Судьба Ливии в руках Совбеза ООН

17 марта 2011 года может стать днем, когда окончательно решится судьба нынешних ливийских властей. С одной стороны, сам Каддафи и его сторонники полны решимости окончательно склонить чашу весов в свою пользу, с другой — именно сегодня на рассмотрение Совбеза ООН будет вынесена очередная резолюция, которая может открыть путь к военной интервенции в Ливию.

Лидер ливийской революции Муаммар Каддафи накануне объявил 17 марта днем «решающей битвы» за город Мисрата. Это единственный населенный пункт на западе Ливии, еще остающийся под контролем его противников. Захват его позволит правительственным силам приступить к операции по захвату одного из главных оплотов оппозиции — Бенгази, расположенному на востоке страны. Напомним, что ранее Саиф аль-Ислам Каддафи заявил, что на захват Бенгази войскам понадобится 48 часов. Позднее в эфире государственного телевидения Джамахирии было объявлено, что командование ливийской армии предписало мирным жителям Бенгази покинуть все военные объекты и территории, занятые повстанцами, к 00.00 четверга по местному времени (01.00 мск).

Изменившуюся ситуацию почувствовали, что называется, «на своей шкуре», иностранные корреспонденты, ранее принимавшиеся оппозиционными Каддафи силами буквально-таки с распростертыми объятиями. «Комсомольская правда» приводит свидетельство французского журналиста, который заявил, что отношение к западной прессе со стороны оппозиции резко изменилось после того, как верные правительству войска стали переламывать ситуацию в свою пользу. «Повстанцы почему-то решили, что мы наводим ракеты Каддафи с помощью спутниковых телефонов. Разбили две камеры, отняли спутниковые модемы. И еще, там ходят слухи, что Каддафи смотрит западное телевидение, и поэтому знает, куда посылать своих наемников. Снимать не дают. Вообще стало невозможно снимать. Каддафи скоро победит», — рассказал работающий на Франс-пресс журналист.

Сам Каддафи тем временем впервые за время конфликта пообщался с российской прессой и дал интервью подразделению телеканала Russia Today на арабском языке — «Русия аль-Яум». Прогнозируя дальнейшее развитие событий, ливийский лидер выразил уверенность, что штурмовать Бенгази нет необходимости: «С мятежниками справятся сами жители Бенгази, поэтому нет необходимости в использовании силы».

В своем интервью Каддафи также сделал ряд громких внешнеполитических заявлений, главным из которых стало признание в том, что он «разочаровался» в Западе. «Мы больше не верим Западу, поэтому мы хотим пригласить российские, китайские и индийские компании к участию в инвестициях в нефтяную и строительную сферы», — заявил он. «Мир начинает понимать, что он ошибся, на самом деле происходящее в Ливии в корне отличается от того, что случилось в Тунисе и в Египте», — подчеркнул лидер Джамахирии.

Напомним, что такое заявление Каддафи сделал на фоне того, что буквально на днях президент России Дмитрий Медведев подписал указ, запрещающий самому Муаммару Каддафи, его родственникам, а также ряду ливийских чиновников и военных, обвиняемых в применении насилия против мятежников, въезд и транзит через территорию нашей страны. Они также лишены возможности распоряжаться своей собственностью и деньгами, находящимися в РФ. Ранее Москва, выполняя резолюцию Совбеза ООН, отказалась поставлять в Ливию оружие, что, по признанию специалистов, повлекло за собой колоссальные потери для бюджета. Очевидно, что ливийский лидер рассчитывает если не на изменение позиции Москвы по вопросу о происходящих в его стране событиях, то, по крайней мере, на то, что РФ не будет поддерживать дальнейшее ужесточение санкций против Триполи и не даст добро на военное вмешательство в конфликт.

Президент России Дмитрий Медведев, подписавший упомянутые выше указы и вроде как тем самым однозначно вставший на сторону противников Каддафи, вчера также сделал ряд заявлений, касающихся подготовки новой резолюции Совета безопасности ООН по «ливийскому вопросу». «Мы поддерживаем стремление Лиги арабских государств, Африканского союза, Организации Исламская конференция добиться прекращения насилия, сделать так, чтобы гражданское население страны не страдало», — заявил глава российского государства на пресс-конференции после переговоров с премьером Турции. «Рассчитываем, что правящий режим Ливии отреагирует на требования арабских и африканских стран, которые поддерживаются международным сообществом и РФ в частности», — добавил он.

Среди этих требований, напомнил Медведев, есть выдвинутое ЛАГ предложение объявить воздушное пространство над Ливией «бесполетной зоной», направленное фактически против войск, верных Каддафи. Такое решение, по словам президента, есть прерогатива СБ ООН. В случае, если резолюция об объявлении воздушного пространства Ливии зоной, запретной для полётов боевой авиации Муамара Каддафи, будет поставлена на голосование, то, заявил Медведев, «надо разобраться, устраивает ли это непосредственных соседей Ливии, и если устраивает, то какие страны будут нести основную ответственность по обеспечению режима этой зоны, безопасности этой зоны».

Президент России подчеркнул, что это особенно актуально с учётом того, что в проекте резолюции Совета Безопасности ООН предполагается санкционировать наземную операцию. «Все понимают, что означает «наземная операция» — это, скорее всего, означает начало войны; войны уже не гражданской, а с применением международного контингента», — пояснил президент. Вместе с тем он не дал однозначного ответа на вопрос, готова ли Россия как постоянный член Совета безопасности санкционировать эту войну, ограничившись лишь фразой о том, что «необходимые инструкции министру иностранных дел я дал».

Глава российского государства также отказался давать какие бы то ни было прогнозы относительно возможного развития событий в Ливии. «Прогнозы — дело неблагодарное, и делать я их не буду, тем более что вся череда событий на арабском Востоке опровергает любые прогноз, — сказал он. — Ещё полгода назад никто такого сценария представить себе не мог». Вместе с тем он отметил, что проблемы в Ливии «накапливались давно, и демократические процессы, которые там развернулись, выстраданы». «Есть проблема с тем, каким образом развиваются эти процессы в Ливии; проблема заключается в том, что в Ливии власть подавляет эти процессы, а резолюция 1970 Совета Безопасности ООН не выполняется, потому что продолжается применение силы», — посетовал он.

Тем временем США объявили, что готовы оказать финансовую поддержку ливийской оппозиции. Причем использовать для этой цели они намерены арестованные активы режима Муамара Каддафи, оцениваемые в 32 млрд долларов. Как заявил официальный представитель Белого дома Джей Карни, США сейчас «изучают полномочия», которые позволили бы им это сделать. Ранее, напомним, американские власти уже демонстрировали свое умение весьма вольно трактовать резолюции СБ ООН, заявляя, что введенный запрет на поставки оружия в Ливию якобы не может помешать им вооружать противников Каддафи. О том, насколько «творчески» США будут трактовать решения ООН, санкционирующие наземную операцию в Ливии, можно только догадываться. Хотя, впрочем, нет, гадать не надо — пример Югославии и Ирака у всех перед глазами.