Грибаускайте: одинаково непросто и с Лукашенко, и с Путиным

Надеюсь, нового премьер-министра искать не придется, по крайней мере до выборов, сказала президент Литвы Даля Грибаускайте. С другой стороны, эта коалиция довольно уязвимая, признает она. Глава Литвы не скрывает, что ей одинаково непросто говорить как с А.Лукашенко, так и с В.Путиным. «Они разные люди. Наши контакты пока не на том уровне, чтобы это общение было легким», — сказала Д.Грибаускайте.

«Иногда на самом деле кажется, что эта коалиция становится заложницей одного из своих партнеров», — сказала президент.

Глава страны также акцентирует большой масштаб олигархизации политиков в Литве. «Во многих областях мы видим прямое давление на принимающих законы. Президентскому аппарату иногда приходится немало сделать для того, чтобы попытаться это остановить или профильтровать эти интересы и блокировать их», — сказала Грибаускайте. Также она признает, что в течение долгого времени большая часть и правых, и левых партий кормились за счет энергетического сектора.

Президент утверждает, что в последнее время со стороны США больше внимания уделяют крупным государствам, а не бывшим небольшим партнерам, но, по оценке Грибаускайте, обузданы «процессы, которые были не совсем благоприятны для нас». А общение и отношение к Беларуси и ее руководителю было сформировано в соответствии с позицией ЕС. «Я лично не была с ним знакома, мои отношения с ним и мое мнение об Александре Лукашенко такие, какими и были — неоднозначные», — сказала президент.

— На минувшей неделе в отставку подал министр экономики Дайнюс Крейвис. В парламенте объявляли вотум недоверия министру энергетики. Каковы, по Вашему мнению у нынешнего правительства шансы удержаться до конца срока полномочий? Если это правительство уйдет, то кого Вы видите на посту премьер-министра?

— Я могла бы пошутить, что будут искать нового премьер-министра только в Литве. Надеюсь, что делать это не придется, по крайней мере до следующих выборов. Очень хотелось бы, чтобы нынешний премьер-министр доработал до выборов. Конечно, премьеру не надо радоваться, что я так говорю, ему придется выдержать и мою конструктивную критику: премьер-министр должен будет исправить ошибки, если они будут допущены. Думаю, что шансы у этого правительства есть.

— Вашу критику услышали и еще несколько министров. Не считаете ли Вы, что консерваторы, игнорируя замечания в связи с плохой работой партнеров по коалиции, ради стабильности жертвуют качеством?

— Я отчасти могла бы согласиться с вашей мыслью. В последнее время в Литве все правительства были и, наверное, в будущем будут коалиционными. Поэтому любому премьер-министру, главе коалиции, всегда придется искать компромиссы. Наверное, то, что министр охраны окружающей среды до сих пор остается на своем посту, это последствие коалиционных соглашений. Иногда на самом деле кажется, что коалиция становится заложницей одного из партнеров.

— В последнее время были слухи о том, что как кандидата на пост премьер-министра предусмотрели консерватора Кястутиса Масюлиса. Есть ли для таких слухов основание?

— Надеюсь, что премьер-министр сможет закончить свою работу, работать до конца срока полномочий.

— Не кажется ли Вам, что премьер-министр сконцентрировался на глобальных проблемах и дефиците бюджета, поэтому забыл о повседневных потребностях граждан?

— Есть такая инертность. То, что премьер-министр способен мыслить стратегически, это хорошо в кризисный период, но то, что правительство не отличается оперативностью и быстро не реагирует на потребности людей, это очевидно. Но это — проблема не только премьер-министра, но и некоторых министров.

— Вы неоднократно говорили, что Литва становится страной, которой управляют олигархи и представители преступного мира. Изменилось ли это как-то в последнее время?

— Характеризуя олигархию, мы чаще всего говорим о сращивании интересов политиков, СМИ и предпринимателей, для решения частных и групповых интересов, а не концентрации на пользе для государства и людей. Мы должны разделять уровни политической коррупции и «теневого» бизнеса, а также преступный мир. Это разные вещи. Если говорить об олигархизации общества, когда отдельные группы оказывают влияние на политические решения и развитие экономики страны, я бы акцентировала олигархизацию политиков, что очень опасно, поскольку определяет направление стратегического развития страны. Когда отдельные группы или тот или иной олигарх начинает диктовать, государство начинает работать не на благо людей, не ради своего будущего, а на пользу отдельным интересам.

— Вы представили парламенту поправки к закону о теплохозяйстве, в которых предложено раздробить монополию на рынке. Также упоминали, что мэрии не справляются с проблемами в области теплохозяйства, и надо подумать о том, как распределить функции между центральной властью и муниципалитетами. Что Вы имели в виду?

— Когда-то мы думали, что центральная власть ничего не может сделать, поэтому лучше все передать муниципалитетам. На самом деле муниципалитеты, чтобы быть самостоятельными, должны располагать инструментами: и определенными налогами в своих руках, и другими финансовыми возможностями. Одним из способов было отдать теплохозяйство в руки мэрий, однако не была передана ответственность делать это качественно, контролировать расходы бизнес-структур. В такой ситуации Комиссии по ценам остается только в определенных рамках утверждать цены на тепло.

В этом году мы увидели, что происходит, что монополизировано и производство тепла, и поставки, и администрирование. Практически Комиссии по ценам и мэрии не контролировали процесс — мы видели огромные скачки цен, которые не всегда были объективными и стали политическим орудием перед муниципальными выборами. Особенно сложная ситуация сложилась в Вильнюсе и Каунасе. Никто не покушается на функции муниципалитетов, но если они не контролируют ситуацию и разрешают монополистам эксплуатировать людей, то власти рано или поздно должны будут взять на себя ответственность и определиться, менять закон, которым все отдано на откуп мэриям или просто ужесточить ответственность мэрий. раз у муниципалитетов есть полномочия, то они должны и нести ответственность.

Не нужно иллюзий по поводу интересов России

Отвечая на вопрос о степени влияния России на процессы в Литве и взаимодействии госструктур, направленном на пресечение этого влияния, президент призвала не питать иллюзий. По ее словам, влияние России будет всегда.

«Во всех странах есть проблема, когда силовые ведомства не всегда обмениваются информацией. В прошлом году мы видели огромную проблему со Службой расследования финансовых преступлений (СРФП), сейчас отношения между СРФП и Службой специальных расследований налажены лучше.

А Россия — это большое государство, ее влияние будет всегда и не нужно питать иллюзии относительно того, что у нее не будет интересов в странах Балтии. Главное, чтобы сильно не нарушались наши интересы. Главное, чтобы Литвы была способна и находиться в диалоге, и конструктивно сотрудничать, но и защищать интересы своих людей», — сказала Д.Грибаускайте.

Отношение к Белоруссии было сформировано позицией ЕС

Президенту был задан вопрос о том, не изменился ли ее взгляд на А.Лукашенко после выборов в Белоруссии и последовавших за ними событиях, и не считает ли глава Литвы ошибочными инициативы контактов с ним.

Д.Грибаускайте признала, что «последняя часть выборов» в Белоруссии разочаровала ее. Но, по мнению президента, необходимо поддерживать контакты с теми, кого не затрагивают санкции, а время покажет, как в дальнейшем будут складываться отношения.

«Общение и позиция в отношении Белоруссии, а также ее руководителя были сформированы в соответствии с позицией ЕС — я не была знакома с ним лично. Сближение и желание, чтобы выборы в Беларуси были как можно более открытыми, было выражено и Европейским союзом, поэтому я пыталась выполнить эту функцию.

Рада, что большую часть обязательств мы выполнили. Только, конечно, последняя часть выборов разочаровала, и ОБСЕ, а также и меня. Мои отношения и мнение о А.Лукашенко такие, какими и были — неоднозначные. Сейчас есть определенные санкции ЕС по прекращению контактов с этим политиком. Но с другими контактировать необходимо. Должностные лица будут поддерживать контакты с лицами, с которыми разрешено общаться.

Насколько мне известно, бизнес готовит двусторонний семинар в Литве. А как в дальнейшем сложатся отношения, покажет время. Надеюсь, что отношения восстановятся, а правительство Белоруссии осознает свои ошибки и попытается открываться навстречу и Европе, и правам человека — так, как это было перед выборами», — полагает президент.

«Мы сразу и осудили неадекватное применение силы. Никто не одобряет действия против прав человека», — отметила она, комментируя события, произошедшие сразу после выборов в Минске.

Непросто как с Лукашенко, так и с Путиным

Д.Грибаускайте не скрывала, что ей одинаково нелегко говорить как с А.Лукашенко, так и с В.Путиным.

«С обоими непросто. Они разные люди. Наши контакты пока не на том уровне, чтобы это общение было легким. На самом деле есть чувствительные моменты как в Литве, так и в России, поэтому общение — несколько напряженное. Однако общаться необходимо, мы должны пытаться переступить те чувствительные моменты и думать о том, что представляет пользу для обоих государств в будущем», — убеждена Д.Грибаускайте.

В мае — визит на Кавказ

Президент утверждает, что несмотря на замечания обозревателей об охлаждении отношений с Грузией, в реальности сотрудничество растет.

«В реальности наше сотрудничество растет. (…) А именно, двустороння помощь на уровне проектов и специалистов. Нет личных визитов, но за полтора года я встречалась с президентом Михаилом Саакашвили 4 раза на различных форумах за рубежом. В мае я отправляюсь на Кавказ, посещу и Грузию. Самое важное — это то, что мы реально делаем, как реально помогаем. Не так важно, сколько раз встречаются руководители, хорошо обедают и поднимают тосты», — сказала Д.Грибаускайте.

Оценивать результаты «перезагрузки» пока рано

Отвечая на вопрос об политике «перезагрузки», Д.Грибаускайте отметила, что в новой геополитической ситуации Литва должна найти наиболее выгодную позицию, но результаты «перезагрузки», по ее мнению, пока оценивать рано.

«Это серьезные изменения, сказала бы, геополитические. Изменение позиции администрации США по отношению к Восточной Европе и России было довольно радикальным. Как скажется, покажет время. Оценивать пока рано. То, что со стороны США больше внимания уделяется крупным странам, а не бывшим малым партнерам, тоже очевидно. Эту реальность надо учитывать и найти наиболее выгодную позицию. Мы смогли защитить свои интересы в НАТО, в этот период получить планы обороны, довольно позитивный результат в рамках новой концепции НАТО.

Обузданы процессы, которые были не совсем благоприятны для нас. Полагаю, партнерство с США остается очень серьезным, особенно в области безопасности. Ну, а диалог между двумя большими государствами для нас полезен в той мере, в какой он полезен для процесса международного разоружения. Мы должны быть очень внимательными, чтобы это не делалось за наш счет», — подытожила президент, добавив, что это и пытается делать. — Пытаемся. Понимаю, что это не всегда оценивается позитивно, понимаю, что мы становимся более сложным партнером. Но мы являемся тем партнером, который хочет с достоинством сохранить свои интересы и быть равноправным партнером в НАТО».