которые, по их мнению, хотят расколоть общество, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй». Руководство «Братьев-Мусульман» призвало египтян пожертвовать личными и корпоративными интересами ради общего блага и руководствоваться разумом. В этом, вероятно, присутствует желание улучшить свой имидж в глазах не только египтян, но и мирового сообщества, в первую очередь, США. В то же время, организация избегает формулирования собственной внятной политической программы. Единственным известным пунктом этой неизвестной обществу программы является признаваемый движением «Братья-Мусульмане» примат мусульманского права над светским.

Новая Конституция

Тем временем, проект изменений в Конституции Египта вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Даже в составе Конституционной комиссии нет единства. Часть ее членов ( в том числе и Соби Салех, представитель «Братьев-мусульман» ) вообще предлагаю сначала избрать новый парламент и президента, а потом уже приступить к изменению Конституции. Многочисленные голоса за отмену действующей ст.2 Основного документа Египта, в которой провозглашается государственная религия ислам, во внимание не принимаются и, скорее всего, эта запись в новой Конституции останется. Пока комиссия предлагает ограничить президента в праве объявления чрезвычайного положения, сократить срок его правления с 6 до 4 лет, запретив повторное избрание, а также разрешить группе из 30 тысяч граждан выдвижение собственного кандидата. Скорее всего, будет установлен судебный контроль над выборами.

Неясное будущее

Шансы на быструю стабилизацию невелики. Изменения намечаются не в ожидаемом Западом направлении, а направлены, скорее, на борьбу с людьми, которые стали олицетворением ненавистного режима Мубарака. Вряд ли что-то изменит и референдум, который состоится в ближайшую субботу, 19 марта. Если Конституция будет принята, это вовсе не гарантирует позитивного развития событий, отрицательный же результат продолжит паралич государственного управления и вынудит правящий ныне Высший Совет Вооруженных Сил к изменению стратегии. Происходящие сегодня в Египте события не дают уверенности в том, что победит концепция нового, современного Египта.